Произведение «Стразики жизни. Жизнь одноразовых вещей» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 408 +1
Дата:
Предисловие:
Не люблю одноразовые вещи. Мне нравятся старинные и даже просто старые вещи. Их жалко выбрасывать. Хочется придать им новую жизнь. Иногда получается.  

Стразики жизни. Жизнь одноразовых вещей

В жизни каждого человека есть моменты, которые запоминаются не только надолго, но и отмечаются в памяти яркими звездочками. В общем–то серой ленте бесконечной череды событий вспыхивают маленькие и яркие или крупные и мощные огоньки явлений, выделяющихся особым цветом или яркостью. И мгновенно, услужливая память представляет более или менее полную картину воспоминаний, а также ощущения реальности прошедшего времени. Припоминаются отдельные моменты, окрашенные чувствами, переживаниями, красками природы, запахами степи, лесной чащи, болота или горных вершин. Иногда воспоминания окрашиваются даже тактильными ощущениями, сигналами боли, страха, радости, душевного волнения или умиротворенного спокойствия.

Почему-то захотелось сразу назвать яркие мгновения жизни «стразиками». Потом подумал, что стразы - это блестящие светлые камешки. В то время как события жизни окрашиваются в самые разнообразные цветовые оттенки. Романтические случаи хорошо ассоциируются с розовым и красным цветами. Природные явления могут быть окрашены зеленый или голубой, осень красит мир в желтые и багряные цвета. Торжественные даты напоминают блеск бриллиантов или томность турмалина. Как всегда, выручил всезнающий интернет. Оказалось, что стразы имеют больше сотни цветов и оттенков! И для моих воспоминаний данной палитры вполне достаточно. Для удобства читателей все стразики жизни расположены по группам.

Время одноразовых вещей


С чего началась эпоха одноразовых вещей? Быть может, я ошибаюсь, но мне кажется – с одноразовой посуды, а именно с бумажных стаканчиков. Я их помню с покупки порции мороженного с красивой уличной тележки в глубоком детстве. Но хорошо помню, что мне это не нравилось, я предпочитал вафельные стаканчики. Потом бумажные стаканчики разошлись по предприятиям быстрого питания, из них пили минеральную воду, лимонад. В начале 70-х во время демонстрации трудящихся, посвящённой очередной годовщине великого Октября, по пути следования колоны преподавателей института, умный директор магазина «Продукты» организовал продажу наборов для поддержки замерзающих демонстрантов. В набор входило: бутылка водки, два замечательных плавленых сырка «Дружба» по 28 копеек и три бумажных стаканчика в подарок. Отличная «столичная», налитая в бумажный стаканчик, приобретала восково-картонный вкус. И это относилось к содержанию любого напитка, налитого в подобную тару.
Из одноразовой посуды мне больше всего понравились стаканчики, изготовленные на природе из огурца средних размеров. Огурец разрезается поперек пополам, выбирается сердцевина, а внутрь наливается напиток. Очень вкусно и безотходно. Тара съедается.

Потом широкое распространение получили целые комплекты одноразовой посуды, затем одноразовые шариковые ручки, зажигалки и прочее. Все это стоит дешево, но дорого обходится нашей планете Земля. Горы мусора, содержащие в основном одноразовую посуду, пакеты, пластик и прочее стали проблемой номер один для экологии всех стран. После предметов повседневного обихода в список «одноразовых» включились: домашние приборы, электронные устройства, техника и оборудование для ремесла, сада и огорода, мебель, одежда, жилые и производственные помещения, автомобили. Завершает список «одноразовых», как ни странно, - люди. В период появления одноразовых ручек «БИК» среди «бичей» (безработные и бездомные жители побережья, первоначально, а потом получило распространение и на материк) появился специфический термин «бикса», что означало – одноразовая подруга жизни.
К величайшему сожалению, вместе с появлением одноразового мира вещей, что определено безудержной погоней мира капиталистов за прибылью и насаждением культа общества потребления – человек воспитывается как квалифицированный и слепой потребитель – купи…купи все. Нет денег – возьми кредит, нет денег – возьми ипотеку. Опять нет денег на погашение кредита – возьми новый кредит. Закредитованность населения - общемировая проблема. Россия – в первых рядах. Благодаря МФО (микро финансовым организациям) точную сумму задолженности населения нашей страны не знает никто. Изменилась окружающая среда – меняется и человек. Деньги, нажива и. чисто русское понятие, «халява» - стали править обществом.
Люди не стали хуже по своей сути – их формирует агрессивно пагубная среда общества потребления. Будем надеяться, что новое поколение детей – поколение «АЛЬФА», станет лучше, и очистится от скверны потребительства.

Одноразовые автомобили

Я очень люблю автомобили. Так получилось, что я с ними связан с детства. Считаю, что машина - член семьи, любит чистоту, заботу, смазку и ласку, хорошую одежду и питание. Авто в семье имеет имя, жилище и приличный комплект обуви и косметики. Так, наш семейный автомобиль «Запорожец» модификации «М», имел имя «Маруся». Последующие машины имели либо ласкательные имена (Гольфец, Фордец), либо сходное имя по модели.

Проходя обучение в аспирантуре, я шел пешком в сильный мороз с шахты, и меня подхватил водитель грузовика «ЗИЛ-130». Спасибо ему, иначе бы я имел реальный шанс замерзнуть в степи. Мороз был не очень сильный – около 25 градусов, но резкий ледяной ветер продувал насквозь пальто и тело. В ухоженной очень теплой и чистой кабине на передней панели было выбито мудрое изречение, прямо  по краске до чистого металла, красивым печатным шрифтом «Шофер люби машину, она не женщина – не подведет». Да, заметно было, что машину водитель очень любит, но, видать, противоположный пол допек его весьма и весьма.

Уже в возрасте 6 лет я прогревал зимой двигатель автомобиля «Победа», пока отец «прогревался» в гостях у тещи, моей бабушки Прасковьи. Завести автомобиль «Победа» выпуска начала 50-х при морозе минус двадцать градусов, это вам не кнопку запуска нажать у современного авто. Система охлаждения двигателя заливалась водой. Перед поездкой нагревали два ведра воды. Сначала заливали в систему ведро очень горячей воды, ждали 5-7 минут, и воду сливали. Нагревался радиатор и блок цилиндров двигателя. Потом краники слива воды на радиаторе и блоке двигателя закрывали и вновь заполняли систему горячей водой. Доставали заводную ручку двигателя («кривой стартер»), настраивали заслонки качества и количества подачи топлива и заводили машину. Хорошо настроенные системы питания и зажигания позволяли запустить машину с четверти оборота заводной ручки, даже при слабом аккумуляторе. Прогревали мотор до 40-60 градусов и начинали движение на первой-второй передаче, согревая коробку передач, трансмиссию и подвеску.

Машину на стоянке необходимо было прогревать каждый час, иначе была вероятность заморозить радиатор. Для сохранения тепла накрывали капот старым ватным одеялом. Чтобы завести Победу для прогрева двигателя необходимо левой ногой выжать сцепление, отсоединив вращение коленвала от коробки передач, а правой ногой одновременно нажимать «пимпочку» стартера, длиной 10-12 сантиметров и педаль газа, расположенные по диагонали на полу кузова под рулевой колонкой. Когда двигатель схватит обороты, стартер нужно быстро отпустить, а педаль газа плавно нажать. Не очень простая задача, для мальчика 6-7 лет с небольшим размером ноги. В связи с малым ростом эти манипуляции приходилось выполнять полу сидя - полу стоя.

Второй автомобиль останется в моей памяти навсегда. Это была «Волга ГАЗ – 21» 1960 года выпуска, цвет «морская волна», много никеля, на капоте – олень, комфортный салон с большими мягкими диванами, неплохие коврики на полу. Ручка переключения скоростей коробки передач, удобно расположенная на руле, отличалась четкостью переключения и синхронизаторами на второй и третьей передачах. Мощность двигателя составляла 70 лошадиных сил при 170 нм крутящего момента, при этом число оборотов коленчатого вала двигателя не превышала 2200 в минуту. Применительно к современным автомобилям эти характеристики ближе к дизелю. Малооборотный двигатель и высокий клиренс позволял преодолевать даже серьезное бездорожье.
Первые опыты вождения я приобрел в 15 лет, а водительское удостоверение получил в 18 лет, окончив школу ДОСААФ. С 15 лет я самостоятельно проводил техническое обслуживание автомобиля и мелкий ремонт. За все время эксплуатации Волги заменили только подшипники передней ступицы. Загудел левый подшипник. Рассыпался почти полностью сепаратор подшипника (до 1962 года устанавливался шариковый слабый подшипник, потом стали применять роликовый и проблема исчезла). Я установил на передние колеса подшипники от автомобиля «Победа» с мощным бронзовым сепаратором, которые добросовестно отработали еще 15 лет без видимых элементов износа. За все время эксплуатации – 17 лет, заменили еще диск сцепления, на котором рассыпались лепестки ступицы после хорошей пробуксовки по песку. Больше никаких замен деталей, только текущее обслуживание и мелкий ремонт.

Необходимо отметить, что Волга требовала регулярной смазки передней подвески, шарниров рулевого управления и карданного вала. По техническому регламенту две точки смазки требовали технического обслуживания через 500 км пробега, еще 13 точек – через 1000 км. Я строго выполнял все регламентные работы, и после 150 000 км пробега не было никаких нареканий по подвеске и рулевым шарнирам. Двигатель не вскрывали, расход масла между обслуживанием не наблюдался. По ходу эксплуатации проводились мероприятия по предотвращению коррозии.

С завода рессоры были помещены в брезентовые чехлы. Между листами рессоры были проложены пластиковые прокладки для плавности скольжения при преодолении препятствий. После 5 лет эксплуатации рессоры сняли, очистили, добавил еще один лист, хорошо смазали, закрыли брезентовыми чехлами. В таком состоянии задняя подвеска дожила благополучно до продажи машины новому владельцу.
Примерно половина пробега пришлась на грунтовые дороги. Зимней эксплуатации и пробега по соли машина практически не знала, гаражное хранение, мокрая машина проветривалась, кузов регулярно обрабатывался качественной растиркой на основе воска. В результате после 17 лет эксплуатации состояние машины и лакокрасочного покрытия находилось в виде музейного экспоната, без сколов и видимых следов ржавчины, хотя авто нередко использовалось для перевозки урожая с огорода и дачного участка и для обеспечения зерном домашней птицы. Заднее сиденье легко снималось и оставалось в гараже, а в салон и багажник загружалось до 500 и более кг груза. Конечно, после таких перевозок салон тщательно чистился пылесосом полностью, включая обшивку дверей и потолка. В настоящее время подобные машины, восстановленные до оригинального уровня, продаются любителям классики по цене до полутора миллионов рублей и выше.
Во время обучения в школе наш класс попал под первый выпуск одиннадцатилетнего обучения с одним днем профессиональной подготовки по специальности «автослесарь». По воле случая это обучение я проходил в местном таксопарке, поэтому устройство автомобиля «Волга» знал до последнего винтика. Местные умельцы таксопарка даже проводили и капитальный ремонт двигателя, переваривали кузов автомобиля,


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     20:07 25.05.2021
Николай, я прочитал Ваш рассказ с большим интересом. 
Теперь понимаю Вашу любовь к старинным добротным вещам и Ваше желание дать им новую жизнь. 
Вы всё делаете правильно. И это радует.
Здоровья Вам и творческих удач.
Реклама