Документальное повествование для тех, кто когда-либо жил, и тех,
кто поныне живёт в селе Долгий Мост, для их друзей, для их родных и близких.
Для связи с читателями e-mail troshchenko2009@yandex.ru
СОДЕРЖАНИЕ
Пролог
Часть 1. Основание
Исторический экскурс
Основание
Первые жители
Часть 2. 1903-1916
Переселенцы
Церковь
Волость
Больница
Школа
Дополнительные материалы
Метрическая книга 1910 г.
Метрическая книга 1911 г.
Список участников Великой Отечественной войны
ПРОЛОГ
Представлю вам, друзья, картину давних лет.
Бескрайние сибирские просторы под лазурным небосводом.
Когда-то, здесь, сто с лишним лет назад, стоял, шумел
сосновый бор, бежал, журчал ручей из топкого болота.
Живой души за многие века не ведали леса, ни стука топора,
ни чёрной борозды, ни звона сенокоса.
Ну, разве, что тунгусы, бывало иногда, ловили рыбу здесь,
да промышляли зверя по рекам и борам.
Иль с каторги крадущийся злодей с потухшим взором,
стремился миновать скорее дикие места.
Но, не о них сегодня речь.
О наших прадедах-дедах, что некогда пришли в Сибирский край
за поиском счастливой доли.
О тех, кто разрабатывал тайгу, и обустроил здесь село и
дом родной – о них я поведу неспешный свой рассказ.
Пришла пора, и царь издал указ.
И потянулись поезда из разных волостей России, обозы из телег
с нехитрым скарбом, старухами и малыми детьми.
И первым, в первом же году двадцатого столетья, крестьянин
Даниил с семьёй пришёл в те самые места, что позже станут
малой родиной для нас.
Последуем и мы за ним.
Вот мрачные, дремучие леса шатром нависли над дорогой.
То был Кондратьевский большак, и там, где он сворачивал на север,
в Богучаны, чрез болото проложен был длиннююющий мост,
саженей триста, не иначе.
И с давних пор у старожилов гать известна та была, как
Долгий мост…
ЗАЧЕМ?
Я в своей жизни много читал. В детстве все подряд. С класса 5-го увлёкся на всю жизнь научной фантастикой. После школы с удовольствием читал зарубежную классику. К отечественной классике отношение было более чем прохладное. Вызвано это было, уверен, школьным курсом русской литературы, где всё рассматривалось и препарировалось догмами марксистко-ленинского учения. Надо было написать сочинение не просто так, как ты воспринял и почувствовал душой и сердцем то, или иное произведение, но обязательно под углом классового антагонизма. Вместо того, чтобы читать и наслаждаться, приходилось мучиться, выискивая то, чего там не было и быть не могло. Так что русской классикой я наслаждаюсь сейчас. Открыл для себя Тургенева, Толстого Льва и Гоголя нашего Николая Васильевича. Лучше поздно, чем никогда. Так-то вот...
Но к сути. Однажды прочитал книгу, сейчас уже не помню ни автора книги, ни названия, да и содержание напрочь выпало из памяти, кроме одного эпизода из начала. Отец повёл сына этак лет пяти, в город по какой-то надобности. И на пути им навстречу попадается траурная процессия. Мальчик впервые столкнулся, так сказать, с оборотной стороной жизни, стал интересоваться, расспрашивать отца, куда эти люди в чёрных одеждах идут. Отец как мог, объяснил и добавил, что дедушка этот, которого хоронят, будет живым до тех пор, пока о нём будет помнить хотя бы один человек. Прошло время. Мальчик этот состарился, но не мог забыть того, чьи похороны он видел в далёком и уже совсем смутном детстве.
Вот и у меня не выходит из головы картина моего раннего детства. Было мне лет 10. Как-то по осени, я у тётушки на огороде посильно помогал при копке картошки. Жила тётя тогда по улице Ленина, между домом Моисеевых и через стенку с Наумовыми. На задах дворов стояла банька Моисеевых, а может Наумовых. Старая очень банька, вросшая в землю, стоявшая вероятно с первых дней существования Долгого Моста. Вся чёрная от времени, да и топили её по-чёрному. Баня стояла без крыши, потолок засыпанный землёй, густо зарос сорняками.
Закончив с копкой картошки, я вслед за тётей, а за мной братья двоюродные ещё мельче меня, гуськом шли узкой тропкой мимо баньки, и в этот момент из неё вывались два голых старика. Один был уже очень древний, бледнокожий, худой, измождённый, костлявый. Извиняюсь за натурализм...
Тётушка, молодая ещё совсем женщина, бочком-бочком, отвернувшись стыдливо, бегом мимо, и мы следом стремглав. Вот собственно и всё. Деда того, давно уж нет в живых. Он, наверное, видел первые годы зарождения села нашего, Долгого Моста. А будучи ещё юношей, дед этот, не сомневаюсь, немало набил кровавых мозолей, разрабатывая тысячелетнюю тайгу под пашню, проливал солёный пот на посевных и уборочных крестьянских и колхозных. А помнят ли его внуки, правнуки? Некоторые сейчас даже дедовских имён не помнят, а если и знают, то только благодаря отцову отчеству, иль матушкиному. А для меня дед этот по-прежнему живой, сидит на приставной скамейке, отдыхает от угарной бани, топленной по-чёрному…
Вот для чего я собираю старые фотографии, расспрашиваю людей, пишу историю Долгого Моста. Затем, чтобы его основатели, его жители, те, кто рождался на долгомостовской земле, кто жил и радовался, огорчался и влюблялся, женился, воспитывал детей, кто ушёл на войну и не вернулся, оставшись в братских могилах, и о тех кто вернулся с Победой, с наградами и надеждами, на лучшую, счастливую жизнь, те, кто строил дома и общественные здания, мосты и дороги, продолжали жить в людской памяти и сердцах. Чтобы у людей не снесло крышу окончательно, и мозг не порос густым сорняком…
Часть 1. Основание
село Долгий Мост,
Абанский район, Красноярский край, Россия
56°45'00'' с.ш., 96°47'60'' в.д.,
высота над уровнем моря – 269 метров,
население – 2254 чел.(2010г.)
КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
Для древнего «мирового сообщества» Сибирь являлась «Terra incognita». И только с проникновением русских, поморов в Сибирь в XI-XII веках стали появляться достоверные письменные источники с описанием сей сказочно красивой и баснословной богатой страны.
Долина Енисея начала заселятся человеком около 35 тысяч лет назад.
В Приенисейском крае известны более 30 позднепалеолитических стоянок. Первая такая была обнаружена учителем Красноярской гимназии Савенковым И.Т. на Афонтовой горе в 1887 году. В последующее время были найдены и другие. Датируются они в пределах 10-20 тыс. лет до Р.Х. Впрочем, есть и более древние. Датировка большинства стоянок совпадает с периодом последнего оледенения в Сибири, когда тундра доходила до окрестностей современного Красноярска. Стада мамонтов, диких лошадей и оленей были объектами облавных охот сибирских охотников и добытчиков того времени. Кстати, в 1989 году при выемке грунта под фундамент строящегося спортзала в Долгом Мосту в передней части Парка были найдены бивни мамонта. Можно вполне предположить, что как раз на территории нашего незабвенного Долгомостовского Парка Культуры и Отдыха очень древние «долгомостовцы» пировали, наедались буквально до отвала мамонтятиной, а потом весело и культурно отдыхали. Пели песни, смотрели на звёздное небо бесконечной красоты, рисовали на скалах сцены удачных охот и образы возлюбленных первобытных дев. Такие рисунки сейчас называются по-научному петроглифами, а по-русски просто писаницами. А что ещё было тогда делать? Без тырнетов, телезомбоящиков и безалкогольного шампанского? Так что, Парк разбит был нашими отцами в середине XX века в правильном месте, чтобы сохранялась тысячелетняя традиция народных гуляний и праздников. Сейчас, правда, традиция эээ… несколько поблекла, и это очень мягко говоря.
На территории Абанского района также есть неолитические стоянки древнего человека. Например, стоянка на правом берегу реки Бирюса, вниз по течению от посёлка Хиндичет, которая датируется 2-3 тысячелетием до Р.Х. под названием Красная Горка. Наверное кто-то из долгомостовцев пионерского поколения 80-х, отдыхавших в пионерском лагере «Берёзка» близ села Покатеево, ходил с экскурсиями на эту стоянку, а кто-то, может быть, и копался там, в надежде отыскать наконечник от стрелы или ещё какой-нибудь жутко интересный артефакт. Есть также неолитические стоянки и в окрестностях с. Березовка, п. Пея, д. Плахино.
Русские присоединили Сибирь к Российскому государству в конце XVI веке. В официальных документах впервые приобские земли под наименованием Сибирь упоминаются в 1554 году, в грамоте Иоанна IV Грозного английскому королю Эдуарду VI, в которой русский царь среди прочих титулов величается и как правитель Сибири.
За каких-то ,по историческим меркам, ничтожных семьдесят лет малочисленные отряды русских первопроходцев дошли до Великого океана.
В первой половине XVII века в Приенисейском крае были поставлены города и остроги – Енисейск, Красноярск, Канск.
Канский острог был построен красноярским атаманом Никифором Кольцовым. Датой основания города считается 18 октября 1636 г. Острог стоял на правом берегу Кана и представлял собой деревянное укрепление, в центре которого стояла церковь.
Несколькими веками ранее этого, под давлением монгольских завоевателей, в Канскую лесостепь переместилась часть кетоязычных коттов, и смешалась с аборигенами.
Статья из Советского энциклопедического словаря:
«Котты (самоназвание – коту; старые русские названия –
котовы, канские татары) – племя, населявшее бассейны
рек Кана и Бирюсы. Язык коттов был родственным кетскому
языку. Котты вошли в состав Русского государства в XVII веке,
их численность тогда составляла около тысячи человек.
К середине XIX века большинство коттов слилось с русскими
крестьянами, часть – с бурятами».
И из энциклопедии Брокгауза и Эфрона:
«Жившие на р. Бирюсе котты переселились в Нижнеудинский
округ Иркутской губернии, на реку Уду, где обитают
в 30 верстах от г. Нижнеудинска. Они частью слились
с бурятами, частью обрусели».
Первые русские донесения о коттах встречаются в документах Енисейского острога 1619-1642 гг. Вместе с асанами они обитали по одним и тем же рекам: Кану, Усолке, Черному Курышу, Бирюсе. Несмотря на схожесть языков и общие по большей части места обитания, асаны и котты сами считали себя разными народами, и академическая наука склоняется к мнению, что это две разные енисейские народности.
Познакомлю читателей с документом 1737 года с описанием жизни и быта коттов (в документе они именуются канские татары), приведенным в книге Г. Вернера «Коттский язык».
(орфография сохранена)
«Оной народ состоит ростом средним, лицем смуглые, глаза уские, черные и карие, волосы черные и русые. Платья носят зимой козлиные, тулупы шерстью вниз, а летом носят кафтаны козлиные голые, а рубашек на себе не имеют, кроме оных кожаных. А на ногах носят зимою козлиные пимы, по подобию сапогов бес
каблуков, из осенних козлин. И штаны носят из оных козлин голых, как летом, также и зимой. А такое платье носят и женский пол. А на головах носят малахаи лисьи, и рысьи, и росомачьи, и волчьи, и беличьи и прочих зверей. А на руках рукавиц не носят, и вместо рукавиц имеют у тулупов долгие рукава, и тем согревают руки. А живут оные канские татары зимой и летом в берестяных юртах вострых, которые называются хателы, а по-русски называются алачеги. И в середине кладут огонь, и спят зимою в холодное время гузнами вместе, а
| Реклама Праздники 18 Декабря 2024День подразделений собственной безопасности органов внутренних дел РФДень работников органов ЗАГС 19 Декабря 2024День риэлтора 22 Декабря 2024День энергетика Все праздники |