Произведение «Плач по мастеру золотые руки» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Баллы: 27
Читатели: 1639 +5
Дата:
«Плач по мастеру золотые руки» выбрано прозой недели
06.04.2020
Предисловие:
Памяти Н.И. Доценко

Благословение от Учителя - Баскакова Владимира Юрьевича,
создателя Танатотерапии - искусства/терапии смерти.
From: Vladimir Baskakov <...>
To: "..." <...>
Sent: Sunday, May 24, 2009, 12:24:10 AM GMT+6
Subject: Message from Baskakov

Оля, спасибо!
Прочитал на одном дыхании - у тебя талант писать. Очень живо - и это о мертвом.
Еще раз, спасибо!
Обнимаю,
Баскаков

Плач по мастеру золотые руки

Он помер ясным весенним днём. Около четырёх часов пополудни. Солнце светило так ярко, и птички на соседском заборе орали так громко, что не верилось, что в такой день кто-то мог отправиться на тот свет. Стали крутиться, хлопотать, сестра вытирала слёзы кончиком платка. Жиличка с обалделыми глазами взахлёб рассказывала сон:

- Мне снилось, что мы с тобой накрываем столы, носим посуду, блюда, кушанья. А место, где столы стоят, такое неровное, какие-то холмы, овраги – и ветер, весна, так хорошо! Деревья цветут. И я во сне тебя спрашиваю:
- А жених-то кто? Жениха видели?..
А ты такая серьёзная, только и сказала мне: сама увидишь!

- Если снится свадьба, – сказала сестра новопреставленного, – будут похороны.

Тон такой был,… наставительный. Они переглянулись. Глаза у них, у обеих, были то ли серые, то ли синие, и похожи они были, как родные сёстры. Хотя их порой принимали даже за мать с дочкой.

Денег в доме не было вообще – ни с жильцов ещё ничего не причиталось, рано. Ни каких-либо заработков не было. Предстояло похоронить человека! Платить за место на кладбище, за гроб, катафалк! Кто будет его мыть? Сестра отказывалась к нему входить, трогать, даже прикрыть глаза. Её друг также боялся, лишь курил одну за одной крепкие папиросы без фильтра. Жиличке не доверяли, хотя она была бесшабашная и не боялась ничего. В конце концов, ей и пришлось это сделать. Но пока время шло, а в доме все ходили с каким-то непонятным выражением лица. Вообще, было неясно – то ли это горе, то ли нет. Даже не так, а вот: что здесь было большее горе – необходимость достать кучу денег на похороны или потеря человека. Второе как-то терялось в грандиозности первого.

Жиличка ещё раз сказала: - Давайте я буду мыть, я не боюсь.
Но ей снова сказали: нет, да сиди ты уже! Сестра умершего вспомнила соседку Танюху:
- Если бы она здесь жила! Ведь она мне маму мыла.
Не смея перечить, жиличка предложила почитать около умершего слово Божье. Тогда сестра согласилась: "Только ничего не делай там. Не надо".

Она надела платок и прошла в кочегарку, где он лежал. Было там и грязно, и плохо, но перечить всё же не стала. "Хотя и надо бы всё здесь убрать", - подумала она. Взяла в руки Библию, и стала искать, что там полагается читать для умерших в четверг.

Когда она открыла на нужной странице и прочитала первые строки для сопровождения души, в кармане её джинсов зазвонил телефон. Она достала его с третьего звонка, думая – не грешно ли будет ответить по телефону живому, читая над мертвым? Звонок прекратился в тот момент, когда она прочла, кто это был. Звонил один из самых любимых её друзей, немного беспутный, но очень милый. Если бывало совсем плохо, скажем, мог и тысчонку-другую тенге подбросить, и выслушать мог. Но тут он вдруг перестал звонить, а она-то не могла его набрать! Не то что около мертвого грешно звонить живым – а у неё денег на балансе было "жок"!
И вообще – раззвонился, тоже мне, когда тут – такое!

Какое – "такое"? - придралась она тут же сама к себе. Огляделась ещё раз. Мертвец лежал на своей постели, согнув ноги в коленях. Все земные муки для него прекратились. Вся жизнь окончена. Ничего не будет он больше делать: ни работать, ни жениться, ни болеть, ни пить, ни куролесить. Она стёрла слезу. Вот – не спрашивайте, откуда и почему эта слеза у неё: по покойнику ли, по своему ли милому другу татарину, который только что "звонил – не дозвонился". Как, она разве не сказала? Друг был татарин. Крещённый в Николая. Тёзка умершего.

К ней вернулось раздумчивое настроение. Если кто-то умирает, надо особенно чётко отслеживать свои слёзы – о чём они? И вы себя сможете лучше узнать… Она услышала это на каком-то занятии, и вдруг сама содрогнулась: ведь слезу смахнула не о покойном. Хорошо, что никто не знает. Как-то неудобно, подумалось ей, вот умер человек, и никто о нём – лично о нём – не уронит чистой слезы! Никто не пожалеет о нём. Бедный Колька! Она всё же расправила его колени, постаралась придать телу нужную форму – чтоб лежал ровненько, руки ему сложила на груди. Он был податливый, мягкий, даже ещё тёплый. Кожа на остывших уже ладонях и желтоватых от табака пальцах была шелковистая. Это удивило.

Она снова принялась читать ему слова святого Евангелия, но думала настойчиво лишь об одном: сначала надо было вымыть, а уж потом читать. Чистому надо читать слово Божье! А вдруг оно ему – грязному – впрок не пойдёт? Что за нелепость…

Наконец, привезли гроб. Уже стемнело, на улице зажгли фонарь. Гроб внесли в каморку, крышку поставили во дворике. В бригаде было несколько человек. Один из них казах, старше всех по возрасту, был хорошо осведомлен относительно русских православных обычаев. Он выдал все церковные обрядовые вещи – покров, молитву на лоб, пластмассовый крест в руки, крестик на шею – и всё сказал, что делать, куда что девать, сколько ставить свечей и где их зажигать. Ему авансом заплатили половину денег, остальные – завтра.

За вечер удалось достать все необходимые деньги. Достала их племянница покойного. Но денег было впритык – оплатить погребальной конторе, за гроб, и за землю на дальнем кладбище, и всё. Поминать даже не на что. Сестра прикинула расход на помывку покойника, решилась и сказала жиличке:

- Ладно. Вымоешь его?.. Я тебе воду согрею.

Она принесла воду в тазу, хозяйственное мыло и губку.

- Помой его как-нибудь, сильно не старайся, - сказала, словно извиняясь.

Стояла в своём платочке, в куртке:

- Ну, как ты будешь! Нет! Я – не могу!

Жиличка при этом вспомнила свою бабушку и абсолютно её тоном уверенно сказала:

- А что здесь такого особенного? Ничего особенного: человек помер.

Трудно было ворочать покойника на постели, остальное было легко сделать. Мылила губку в тёплой воде и мыла, мыла. Сестра то выходила, потому что не могла там находиться, то входила, чтобы помочь перевернуть тело. Жиличка, может, и правда не боялась, но почему-то болтала довольно много:

- Ты не бойся, если у него из лёгких выйдет последний выдох: это бывает. Это нормально, ничего особенного…

И затем, по ходу дела, сказала:

- А он ведь меня любил. Я – его последняя любовь. Как же я его не вымою.

Сестра, помогая переворачивать тело, с нажимом:

- Да уж, любил! Надо было – не пить! Тогда – понятно. Тогда это – любовь!

Жиличка потом рассказывала, что он «явился» ей смеющимся, лукавым. Мол, он будто бы стеснялся того, что она его моет, все части тела. Болел ведь он очень сильно, и мыть там реально было что. Особенно, зная её дотошность… Наконец, окончили дело. Обтёрли его чистой тряпкой, одели, положили в гроб, и тут же понесли прочь всё, что было в каморке: грязное и мокрое постельное, несколько одеял, тюфяк, подушку всю мокрую насквозь – предсмертные поты! Ну и всё остальное. Вёдра, картошку проросшую, и лук. Газеты и рваные, грызенные мышами, книги…
Вышла полная тележка, однако.

Но пока – всё суетились, одевали, украшали, прилаживали на лоб молитвочку… Вспоминали приметы: нельзя бросать покойника одного, чтобы он не снился. Обрядили. Вышли. Сели на лавке. Узенькая лавочка, на которой утром обычно помещался бокал с кофе и пачка арахиса жилички, а вечером – молодые люди с пивом и красавицами, - лавочка была сколочена из двух досок, сверху покрытых крашенным белым подоконником. Над ней, прямо над головами двух женщин, набирала цвет огромная старая яблоня, посаженная сорок лет назад уходившим в армию Николаем. С одной стороны во двор заглядывала встающая Луна, с другой его узкое пространство освещал бессменно-дежурный фонарь. За воротами послышалась автомашина.

- Наверное, Мацедун приехал, - сказала сестра.

Мацедун – вместо Мао Цзэдун, так когда-то прозвал этого рослого, крепкого, монгольского вида человека отчим покойного. Он был старым знакомым семьи, и Николай время от времени уезжал к нему работать. Это точно был он; сестра шепнула жиличке:

- И с ним – Мацедуниха!

Жиличка вскочила, чтобы уступить место гостям, и встала напротив лавки. Там она и простояла всё время их визита, поправляя такой непривычный для неё, постоянно съезжавший с головы платок. Мацедун прошёл, поздоровался, сел на лавку. Посередине села жена. Он посетовал на то, что жизнь такого прекрасного работника так скоро и нелепо оборвалась…

- Как я его звал, поедем ко мне, мы будем лечить тебя, уколы делать, хорошо кормить, и ты поправишься. Он бы ещё жил, если бы поехал со мной!

Его жена степенно молчала или изредка поддакивала. Он начал говорить о деле:

- У нас сейчас материально не так уж хорошо – сами знаете, детей надо учить, а старших и женить пора. Гм-м. Расходов стало больше! А доходы те же. Вот, простите, что так мало – я бы в лучшее время много больше вам дал на такое дело… даже сам бы всё полностью оплатил.

Жиличка вспомнила, как Колька, работавший годами у Мацедуна на участке и в доме, удивлялся:

- Оленька, да разве можно так много есть? Ты знаешь, сколько она готовит? Вот такие казаны огромные! Они оба такие толстые! И всё плачут, что расходы большие…

Украдкой разглядывала она приехавших мужа с женой. Они и правда были довольно толстые, оба. Муж намного выше неё, в добротной куртке; светлые брюки, полуботинки, кожаная кепка. Она одета в длинное тёмное шелковое платье – до сапожек. Платок, повязанный по-мусульмански, покрывал её голову и исчезал под воротником кожаной куртки, укрывавшей её полную, статную фигуру почти до колен. Она казалась даже нарядной, торжественной.

На фоне её молчания или поддакивания мужу жиличка услышала одну фразу:

- Если бы Николай жил не так, не пил бы, он бы служил в церкви.

Сначала ей подумалось – о Господи, кем? Ну, кем он был бы в церкви, этот безбожник. Знала она его несколько месяцев, пока жила в этом доме, снимая комнатку у сестры покойного. Он влюбился и бегал за ней, делал комплименты, но, если злился, мог и обматерить… Приносил ей сладости, орешки. Она полагала, что он приворовывал на базаре, но он с честным видом рассказывал ей всякие небылицы:
- Смотрю – идёт женщина. Увидала меня и говорит: - Вот, на тебе, сынок, поешь…
- И – что?
- Как – что? Ешь! Это – орешки, смотри, какие вкусные!
Орешков, разложенных торговкою в пакеты для продажи, было, если что, до пяти килограммов…

Однажды, упившись до полусмерти, Николай шёл домой. Его остановила пожилая женщина, знакомая его матери.
- Коля, я ведь хорошо знала твою маму. Она так тебя любила.
- Да, это точно. Мама у меня была хорошая!
- А вот ты-то почему такой нехороший, всё пьёшь! Сходил бы ты в церковь, Богу помолился, покаялся в грехах.
- Нет, что Вы, тётка! Мне в церковь никак нельзя.
- Почему это?
- Да ведь я же – коммунист!..

Свалился в лопухи возле ворот и заснул мертвецким сном.

В чём комизм той ситуации – когда-то он был, действительно, кандидатом в члены КПСС.

Жиличка всё думала о том, кем бы он служил в церкви? Интересно… если даже не мог войти и помолиться. Он был достаточно стар, чтобы быть служкой. Немузыкален, чтобы петь. Что она имела в виду, эта Мацедуниха?

… А она пожелала войти к нему и проститься. Гроб поставлен был в каморке у стены. Ногами вперёд. На подушечке около головы разложены разные цветочки, которые привезли из ритуальной лавки. Руки сложены, как положено, в них – крест. Костюм, рубашка – нашлось всё хорошее. Только


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Гость      21:50 02.04.2020 (1)
1
Дорогая Ольга, не знаю, где напомнить, но, вроде бы Вы обещали опубликовать здесь, на Фабуле мемуары *К юбилею гимназии*.
Пусть эта моя просьба соседствует рядом с прекрасным *Мастером*, как я называю про себя рассказ, который каждый день перечитываю.
Ваша Мила
     22:21 02.04.2020 (1)
Спасибо, дорогая Мила!
Я шла, вчера буквально, мимо своей школы, в которой ныне национальная Казахская гимназия, и сделала несколько снимков - хотелось бы показать школу, а не только рассказать о ней. Ума не хватило - как это сделать. Ладно - просто перенесу. Ещё бы найти исторический снимок - какой была та гимназия, в которой училась ещё моя бабушка. Где-то видела на Одноклассниках.
Гость      22:54 02.04.2020 (1)
1
У меня появилась надежда, и я готова сколько угодно ждать, чтобы Вы сделали именно так, как видит Ваш взгляд Автора. 
Мила
     23:18 02.04.2020 (1)
Разместила. А фото завтра постараюсь добавить.
Гость      22:37 08.04.2020 (1)
Спасибо, дорогая Оленька! С наслаждением перечитываю теперь и Вашего Мастера, и Гимназию!
     23:01 08.04.2020 (1)
Спасибо большое! Неужели мои скромные рассказы могли так понравиться! 
Гость      21:38 09.04.2020 (1)
1
Именно так.Пишу абсолютно искренне и бескорыстно, Оленька. У Вас - настоящий талант!
     22:28 09.04.2020 (1)
Спасибо большое! Правду говоря, мне ещё никогда столько хороших слов не доставалось, как от Вас с Алёной здесь, на Фабуле. Благодарю Вас от Души! Хотя и смущает такое внимание, правда. Кажется, про свои беды только и расскажешь, а тебе такие слова, столько поддержки, прямо любви даже. Спасибо большое! 
Гость      13:13 10.04.2020
1
Дорогая Оленька, цените себя, помните, пожалуйста, что у Вас талант. Причём Ваш талант виден сразу. Моя знакомая по интернету Татьяна сегодня восхищалась Вашим рассказом, и скоро появится её комментарий. Это мы, Ваши читатели говорим Вам спасибо, за публикации!
Татьяна сегодня написала мне, по прочтении "Плача по мастеру золотые руки", что, оказывается, у нас есть современная литература. Много, много хорошего о Вашем творчестве и Вас, потому что автор виден из-за своих произведений.
     17:52 05.04.2020 (3)
1
Ну вот, дочитал (уходил (см. предыдуший комменатрий) в магазин за продуктами). У меня так бывает иногда: не дочитываю сразу не потому что не зацепило, а потому что как только вижу что-то, нуждающееся в правке, начинаю править, как получилось и в этот раз.
Да, так вот, дочитал. Что скажу?
Скажу, что Вы - молодец.
Это - хорошо, хорошо написано. Написано - "ух!" я бы сказал (хотя мелкие шероховатости всё-таки мне глаз мозолят).
Это достойно быть посланным в большой журнал. Вы не пробовали?

Вот что ещё. Могу подсказать родственные Вам души (как мне кажется). Понимаю, что у каждого пишущего своих забот полон рот: со своим бы разобраться, не до чужого. Но иногда всё же бывает нужно прочесть и собратьев по духу (кстати, в этом смысле всё размышляю: почему же Вы так опечалены уходом Эдуарда Лимонова? ведь стилистически Вы с ним совершенно различны. Ну да это к слову).
Да, так вот. Мирамар. Есть страница такого автора на нашем сайте. Почитайте у него что-нибудь.

А Ваш рассказ, повторюсь, вещь хорошая, сильная. Правдивая вещь.
     22:34 05.04.2020 (2)
-1
Это совсем не то, как Вы пытаетесь подать,
по поводу Лимонова, что у Ольги Зотовой, совсем другая стилистистика.
Просто потому  что Эдуард Лимонов национал-большевик. Идейно чуждый для Вас "элемент".
Стилистика его произведений для Вас дело десятое.
И вообще, пропогандист-это призвание.
Учитесь у В.Соловьева- вот где мастер своего дела.
Можно сказать артист...
А Вы всего лишь воздух испортили...
     22:45 05.04.2020 (1)
Нет, ну что за слово? Когда Мужчины, гости моей странички, про стилистику - это ещё ладно, не про миллионы - но хоть про стилистику! - но фраза в конце!
     23:17 05.04.2020
1
Извините, Ольга.
     22:36 05.04.2020 (2)
Почему Вы мне всё время затыкаете рот?
     23:16 05.04.2020 (1)
Потому что Вы лжете.-Ваша мотивация совсем другая, чем та, которую Вы хотите представить.
     23:23 05.04.2020
Но это не смертельно? Мотивация Александра? Может, и ничего страшного. Все ведь живы и здоровы.
Мальчики, не ссорьтесь, пожалуйста!
     22:51 05.04.2020
Пишите, что хотите, спрашивайте, хоть про Лимонова, хоть про кого. Мне нормально.

А Вашей истории с Борисом я не знаю, это уж Вы сами.
     18:09 05.04.2020 (2)
Любимейшие авторы - Василий Аксёнов, вот и Венедикт Ерофеев, как впилась в него - и слушаю, слушаю.
У меня просто со зрением не очень - вот и ищу аудиокниги, чтобы продлить удовольствие. Счас Гессе слушаю. 
Неожиданно нашла свой старый рассказ - ах, чёрт дери, но я тогда не знала вообще Веничку!!! А читаю теперь - и стесняюсь из-за похожей местами интонации публиковать.
И так бывает.
Ладно - я новое напишу.
     18:21 05.04.2020 (3)
1
И всё-таки хочу Вам дать ссылку на упомянутого мною автора:

Мирамар. Рассказ "Дура"

Не пожалеете.
Гость      20:37 05.04.2020 (3)
1
Ольга и Александр, извините, что вступаю в вашу беседу, но она не секретная, и я решилась сказать, что прочла рассказ Мирамара - очень понравился, но огорчает, что Мирамар несколько лет ничего не размещает. Что случилось?
И ещё просьба к Александру найти в ЖЖ рассказ Лимонова "В Кондорском ущелье"; рассказ опубликован ориентировочно в сентябре- ноябре 2019. У меня такое чувство, что  прочтя этот рассказ, Вы перемените своё отношение хотя бы к позднему Лимонову.
С уважением, Мила  
     21:06 05.04.2020 (1)
Мила :) Я рада, что Вы с нами беседуете, как раз это очень хорошо. Пожалуйста, пишите, что захотите, такой Гостье я рада от Души всегда! 
Гость      16:52 06.04.2020
1
:)
Спасибо!
     20:52 05.04.2020 (2)
1
"В Кодорском ущелье" да?
Я нашёл его (если это то, о чём речь). Да, но ведь это не рассказ, это просто какая-то зарисовка. И, честно говоря, не понял её смысл.
Гость      16:52 06.04.2020
1
Жаль...я прочитала там воздух той местности, той жизни... теперешней.
     21:10 05.04.2020
Что бы после Эдички ни написал Лимонов, ничто не сравнится по силе воздействия, там такое отчаяние, такая боль, и всё это в чужой стране, где ты никому не нужен.
Но все остальные его книги читала, или слушала аудиокниги, и мне всё нравилось. Большой писатель. 
     20:46 05.04.2020 (2)
1
Пётр Шабашов (Мирамар) умер в 2016 году.
Я стараюсь не забывать о нём не из какого-то теоретического "чувства долга", а потому что это автор действительно хороших произведений.
Гость      16:52 06.04.2020
1
Светлая память Петру Шаталову (Мирамару). Спасибо, что познакомили с его творчеством.
     21:12 05.04.2020
Понемногу буду с ним знакомиться. Да и к Вам зайду, теперь уж завтра. 
     18:42 05.04.2020 (1)
Понравился рассказ, спасибо!
Баушки - они такие. Это да.
Удивительно - недавно добила повесть, в которой у меня есть также и тележка, а ещё - моя бабушка - баба Шура. Была. 
Я там правильно поняла, что это сам Мирамар - в 2016 году?.. Или я ошибаюсь.

А Вы знаете на Прозе.ру Александра Чашева? Он здесь тоже есть, но там - его цикл "Заотнё", о Русском Севере.
     19:15 05.04.2020 (1)
1
Мирамар - это псевдоним. Пётр Шабашов.
Он был автором нашего сайта некоторое время.
А в 2016 году его не стало. Но страница, к счастью, сохранилась.
     19:35 05.04.2020
Да. Хороший писатель был. Светлая память.
     18:27 05.04.2020
Пошла читать! Спасибо.
     18:15 05.04.2020 (1)
1
Кстати, обратил внимание на читок.
Это интересно. Потому что локализует.
У нас, например, такого не встречается. Говорят: чекушка или четушка (чатушка).
     18:22 05.04.2020
А, читок - да! Колька и его сестра так и говорили. А у меня тут тоже не говорят.
     18:02 05.04.2020 (1)
Спасибо Вам!!!
Знаете, Вы - не первый, кто сразу не осилил чтение. И Вы всё же хвалите  - и рассказ, и меня :) Благодарю Вас!
Ну, да куда ж его отправлять-то, пусть лежит тут.

А Эдичка - как же его не любить. Понимаете, мы в своё время остались без женихов - тогда убили наших лучших парней в Афгане, вот такая беда.
И здесь ты никому не нужна, а Эдичка - одной фразой.
И до самых слёз.
Когда у него богатый кто-то отнял единственное сокровище... Ну продолжите сами. Вы не можете это не помнить.
(Эдичка, светлейшая тебе память!)

А Вам доброго здоровья.
     18:12 05.04.2020
1

Знаете, Вы - не первый, кто сразу не осилил чтение.

Нет-нет.

Перерыв связан не с трудностью чтения. Просто случайно так сложилось, что пришлось прерваться.
     15:49 05.04.2020 (1)
1
Пока ещё не дочитал до конца.
Но, если честно, деликатная корректура всё же нужна.
Например, в абзаце:
Денег в доме не было вообще – ни с жильцов ещё ничего не причиталось, рано. Ни каких-либо заработков не было. Предстояло похоронить человека! Платить за место на кладбище, за гроб, катафалк! Кто будет его мыть? Сестра отказывалась к нему входить, трогать, даже прикрыть глаза. Её друг также боялся, лишь курил одну за одной крепкие папиросы без фильтра. Жиличке не доверяли, хотя она была бесшабашная и не боялась ничего. В конце концов, ей и пришлось это сделать. Но пока время шло, а в доме все ходили с каким-то непонятным выражением лица. Вообще, было неясно – то ли это горе, то ли нет. Даже не так, а вот: что здесь было большее горе – необходимость достать кучу денег на похороны или потеря человека. Второе как-то терялось в грандиозности первого.


Вот корректура:

Денег в доме не было вообще: ни с жильцов ещё ничего не причиталось – рано, ни каких-либо заработков не было. Предстояло похоронить человека. Платить за место на кладбище, за гроб, катафалк! И кто его обмывать будет? Сестра отказывалась к нему входить, трогать, даже прикрыть глаза. Её друг также боялся, лишь курил одну за одной крепкие папиросы. Жиличке не доверяли, хотя она была бесшабашная и не боялась ничего. В конце концов, ей и пришлось это сделать. Но пока время шло, а в доме все ходили с каким-то непонятным выражением лица. Вообще, было неясно – то ли это горе, то ли нет. Даже не так, а вот: что здесь было большее горе – то ли необходимость достать кучу денег на похороны, то ли смерть человека. Второе как-то терялось в грандиозности первого.
     16:00 05.04.2020 (1)
Спасибо за Ваши старания, дорогой Александр!
А Вы правда это всерьёз воспринимаете?
Куда это вообще можно - с корректурой даже.
Для себя писано... Может, для Кольки. Светлая ему память.
     18:18 05.04.2020 (1)
1
А править-то начал с папиросы без фильтра.
Видно, что Вы не курильщица.  Папиросы и не бывают с фильтром. Это сигареты бывают либо с фильтром, либо без, а папиросы - всегда без фильтра.
     18:26 05.04.2020
Я не курю, это так.
Папиросы? Вот мой папа курил "Беломор" - там такие штучки вместо фильтра хоть были.
А то, что Саша курил - "Прима" или типа того, так там даже не было намёка на фильтр.
И теперь тот Саша тоже помер. Как жизнь летит!!!
     20:46 26.03.2020 (3)
-1
Страсти какие. Не люблю трогать покойников.
     00:22 01.04.2020 (1)
2
А не покойников?
     00:42 01.04.2020 (1)
Что Вы имеете в виду?
     00:44 01.04.2020
1
Такой вопрос, что не могу ответить.
Гость      13:20 31.03.2020 (2)
1
Извините, Юлия, но это мой любимый рассказ, и я не могу молча пройти мимо. Здесь есть и живой человек - работяга, который умел всё, здесь есть его антиподы - корыстные люди, есть покойник, но есть и резвые дети, здесь есть и яблоня, которая стучится веткой в окно той комнаты, где жил Мастер.
 В этом рассказе о маленьком человеке сплошь соседствуют  противоположные понятия и предметы,  и соседство несопоставимого делает рассказ образцом высокой прозы.
     23:19 31.03.2020 (1)
-1
Гость, увы, но у меня на этот счёт другое мнение. Ведь для того, чтобы рассказ считался " образцом высокой прозы ", он обязан быть как минимум, должным образом выписан и соответствовать определённым, очень высоким критериям. Чего о данном рассказе я сказать не могу. Хотя, прочитала тоже с интересом. Ну, а Вас понять можно, если рассказ " любимый ", на вкус и цвет как известно, товарищей нет. )
     23:52 31.03.2020 (1)
Да я их вообще всерьёз не воспринимаю, какие родились, такие и живут. Даже не думаю их под критерии подгонять. Вылупились воробушками, так и жить будете воробушками. Орлами вам не бывать. Так им говорю. Если будете сильно ругать, могу убрать вообще, это не имеет значения. Но пока хороших слов больше, пусть будет. Живи, мой рассказик, мой воробушек. 
     00:01 01.04.2020 (2)
-1
Ольга, зачем убирать? Пусть будет. Природа любит многообразие. )
     10:06 01.04.2020 (2)
1
Да, Юлия, помнится, Вы рифмовали графоманы - тараканы. Тоже ради многообразия, как я сейчас догадываюсь.
     10:36 01.04.2020 (1)
А вы знакомы? Это интересно.
     10:48 01.04.2020
Ольга, так же как и мы с Вами. ) Все на одном сайте.
     10:19 01.04.2020
-1
Алёна, ну, а чего ж не посмеяться то. 
     00:19 01.04.2020 (2)
Пока оставлю. Спасибо Вам за комментарии!
Я на всех своих ресурсах так делаю: если начинается критика, особенно мне не понятная, или плохие слова в комментарии на мою заметку, я  её убираю. Чтобы не быть причиной разногласий моих читателей. Наверное, так. 
     10:13 01.04.2020 (1)
1
И это очень плохая привычка. Неуважение к читателям. Особенно к тем, которым "заметка" понравилась. Уж как-нибудь читатели пережили бы свои разногласия. А так, получается, все они остались в дураках. Особенно те, которые заступались за твое мнение, или о чем была заметка, за твое творчество, если это были рассказ или повесть. Они заступались, они болели за автора. А их мысли - раз - и удаляются вместе с полюбившимся им рассказом.
     11:02 01.04.2020
Алёна, рассказываю: то было на Одноклассниках, когда шла информационная война, к каждому слову или фото невинному могли прицепиться. Слава Богу, поутихло.
Там, бывало, заметку выставишь, любую, и смотришь, она никого не касается, никакой нации и никакой веры - и тут как тут - налетят, и давай всё крушить. Э, ребята, лучше я сам... И такие темы я удаляла. А на Прозе или здесь такого пока не было.
     00:38 01.04.2020 (1)
-1
Ольга, если в комментариях хамят, нужно сносить комментарии, а не " заметку ". А разные мнения нужно оставлять, а иначе зачем вообще нужны комментарии? Успехов. 
     00:52 01.04.2020 (1)
Не понимаю вот одного, какой-такой был высокий критерий, за что моему мастеру попало. Может, пусть бы жил бы... Я не очень умная, правда. Буду теперь переживать на ночь глядя! Из-за старого рассказа.
Но сносить буду, наверное, рассказ. А с ним и комменты сами сгинут. 
Вот от мужчин были хорошие комменты, их будет жалко. 
     10:04 01.04.2020 (1)
1
Оля, твои слова о том, что ты не очень умна и что твои рассказы - воробушки, я могу понять только как иронию. Но не все это могут понять.
     10:42 01.04.2020 (1)
Алёна, я тут новенькая, и честно - не очень умная. Стараюсь просто выражать свои мысли и при этом думаю, зачем то или иное слово написано. Чем могу подтвердить? Каждое слово.
А когда мне пишет человек, мол, ты со своим "Мастером" не соответствуешь критериям - а каким, догадайся, мол, сама. ХЗ ... Я начинаю тупить! Наверное, мой мастер не удался. Надо удалить.
Не умная я. Да. Мысли комментирующих не могу читать - какие же критерии-то были.
     10:55 01.04.2020 (4)
-1
Вам я этого не писала, это был ответ гостю. Читайте выше. ))
И о критериях. Вы серьёзно полагаете, что Вы Анна Ахматова? Или Лермонтов? Или Гоголь? А чтобы не быть голословной и Вы не сами догадывались, возьмём навскидку первое попавшееся место, читаем:

" Гроб поставлен был в каморке у стены. Ногами вперёд. "

У гроба что, есть ноги?! Ну, надо же! А я то и не знала. ) Конечно, понятно о чём идёт речь, но в произведении претендующему на звание " высокой прозы " так не пишут. Могла бы ошибок и больше найти, но Вы же обидитесь. Потому, что на самом деле Вы спрашиваете, а ответ услышать не хотите. Поэтому, нет смысла и писать. Читайте классиков и всё поймёте.
Гость      13:32 02.04.2020 (2)
-1
О! Так Вы оказывается знаток по части гробов!...
Предложите, пожалуйста, Ваш вариант, как надо написать это предложение, а мы посмеёмся или всплакнём.
Гость      21:45 02.04.2020 (1)
-1
Гость, ежу ясно, что Вы не хотите признавать очевидного. Не смешите народ.
     22:43 02.04.2020 (1)
Кто Вы и что здесь делаете? Почему в Ваших комментариях столько повелительного наклонения? Почему Вы себе позволяете так писать моим Гостям на моей страничке? У себя на страничке - воля Ваша. А тут - это мои Гости, любимые и прекрасные, и я Вас прошу - оставьте же их в покое Христа ради!!!
     14:31 05.04.2020 (1)
Здравствуйте, Ольга, извините, что вмешиваюсь, с ногами вперед все прекрасно! Не слушайте подобный бред и на расстраивайтесь!
     14:38 05.04.2020 (1)
СПАСИБО БОЛЬШОЕ!!! ОГРОМНОЕ!! 
Знаете, я ведь даже подумала, не изменить ли, но что-то мешает, не могу нарушить единство ... чувствую, что нельзя. 
Рассказ своей жизнью живёт. 
     15:09 05.04.2020 (1)
Пусть живет. Это самое главное! Держитесь, Ольга! Прежде чем менять что-то, зайдите на страницу "критика", пробегитесь и поймете, стоит ли переживать, а тем более менять)))
     15:20 05.04.2020 (1)
Спасибо большое!
Я считаю - если есть тяга к писательству, надо писать. На ту страничку заходила, после первых комментариев оттуда, скажу откровенно: что-то посмотрела, но не было того чувства, что вот да, понравилось, моё. И я ничего не написала. По заказу не могу.
Может, из-за этого и разгорелся сыр-бор.
Я маленький человек - у критикующего автора будет сто и двести и более читателей, которые почувствуют что-то своё, влюбятся и напишут свои восторженные комментарии. Серьёзно.
При чём же я, старенькая Оля Зотова, ну - правда?
     15:32 05.04.2020 (1)
1
Какая вы старенькая?! Это во-первых и в самых главных.
А во-вторых, то, что Вам написал " критик" - не критика, а критиканство, причем довольно плоское, просто идиотизм!!!

     16:10 05.04.2020
Да это на сайте группы "Агаты Кристи" - молодых фанатов там больше, я же самая возрастная из всех, кто там пишет (58 лет). Вот и прижилось: "Оля старенькая". Некоторые вообще зовут: Мама Оля. У нас там люди хорошие :) Плохие не любят "Агату Кристи" :)))
     15:33 02.04.2020 (1)
Вот я автор, и это - мой скромный вариант.
Не буду менять ничего. Было одно предложение, которое прежний рецензент велела удалить. Ведь фигуры наблюдателя с самого начала не было. Но я без него не могу - и я оставила. Потому что это всё - картины все - глазами Кольки, его Души, это - как он смотрел и видел эти картины. Поэтому там есть фраза: "Я оглянулся".
Прежний рецензент - материалист, и не приемлет такого взгляда на вещи. А я на том стою.
Гость      21:47 02.04.2020
-1
Да Вы уже упали. Неужели сами не заметили?  ))х
     11:30 01.04.2020 (1)
Вообще, рассказ о "Мастере" родился сам по себе в первую годовщину памяти Человека. Почему же Ахматова - что с Ахматовой может связывать мой рассказ о моём покойном знакомом Человеке? Нет, я решительно не понимаю, чего от меня хочет эта Женщина, приводя такие имена рядом с моим скромным повествованием.
И столько повелительного наклонения в её комментариях - как это похоже даже не на Учительницу, которую игнорируют Ученики, а на Мать, у которой неудачное материнство! Дочка вышла из повиновения - так хоть на старую Женщину (мне 58) на сайте можно наброситься, поучить её, а чего - это ведь не запрещено.
Ну, вот что, милая: я Вам не дочь, и Вы мне не мать! Моя мать жива и здорова, и здесь всё хорошо.
Ещё одно повелительное наклонение в адрес Оли Зотовой - и удалю Вас в ЧС.
     11:34 01.04.2020
Ну, так всегда поступают когда аргументов не хватает. Не удивительно. Женщина. ))
     11:22 01.04.2020 (1)
Да, это так. Прямое и переносное значение слов. У гроба есть и голова, и ноги.
Я не претендую ни на что, и вот что - по существу критика очень даже хорошо принимается, а когда без доказательств - таинственные критерии - это бесит. Так что пишите, пишите, может, из вас Белинския повырастають.
     11:26 01.04.2020
Там хорошо, но мне туда не надо. 
Я считаю, что в качестве доказательства этого уже более, чем достаточно.
     11:06 01.04.2020 (1)
Но Вы у меня на страничке и пишете про мой рассказ? М? Совсем туплю.
(В сторону, бормочет:) Чего хочет от меня эта Женщина - я уж решительно не понимаю!
     11:22 01.04.2020
Если не понимаете перечитайте всю ветку, а если опять не поймёте, прочитайте ещё раз и ещё. Читайте пока не поймёте. Всего доброго, Ольга.
     13:39 31.03.2020 (2)
Даже не ожидала такой оценки, спасибо Вам большое!
Гость      13:30 02.04.2020 (2)
Комментарий удален
Гость      21:49 02.04.2020
-1
Не нужно оскорблять Юлию, Вас это никак не красит.
     15:41 02.04.2020 (1)
Наверное, оставлю, я, честно, не понимаю, в чём дело.
Я её в ЧС, а она всё продолжает докучать мне.
Гость      21:49 02.04.2020
Спасибо, что решили оставить.
Кто её знает, эту дамочку. Проще всего уже не обращать на её *всплески* внимание и заниматься своим творчеством, помня, что множество любящих Вас людей ждут Ваших рассказов. Обратите, пожалуйста, внимание, сколько людей уже на этом только сайте прочло Ваш прекрасный рассказ. 
Гость      17:51 31.03.2020 (1)
Ольга, в  очереднойой раз могу только благодарить Вас, что публикуете свои талантливейшие произведения!
     20:19 31.03.2020 (2)
Ну, я бы так с выводами не спешила. )
Гость      11:53 01.04.2020 (1)
с какими?
Гость      14:29 01.04.2020
Поспешными.
     21:07 31.03.2020 (1)
Вот и я тоже :)
     21:47 31.03.2020 (1)
Оно и понятно. 
Гость      11:53 01.04.2020 (2)
Комментарий удален
     14:42 01.04.2020 (1)
Прямо объявила войну Оле. Оля - что - сидит и пишет, никого не трогает.
Приписали и Ахматову, понимаешь.
Аще жесть!!!
Гость      13:28 02.04.2020 (4)
-1
Глупости не пишите. А если не хотите слушать мнение читателей, то пишите в стол, там тихо, темно и никто не беспокоит. 
Гость      21:51 02.04.2020 (1)
Юля, Вы тут анонимом выставляете смеющиеся рожицы писателю, который опубликовал Имя, Фамилию и поместил фото. Чувствуtте разницу?
Мила
     22:14 02.04.2020 (1)
Потому что я нервная - на повелительное наклонение, которое она постоянно использует, я реагирую очень сильно, прямо болею, вот и поставила её в ЧС - так она снова сюда приходит, как незваный Гость... Уж не знаю, что и думать!!!
Столько на меня энергии тратит, а ведь всю эту силу она могла бы на мирные цели!!! Если не роман написать - так уж олимпийский рекорд поставить могла бы. Так нет же! А, да Бог с ней.
Гость      12:59 03.04.2020 (1)
Аааа, вот оно что! Она, как автор попала в ЧС и ходит гостем, как и я, у которой здесь и не было аккаунта. Вот беда с человеком... И впрямь надо её простить, благословить и отпустить... И пусть идёт на свою страницу творить...
Мила
     13:07 03.04.2020 (1)
Спасибо большое Вам за понимание! Конечно - я за это: пусть она и все авторы пишут у себя на страничке и творят, как кому нравится. Благодарна Вам, Мила, за поддержку.
Гость      11:28 04.04.2020
Глупые нападки на Ваш превосходный рассказ задели меня за живое. Видимо, повествование вошло в резонанс со странами моей души, и она отозвалась яростным протестом нападкам этой прихожей.

Здесь же поздравлю Вас с высокой оценкой редколлегии -  девяткой рассказа "Юбилей гимназии", чему я искренне рада. С прекрасным дебютом, дорогая Ольга!
Гость      21:50 02.04.2020
Не подмазывайтесь к Гостю, Юлия, Вас сразу можно отличить от нормального читателя и Гостя.
Мила
     15:42 02.04.2020 (1)
Я на своей страничке. Что хочу, то и пишу. А Вам-то что?
SOS! Спасите меня, кто знает - как это сделать!!!
Гость      21:51 02.04.2020 (1)
Комментарий удален
     23:44 02.04.2020 (1)
Спасибо за поддержку, Мила!
Ну, вот, вот! Когда эта Женщина пишет здесь - она невольно способствует повышению рейтинга моего Мастера... Спросить бы, она для этого здесь пишет? Но не хочу спрашивать. Почему-то не хочу.
Какой это комментатор - каждый коммент - сплошное повелительное наклонение. К старшей тётке - мне 58.  
Когда я на ин.язе училась, нам говорили, что нельзя вообще использовать в речи повелительное наклонение, вежливые люди его избегают, в английском языке так не принято. За годы учёбы это вошло в плоть и кровь.
Так я теперь и шарахаюсь от такого обращения - причём со стороны абсолютно незнакомой мне Женщины.
Чего она хочет от меня? Эти наставления и поучения - это точно ко мне? Я - пожилая тётка, живу за много тысяч вёрст от неё, в своём провинциальном маленьком городе, которого нет на карте... Кого в своей жизни и близком окружении она хотела бы так грубо и свысока поучать, и смеяться - над кем?
Да сама знает ли...
Гость      13:00 03.04.2020 (1)
Комментарий удален
     13:17 03.04.2020
Спасибо Вам, милая Мила!
У Вас очень красиво всё написано - после этого - верите? - хочется простить.
Правда, общаться с нею - как-то не очень. Ну - пока.
Со временем, возможно, что-то и изменится.
А Вашему стилю общения можно обучать деток в школе, чтобы они росли достойными людьми.
Благодарю Вас за всё Ваше доброе внимание к моим попыткам творчества. Общаясь с Вами, хочется быть лучше...
     15:36 02.04.2020 (1)
Поучайте лучше Ваших паучат!!!
Гость      21:43 02.04.2020 (1)
-1
Вот и читатель что ему делать без Вас разберется, не поучайте тоже. ))
     22:16 02.04.2020 (1)
Я на своей страничке. Что хочу - то и пишу. UNDERSTAND?
Гость      12:43 05.04.2020 (1)
-1
Вот и гости будут писать, то что считают нужным.
     14:17 05.04.2020
На своей страничке - Вы хозяйка?
А на моей - Оля Зотова, старенькая.
Чего хотите от Оли? Сами понимаете или нет.
Гость      14:29 01.04.2020 (1)
-1
Чему? Ошибкам? ))
     14:42 01.04.2020 (2)
Ого, почерк знакомый.
Гость      13:32 02.04.2020 (1)
Это:" Чему? О...?"- Пишет Моран, зайдя не со своего аккаунта и прикидываясь Гостем. Не может придумать нормальный ответ Гостю.
     15:26 02.04.2020
Вот и я смотрю, Гость Гостем - а почерк-то знакомый.
Гость      13:28 02.04.2020 (1)
-1
Вам были сделаны справедливые замечания.
     15:26 02.04.2020 (1)
Чего от меня хочет эта Женщина?
Кто понял - напишите, плиз!!!
SOS! Спасите меня!
     23:54 02.04.2020 (1)
1
Хочет только одного - внимания к своей персоне, которого в реальной жизни явно не хватает. А как добиться внимания? Да хоть как Герострат, лишь бы прославиться.
     00:03 03.04.2020
Знаете, возможно, Вы правы. Благодарю за комментарий.
Ну, написала бы по-человечески, мол помоги, мать, мне бы вот улучшить такую сферу своей жизни. Глядишь - что-нибудь и придумали бы.
И не таким помогала.
В сто раз злее неё!!!
Хм-м.
Даже в двести.
А после такого обращения - дудки! Пусть сама ищет того, кто захочет ей помогать.
     21:46 26.03.2020
Э! Сама не люблю...
     12:42 04.04.2020
1
Не за что, Ольга.
     12:26 04.04.2020 (1)
1
Очень сильное  произведение. Это притча.
О человеке-способности которого, его талант-
тупо используют. Он и умирает от безысходности.

     12:33 04.04.2020
Спасибо Вам БОЛЬШОЕ!!! За глубину понимания.
Гость      13:34 02.04.2020 (2)
1
Занятно, что, казалось бы, искушённый читатель, старожил сайта Фабула, которым является  г-жа Моран, не видящая сути, но лишь ухватившись за деталь, из всего многоголосия рассказа, вмещающего в себя большой отрезок времени, небрежно фыркающая там, где ей следовало бы затаить дыхание от восторга...она подвигает меня написать ещё раз о том, что рассказ превосходный!
Мила 
Гость      21:41 02.04.2020
Обсуждать нужно рассказ, а не людей и за их спиной разводить грязь. Сайт поэтический, нужно помнить об этом.
     15:18 02.04.2020 (2)
Спасибо, милая Мила!
Люди, которые пишут хорошие слова, получают в своей жизни много хорошего. Проверено.
Пусть и в Вашей жизни будет много хорошего, наилучшего, превосходного!
Тогда как критика разрушает отношения. Тоже проверено.
Гость      21:49 02.04.2020
1
Спасибо, дорогая Оля! Мне, Вашему восторженному почитателю, необыкновенно приятно читать обращённые ко мне добрые слова.
Гость      21:44 02.04.2020 (1)
-1
Да, Вы много " хороших слов " написали Юлии, которая в общем то, ничего плохого и не написала.  Что посеете, то и пожнёте. Ждите...
     22:18 02.04.2020
Люди! Вы видите - мне угрожает человек, спрятавшийся за ГОСТЯ. Все будьте свидетелями.
Гость      21:58 27.03.2020 (1)
1
И сегодня вижу, что моё вчерашнее гдеолосование никак опять не проявилось: по-прежнему за прекрасный рассказ только 3 балла, что и вчера, увы.
     23:59 27.03.2020 (1)
Спасибо, что голосуете за меня :) Душевные слова, которыми Вы меня балуете, наибольшая ценность. Так что не расстраивайтесь,пожалуйста, я Вам безмерно благодарна за отзывы, а на баллы не обращаю большого внимания. 
Гость      00:49 28.03.2020 (2)
1
Очень благодарна за приветливые слова, обращённые  ко мне. 
 Здесь удивительное место, где читатель может общаться с классиками литературы, ибо Ольга Зотова войдёт в эту великую кагорту.
Гость      21:48 02.04.2020
-1
Смех да и только. )))
     17:45 28.03.2020 (1)
Для этого Оля должна написать роман. И не один!!!
Собираюсь, конечно!
Гость      13:19 31.03.2020 (1)
1
Пишите, пишите! И пожалуйста, публикуйте! У Вас ещё столько восхитительных вещей на Прозе: и их, и главы романа, пожалуйста, публикуйте!
     13:40 31.03.2020
Спасибо за высокую оценку, я же пока думаю, всё это надо дорабатывать.
Гость      11:01 29.03.2020 (1)
1
Дорогая Оленька!
Ветка яблони стучится не только в то окно, она стучится и в моё сердце.
 Ваши рассказы берут за душу!
Пожалуйста, публикуйте всё, что у Вас есть! Я читаю Вас на Прозе, но здесь гораздо удобнее. Как была бы Вам благодарна за "Юбилей гимназии". Вообще, все, что "выходит из-под Вашего пера" - прекрасно, начиная от рецензий и заканчивая мемуарами.
Мила.
     11:59 29.03.2020 (1)
Мила, спасибо Вам огромное за всё, что пишете мне! Сделайте, пожалуйста, аккаунт на Фабуле, хотя бы разместите свои душевные комментарии к рассказам - и уже будете автором, удивляюсь, что не пишете сами - Вам наверняка есть что рассказать.
Надеюсь, это вопрос времени - и мир скоро узнает такого автора: Мила - Гостья!
А я, наконец, буду своевременно получать Ваши комменты - без проверки модератором.
Иногда больше суток ждать!
Гость      13:18 31.03.2020 (1)
1
Дорогая Оля, держу в уме задачу сделать аккаунт для более живого общения. Где-то в другом комментарии более подробно написала, что это дело не одного дня. Вообще я далеко не писатель, но отличить настоящую прозу и даже поэзию от профанации могу и прихожу на этот сайт, чтобы насладиться настоящей живой прозой моих современников. 
Ни с чем не сравнимое чувство восторга, когда имеешь возможность общаться с классиком. Когда Вы отвечаете мне, Ольга, у меня такое чувство, что я беседую с самим Тургеневым.
     13:43 31.03.2020 (1)
И сама не знаю - стыдно или весело мне? С Тургеневым сравнили меня :)
Да это ещё самое начало - проба пера. То ли будет какое-то продолжение, то ли нет.
Гость      13:34 02.04.2020 (1)
1
Дорогая Оля, если это проба пера, то дальше - только сияющие вершины Литературы; но вне всяких сомнений, этот Ваш рассказ войдёт в антологию русской литературы. Вы пишете, как будете; и тут к своим сравнения добавлю ещё Есенина и Шевченко.
А вообще - радостно, что удалось Вас развеселить.
     15:23 02.04.2020
Спасибо :)
Благодарна Вам безмерно! Нужны хорошие слова, чтобы был стимул писать ещё.
В то же время - не считаю достижением ничего из написанного.
Для себя люблю два рассказа, которые, приведись чего - оставляю в живых: уже говорила, это Мастер и Форт Верный.
Над романом честно думаю.
Тем более, что кумир (один из двух) сам лично уж благословил писать.
     12:36 01.04.2020 (1)
1
Уход из жизни, пусть даже в написанном варианте, воспринимается всегда тяжело.
Но, что бы ни говорили, рассказ написан мастерски. Образы не выписаны, а отточены!
Противоположностей много, но они только делают произведение более ёмким и нисколько не портят его.

Если бы не разгуливал сейчас вирус по нашей Земле-матушке, может, произведение и было воспринято по-другому. А, может, и к лучшему, что оно прочитано именно в эту пору...
     14:28 01.04.2020
СПАСИБО БОЛЬШОЕ! Такая высокая оценка! Оля краснеет от счастья :)
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама