Произведение «Об этносах и верованиях Доисторического Китая» (страница 1 из 34)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 1848 +7
Дата:
Предисловие:
Цивилизация Китая многообразна и уникальна, а истоки её возникновения сокрыты в глубинах тысячелетий. Хотя и китайское общество с древнейших времён развивалось, преимущественно, не по канонам, присущим классической евразийской цивилизации, тем не менее, верования, характерные ещё для кроманьоидов верхнего палеолита Ойкумены, сохранялись в Китае, в русле его богатейшей культурной традиции, в течение всего доисторического периода, а некоторые из них и позднее.

Об этносах и верованиях Доисторического Китая

                                                                М.И. Зильберман
                                    Об этносах и верованиях Доисторического Китая

Круг времени - гончарный круг;
Гончар все тот же, глина - та же.
  Роберт Браунинг


Предисловие.
Цивилизация Китая многообразна и уникальна, а истоки её возникновения сокрыты в глубинах тысячелетий. Хотя и китайское общество с древнейших времён развивалось, преимущественно, не по канонам, присущим классической евразийской цивилизации, тем не менее, верования, характерные ещё для кроманьоидов верхнего палеолита Ойкумены, сохранялись в Китае, в русле его богатейшей культурной традиции, в течение всего доисторического периода, а некоторые из них и позднее.

Примечание. Разделы 1, 2. и 3., опубликованные ранее, значимо дополнены.
Рисунки см. в публикациях на порталах: Academia.edu и  http://samlib.ru/editors/z/zilxberman_m_i/ 

Введение.
1. Предпосылки расообразования предков протокитайцев.
2. Некоторые аспекты этногенеза протокитайцев и зарождение их цивилизации.
3. Формирование популяции китайцев в свете краниологии.
4. Генетика о китайцах-хань и их корнях.
5. О «крашенной» керамике Яншао.
6. «Китайский патриархат».
7. Об истоках религиозных представлений в Китае.
8. Некоторые атрибуты верований протокитайцев.
Заключение.

Введение.
Как известно (о Китае написано много хороших книг), страна подразделяется на две основные экономико-географические части. Так, Западная часть территории Китая являет собой обширное плоскогорье и высочайшие горы мира - Гималаи, Кунь-Лунь и Тянь-Шань. Для Западного Китая характерно короткое, знойное лето и долгая, холодная зима. Восточная же часть страны -  это преимущественно низменности и приморские районы с довольно мягким климатом, благоприятным для земледелия. Здесь, на юго-востоке Азии, раскинулась Великая Китайская равнина, по необъятным просторам которой протекают великие реки - Янцзы и Хуанхэ. И почва здесь во многом наносная, содержащая речной ил (т.е. плодородная), а летом дуют муссоны с океана, принося много осадков (поэтому (из-за муссонов) большие пространства в Северном и Северо-Западном Китае занимают лёссовые почвы (для которых требуется искусственное орошение)), а осень - теплая и сухая. В древнейшие времена, о которых повествуют некоторые из песен Ши-цзин, почти вся территория Китая была покрыта густыми хвойными и лиственными лесами, изобиловавшими различными живот¬ными (что благоприятствовало оседанию там охотников-собирателей).
Вместе с тем, считается («История человечества». т.1. ЮНЕСКО. 2003), что «В зависимости от типов экологического и географического окружения и ста¬дий экономического и культурного развития» можно (целесообразно) территорию Доисторического Китая условно разделить на, «в общих чертах, четыре боль-ших региона: долину реки Хуанхэ, северную степь, среднее течение и долину реки Чанцзян (Янцзы) и горную мест¬ность на юге».
Принято полагать, что зарождение китайской цивилизации (основанной преимушественно на земледелии) и произошло в долине реки Хуан-хэ («Желтая река»), которая в глубокой древности протекала на 450 км южнее, чем в настоящее время. Первое же китайское царство сформировалось в долине среднего течения Хуан-хэ (её правом притоке - реке Вай-хэ). Там, где великая Хуан-хэ в своём среднем течении делает огромную дугу, как предполагается, и появилось земледельческое государство Западное Ся.
Итак, в соответствии с традиционной ханьской историографией хронология государствености Китая подразделяется на следующие эпохи (а «История Китая для китайцев вообще имеет как бы религиозное значение» (акад. В.М. Алексеев (1907)):
Доисторический Китай - 8500-2208/2070 гг. до н.э..
Согласно легендарному видению прошлого (Сюй Чжэн «Исторические записи о трёх правителях и пяти императорах» (III в. н.э.)), в течение ранних десяти периодов в стране правили 3 мифических «мудрейщих» властителя и 5 «добродетельных» императоров, первые из которых (по-видимому, не только по древности, но и по цивилизаторской значимости для человечества (как культурные герои)) -  Фу-си, Шэнь-нун (по Ван Тун-лину) и Чжу-юн/Суйжэнь (а на одном из рельефов храма «У Лян» пара Фуси - Нюй-ва открывает собой ряд «Трех Владык» (Э.М. Яншина «Формирование и развитие древнекитайской мифологии». 1984)); и также солгласно «Исторических записок» Сыма Цянь (кон. II в. до н.э.) - Хуан-ди, Ди-ку, Яо и Шунь (правившщие с  2698 по 2208 гг. до н.э.); а по версии О. Дуайн, Н. Хатчинсон  («Мифы и легенды народов мира. Китай») - Хуан-ди, Шао-хао, Чжуань-сюй, Тай-хао, Чи-ди.
В части того, что эти императоры сделались богами, М.Е. Кравцова («История культуры Китая». 2011) поясняет: «Хуан-ди и его потомки полагаются исходно архаическими божествами, приобретшими облик исторических деятелей уже в русле позднейших философских и этико-политических учений» (и, видимо, в качестве императоров-культурных героев были наделены некоторыми фрагментами из жизнеописаний неких конкретных выдающихся правителей (вождей) древности). А, в частности, Э.М. Яншина уточняет: «Как удалось установить, в общекитайский пантеон и «исторический» ряд предков-«патриархов»… вошло большое число старинных родо-племенных богов, лишь позже осознанных как цари, императоры, вельможи «легендарного» периода истории Китая».
Патриархальные мифы и легенды о древнейшем периоде Китая (существенно подвергшиеся позднейшей конфуцианской обработке), повествуют (В.В. Струве «История Древнего Востока». 1941), что изначально, в течение десяти периодов, миром пра¬вили эти легендарные предки (божественные прародители, первопредки) в облике преимущественно драконов. Так, к примеру, Фу-си имел тело дракона, а голову быка (типичное для верхнепалеолитической Евразии (синкретическое) видение компонентов важнейших (функциональных) символических проявлений бога-отца (дракон - воды; бык - земля)); а император Хуан-ди - тело дракона, а лицо человека. Так, в легендах о Фу-си, как о царе девятого периода, рассказано, что он «разделил на¬род на сто семейств, урегулировал брачные отношения, разрешив вступать в брак только лицам разных фамилий… Этому же царю приписываются также заботы о скотоводстве. Он научил китайцев якобы обращению с шестью домашними животными (бык, свинья, овца, со¬бака, курица)… (В свою очередь) …Один из следующих царей (Шэнь-нун)… научил людей возделывать рис, пшеницу, просо, горох и коноплю, научил людей виноделию и положил начало медицине (ему при¬писывается триста шестьдесят рецептов от четырехсот болезней)» (заметим, что все значимые числа в мифах и легендах - сакральные: так, сумма чисел даты 2698 год равна 25, - как 5 раз по 5 (дата особо сакральная)).Хуан-ди (2698-2597 лет до н.э.) же приписывается изготовление оружия из нефрита, изобретение лодки, повозки, лука и стрел, окраска одежды в пять цветов (Фань Вэнь-лань.1958). Он же, согласно китайской мифо-исторической традиции, считается основателем китайской государственности.
По легенде Хуан-ди произошёл (был порождён) от молнии/грома, т.е. его зачал «огненный небесный Змей» - Великий бог-отец. А сам Жёлтый Император (Хуан-ди) являлся отцом 25 сыновей (14/12 из них стали родоначальниками известных китайских кланов (книга «Гоюй» («Истории царств»), III вв. до н.э.)). Именно при Хуан-ди, как писал в своих «Исторических записках» основоположник китайской историографии Сыма Цянь (145-86 гг. до н.э.), и был «золотой век», а государство (страна) разделено на 12 (астральная эмблема) областей и созданы формы правления, а также установлены правила нравственности (заметим, что в легендах о Хуан-ди высвечиваются отголоски ещё кочевого образа жизни его племени горцев).
Локализация же основных китайских племён в древности (по Фань Вэнь-ланю. 1955) представлялась так: «Из легенд видно, что тех, кто жил на юге, называли племенами «мань», кто жил на востоке, - племенами «и», кто жил на севере, - племенами «ди», кто жил на западе, - племенами «цзян» или «жун». Первыми в районы Центральной равнины проникли «ли» и «мяо» из группы племен «мань», вторыми - «яньди» из группы племен «цзян». Племя «хуанди» населяло северо-западную часть Китая (в тех районах, где найдена культура Яншао, в древности жили племена «хуанди»).
Вместе с тем, Доисторической эпохой Китая (в широком смысле) считается период: от времён появления на его территории первых представителей рода людей (см. ниже) и до появления в эпоху Шан-Инь первых письменных источников, повествующих об истории страны; а исторические эпохи  Шан-Инь, Чжоу, Цинь и Хань, как принято полагать, представляют «Древний Китай».
Династия Ся/Xia - (2205-1766/2070-1600 лет до н.э.);
Государство Шан (Shang)-Инь (1600-1046 гг. до н.э.);
Государство Чжоу/Zhou (1046-221 гг. до н. э.);
Эпохи Цинь (221-207 гг. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.).
Крушение империи Хань в 220 г. н.э. принято считать концом древнекитайской цивилизации.
Итак, полулегендарная (доисторическая) династия Ся/Ся Чао, основателем которой, согласно легенде, считается Ю-Юй (2205 по 2196 г. до н.э.) сын Гуня (министра императора Хуан-ди), избранный по традиции на царство народом (спас страну от потопа), - правила в Китае (на территории современной провинции Хэнань) предположительно в период 2205-1765/1577 лет до н.э..
Царь Ю-Юй «был активен, услужлив, способен, проворен... Он ограничивал себя в одежде и еде, но демонстрировал исключительную почтительность к божественным силам; живя в скромном жилище, он не жалел расходов на канавы и каналы». Считается, что Ю-Юй учредил столицу в городе Янчжай (которую последующие цари неоднократно переносили), а также разделил территорию государства на 9 (девять) административных областей. И характерно, что после кончины Ю-Юя царская власть стала передаваться по наследству после воцарения его сына Ци, свергнувшего в результате дворцового переворота некоего законного правителя И, получившего власть «по старинке», - путём избрания, и несколько лет правившего.
И характерно (Фань Вэнь-лань. 1955), что «члены родов Ся (сам император Ю-Юй и его сын Ци, «основатель династии) поклонялись Хуан-ди», как своему первопредку, божественному родоначальнику. Население же этого государства традиционно занималось сельским хозяйством, изготовляло глиняную посуду, бронзовое оружие, проводило большие ирригационные работы. Так, по преданию, книга (сельскохозяйственный календарь) «Сясяочжэн», которой пользовались правители династии Ся (к примеру, цари Ци, Инь Цзя, Кун Цзя, Ли Гуй; - всего 17 правителей), свидетельствует о заметно возросшем в ту пору уровне знаний в области агротехники (так, были установлены (определены) сезоны сельскохозяйственного года). Заметим, что руководством «Сясяочжэн» пользовалсь и в конце эпохи Чжоу, называя этот календарь «сяским». Считается, что наиболее ранним и полным описанием эпохи Ся считается трактат «Ши цзы» Сыма Цяня.
Так, историк и археолог Сюй Сюэ-шэн, задавшийся вопросом: можно ли считать памятники какой-либо археологической культуры, известной на территории Среднекитайской равнины, принадлежащими эпохе  государства Ся, пришёл к выводу, что таких районов может быть два: равнина близ Лояна в Хэнайи и юго-западная часть Шаньси. Как известно, в 1952 году в местонахождении Эрлиган (провинция Хэнань) было открыто предположительно иньское


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама