Предисловие: Посвящается сотрудникам НИИ ботаники Грузии
В своем очерке хочу предоставить читателю немного информации, хотя рискую показаться банальной. Скорее всего, многие знакомы с этими сведениями. Тем не менее, рискну.
Одним из первых видов деятельности человека является собирательство. Помимо употребления в пищу тех или иных растений, первобытные люди использовали их как топливо, как материал для строительства жилья, как корм для одомашненных животных, пытались использовать их в лечебных целях. Соответственно, возникла необходимость изучать растения. Пока люди не научились письму, сведения о полезных и ядовитых растениях могли быть изложены только в устной форме и передавались из поколения в поколение. Используя растения, люди полагались только на свой жизненный опыт и рассказы предков.
Основателем ботаники, как науки о растениях, считают Теофраста (около 372 – 287гг до н.э.). Он первый классифицировал растения и подробно рассказал об их строении. В своих трудах он описал более пятисот видов. Современные исследователи ботаники отмечают, что после Теофраста столь значимые открытия в растительной науке не совершались почти два тысячелетия.
В 18-ом веке Карл Линней (1707-1778) создает единую классификацию растительного и животного мира. Перечислять все его заслуги перед наукой мне не позволяют рамки очерка. Последователи же этих великих ученых упомянуты в тех или иных источниках истории ботаники.
Я хочу рассказать о жрецах этой науки с субъективной точки зрения. Возможно, я буду отвлекаться на какие-то общеизвестные факты и информацию, но это поможет читателю более глубоко вникнуть в суть моей статьи о ботанике и ботаниках.
Ботаника охватывает широкий круг проблем: закономерности внешнего и внутреннего строения растений, их систематику, развитие в течение геологического времени, родственные связи, особенности прошлого и современного распространения по земной поверхности, взаимоотношения с окружающей средой, сложение растительного покрова, возможности и пути хозяйственного использования растений.
Ботаника – стержень всех биологических наук, в том числе таких, как генетическая инженерия, молекулярная биология, генетические основы селекции. Надо понимать, что в основе всей экологической системы и обменных процессов на Земле фундаментом являются растения, а животные и человек – надстройкой. Выдающийся историк и литературовед, академик Д.С.Лихачев говорил, что растения, которые есть основа живого на Земле, не нуждаются в человеке, но человек нуждается в них. В конце концов, эта наука изучает самое красивое, что есть на Земле.
Важная задача ботаников – сохранение образцов природной растительности, своего рода живых лабораторий. В таких растительных резервациях сохраняются виды, от которых в ближайшем будущем можно получить немало полезного. Многие из них окажутся хранителями генов, источниками наследственных характеристик, которыми будут пользоваться биологи. Поскольку защита редких и исчезающих видов требует сберечь условия, необходимые для этих видов, нужно заботиться о предотвращении действий человека, обуславливающих изменение среды во вредном для него направлении. Бессистемное использование природных ресурсов: осушение болот, вырубка лесов, интенсивное использование лугов под пастбища, перепахивание их, строительство гидростанций, насыпей, жилья, промышленных и коммерческих объектов – все это угрожает вымиранием видов. Стала острой проблема питьевой воды, кислорода, изменился климат, причем, не в лучшую сторону. Все это, так или иначе, сказывается на здоровье и благополучии человека.
Многим из нас нравятся вылазки на природу, и никому даже мысль не придет в голову, что мы обделили мир, принеся домой охапку полевых цветов, которые через несколько дней со спокойной душой выбросим в мусорное ведро. Не станем экологические проблемы сводить просто к бытовой алчности, хотя, чувство вины невольно охватывает душу, когда привычно протягивая полтинник, получаешь букетик примятых, душистых фиалок. Сладостный аромат расплывается в сыроватом мартовском воздухе, и невинным кажется соблазн, пока за спиной продавца не замечаешь огромный старый чемодан, плотно набитый лиловыми букетиками. И уже не свежим чудом весны и жизни представляются они потрясенному воображению, а горою умерщвленных живых существ. И когда сам однажды потянешься к цветку, внезапно возникшему из-под прошлогодней листвы на согретом весенним солнцем пригорке, рука замрет во внезапной и необъяснимой нерешительности… И когда в этой нерешительности замрут тысячи, миллионы рук, можно будет надеяться, что психологическому перелому по отношению к природе положено здоровое начало.
Жителей больших и малых городов радуют парки и скверы с тенистыми аллеями, зелеными газонами и яркими клумбами. Здесь можно отдохнуть и погулять. Радуют зеленые улицы. Многие из нас давно уже привыкли видеть свои города таковыми. Но редко кто задумывался над тем, что такими их сделали ботаники. Упорно, день за днем, месяц за месяцем, год за годом подбирали они деревья, травы и цветы, обладающими способностью не только поглощать дым, радовать глаз, но и уживаться друг с другом (оказывается, наши зеленые меньшие братья тоже имеют характер, и у них существует комплекс совместимости и несовместимости). Но ведь прежде, чем найти такой оптимально-гармонический вариант озеленения, ботаники перепробовали тысячи «бросовых ходов», потерпели десятки неудач и поражений. И за каждым поступательным шагом - жаркие споры ученых мирового ранга, между прочим, очень не похожих на классических магистров в знаменитых шапочках и мантиях. Они скорее напоминают тружеников-садоводов в непритязательных ватниках и брезентовых плащах, ибо лаборатория и кабинет ботаника – поле, лес, ботанический сад, точнее – вся наша матушка-земля. Любой из них по первому зову, не задумываясь, оставляет уютную городскую квартиру и бросается на Камчатку, Гималаи, в Австралию, дабы увидеть, описать и включить в систему еще не встречавшийся вид растения.
С точки зрения искателей и любителей острых ощущений (а для доморощенного мечтателя – это прежде всего путешествия за моря-океаны) профессия ботаника – сплошная романтика. Более того, в наше время слово «ботаник» обрело переносный смысл, стало именем нарицательным, т.е. хилый, слабый, безобидный, не умеющий постоять за себя, очкарик. В лучшем случае, мы представляем себе человека, копающегося на грядках огорода, собирающего (не совсем ясно зачем) какие-то гербарии, поливающего комнатные растения на подоконнике. Более понятным нам покажется разведение цветов и овощей с коммерческой точки зрения.
До недавнего времени мои познания в области ботаники ограничивались краткосрочным курсом этого предмета в пределах пятого класса школьной программы. Немногим более добавили жизненный опыт и любовь к природе. Мои сад, огород и комнатные цветы всегда радовали своим плодоношением и цветением.
Волею судьбы, уже в более чем зрелом возрасте, мне пришлось очень тесно общаться с людьми этой профессии. Эти одержимые своим делом люди не раз брали меня в свои экспедиции. Все, что мне пришлось лицезреть, разрушило все стереотипы. Оказалось, что ботаники не просто специалисты, любящие и знающие растения и готовые к их постоянному изучению. В их работе требуются наблюдательность, усидчивость, аналитический склад ума. Они должны ориентироваться во многих областях, связанных с растительным миром, таких как география, метеорология, почвоведение. Для участия в экспедициях им не обойтись без готовности к дальним пешим походам, хорошей физической подготовки и постоянному отсутствию комфортных бытовых условий. Они дружелюбны и доброжелательны. У них обостренное чувство взаимовыручки и подстраховки.
С замиранием сердца мне не раз приходилось видеть, как, рискуя жизнью, ботаник зависал над пропастью, чтобы сфотографировать редкое растение. Причем, фотоаппарат весьма увесист, а в таком положении держать его довольно сложно. Но все равно, это значительно удобней и быстрей, чем рисовать «портрет» растения. А ведь в былые времена приходилось пользоваться карандашами и иметь способности художника. Кстати, среди ботаников много одаренных талантом живописцев. Яркий пример тому французский ботаник Пьер-Жозеф Редуте (1759-1840). Его работы имеют не только научную ценность, но и художественную. Рафаэль цветов – так называют его знатоки изобразительного искусства. Альбом акварельных иллюстраций этого гения является одной из самых дорогих книг в мире.
А вы замечали, что как только ребенок научится держать в руках карандаш, первое, что он рисует – это цветок. Видимо, эта незримая связь с растительным миром и тяга к нему заложена в нас на генетическом уровне, но мы перестаем ее чувствовать с годами, увязая в повседневных проблемах.
С риском для здоровья и жизни ботаники собирают семена редкого растения, чтобы посеять и вырастить его в теплице с целью вернуть в природу в значительно большем количестве, дать растению шанс продолжить своё существование на планете. Я достоверно знаю, что некоторые из ботаников положили свою жизнь на алтарь этой науки.
Нужно видеть детский восторг этих взрослых мужей, когда они находят редкое растение. Они его и фотографируют, и расчищают вокруг него территорию, чтоб ничего не мешало ему расти, записывают его координаты и характеристики, описывают местность, почву, степень освещенности. Позже не раз возвращаются к нему, чтобы проследить весь цикл развития, определить продолжительность цветения, плодоношения, способы и условия размножения, продолжительность жизни.
Так что, профессия ботаника – одна из самых трудных, а подчас небезопасная, всегда связана с дискомфортом, требующая предельной скурпулёзности, четкости и точности на протяжении всей жизни.
И при всем этом ботаника – самая… романтическая профессия, если романтику воспринимать не как внешние изъявления экзальтированности, а естественное состояние души. Ведь ботаник настолько близок к природе, настолько углублен в сокровенейшие тайны живого, что уже чувствует себя частицей бессмертной жизни. Поэтому самыми тонкими ценителями поэзии всегда были, есть (я в этом не раз убеждалась) и будут именно самозабвенные, скромные и чуткие жрецы храма Природы. Более того, многие из них сами совмещали свою деятельность на поприще науки с литераторством. Ярким примером тому И.В.Гете – автор серьезнейших трудов в ботанике («Опыт о метаморфозе растений», 1790). Общеизвестные примеры такой совместной деятельности так часты, что нет смысла перечислять все их множество. Ничего нет важнее, нежели передать читателю научной или художественной книги представление об идеях и ценностях. Но куда лучше они внедряются в сознание читающей публики, если пропущены через личность – будь то ученого, или художника.
Растения создают нам среду обитания. Мы живем, благодаря их присутствию на Земле. И для того, чтобы человек не вымер, как вид, он должен знать о растениях как можно
|
Валя, в этом смысле слово "ботаник" произошло не от слова "ботаника", а от слова "ботать", то есть, разговаривать. Например, «ботать по фене» - разговаривать на воровском жаргоне. А всех умных очкариков, которые попадали к ним уголовники стали называть "ботаниками". Затем это слово вырвалось на волю.