Произведение «Пример для подражания или рассказ о грубых нравах? (о рассказе "Колька" Олега Букача)»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Сборник: Читательско-зрительский дневник
Автор:
Баллы: 31
Читатели: 531 +1
Дата:
Предисловие:
Олег Букач. Колька https://fabulae.ru/prose_b.php?id=124563

Пример для подражания или рассказ о грубых нравах? (о рассказе "Колька" Олега Букача)

Очень кратко изложенный сюжет: Колькина мать удочеряет ребенка из детдома; Колька заботится о приемной сестре; сестра выходит замуж, умирает при родах, и Колька забирает к себе новорожденную девочку. 

Читательницы в комментариях восхищаются Колькой: "Вот это мужик! Настоящий!" 

И действительно, если читать по диагонали, то можно и не заметить противоречий с довольно распространенным сюжетом, когда герой усыновляет, а чаще удочеряет ребенка и становится самоотверженным отцом-одиночкой, и тогда можно и восхититься геройским поступком Кольки. 

А я прочитала рассказ внимательнее и совсем не в восторге от Колькиного характера, каким он показан в рассказе, а от того, что он забрал к себе новорожденного ребенка и как он это сделал, я не только не в восторге, но и в ужасе.

***

Мне сразу вспомнились два фильма с похожим сюжетом.

Советский фильм-драма "Мужики!" (1981): "Узнав о том, что умерла его бывшая невеста, шахтер Павел Зубов приезжает в родное село. У него на руках оказываются оставшиеся сиротами трое детей. Старшая дочь — его, Павла. Осознание ответственности перед нею приводит Павла к мужественному решению: он становится отцом всем троим детям".

И французский фильм - комедия "Трое мужчин и младенец в люльке" (1985), в котором мать не умирает, а просто уезжает неизвестно куда, бросив грудного ребенка на попечение своего бывшего друга, вероятного отца, а друг живет в одной квартире с двумя своими товарищами, и эти трое холостяков не знают, чья же это подруга подкинула им свою дочь. Но все трое чувствуют себя вынужденными заботиться о младенце и скоро привязываются к нему.

Интересно, что авторы сценариев и режиссеры обоих фильмов - женщины, Искра Бабич (советского) и Колин Серро (французского). 

Еще одно знаменитое произведение, в основе которого лежит сюжет удочерения ребенка холостяком, - викторианский роман "Сайлес Марнер" английской писательницы Джордж Элиот, вышедший в 1861 году. "Когда ничто, казалось бы, не вернёт замкнувшемуся и нелюдимому Сайлесу веру в жизнь и людей, в рождественские дни на его пороге появляется маленькая осиротевшая девочка. И душа отшельника оттаивает". 

Сюжет рассказа "Колька" отличается одним маленьким нюансом. У ребенка есть отец, Колька забирает его от отца. 

***

Началу сюжета в рассказе "Колька" предшествует экспозиция, в которой главный герой показан заступником и защитником слабых и обиженных. Его уважают и слушаются (как неформального лидера, предполагает читатель), и благодаря его красноречию предотвращаются драки (возраст Кольки и тех, кто собирался драться, не указан). 

Но дальше Колька изображен как угрюмый и нелюдимый. 
Сопит Колька, из-под бровей, в отца густющих, зыркает, однако отвечает

Колька как зыркнул на мать, как спросил:
- Ты это чего? Предатель, что ли?..
Больше разговора на эту тему она не заводила.

Ясно, что мать не хотела быть предателем, но не исключена и возможность того, что Колька напугал мать своим зырканьем.

В день свадьбы сестры 
Колька одно зятю будущему сказал:
- Не убережёшь – убью…

Это четвертая с начала и третья с конца рассказа реплика Кольки. После нее он только два раза в рассказе произнес несколько слов, один раз "промолвил" и один раз "буркнул".

И куда только делись его красноречие и социальная активность, заявленные в экспозиции рассказа?

***

Когда Колькина мать взяла девочку из детдома, Колька стал практически матерью для приемной сестры. 
Колька Надюшку свою и купал сам, и укладывал. И кашу, что мать для неё варила, сначала сам пробовал: не подгорела ли. И куклы ей из соломы вязал. И микстурой, которую ей врачица прописала, когда Надька простыла, поил. И перед зимой валеночки ей подшивал.

Колька сам её на кровать относил и укладывал. Потом ещё какое-то время рядом сидел.

Автор пишет, что девочка принесла в дом счастье:
Вот и пришло счастье в дом к Дёмушкиным. ... Оно и Надька-то им досталась – на зависть многим.

Но Колька, очевидно, не оттаял, в отличие от Сайлеса Марнера из романа Джордж Элиот. Он остался таким же угрюмым и неразговорчивым. В день свадьбы Надюшки, вместо того, чтобы умилиться красоте и счастью своей сестренки, он угрожает ее жениху, Славику, и даже на стандартное "совет да любовь" не хватает ему вежливости и дружелюбия.

И теперь заключительная сцена. 
Колька пришёл после похорон в дом …  ... Прошёл молча в хату. За стол сел. Глянул на бутылку распочатую, что на столе перед Славиком стояла. Широко, как, прям, в кино, смёл её вместе со стаканом со стола и, глядя в освободившееся место, промолвил:
- Девчонку-племяшку заберу. Ты ещё молодой, женисси. Не нужна она тебе. Моя она только…
Встал, прошёл к колыбельке и взял в охапку вместе с кроваткой только что народившееся дитя. В дверях, уже в спину ему Славик крикнул:
- Надюшкой только зови её!..
Колька через плечо глянул и буркнул:
- Дурак, что ли?! А как же ещё!..
И – дверью хлопнул…

Удивительно, что молодой отец безропотно позволяет Кольке унести в ночь новорожденного ребенка.

Удивляет аргумент: "Ты еще женишься". Ну да, кто заново женится, тому "старые" дети не нужны.

Кстати, почему не женится сам Колька? Читатель даже догадок не может строить на этот счет. Кажется, автор считает это вполне нормальным, а ведь в послевоенные годы, и особенно в деревне, все "нормальные" парни женились рано.

Допустим, Славик действительно обладал какими-то не упомянутыми в рассказе качествами, из-за которых он не мог быть хорошим отцом. Но и тогда нормальный человек поговорил бы с ним по-человечески и поблагодарил бы за согласие отдать ребенка на воспитание кому-то более подходящему как родителю. Но Колька - не такой, Колька на прощание по-хамски хлопает дверью. 

***

Напрашивается аналогия с еще одним вечным сюжетом: как верная Пенелопа не соглашалась выйти замуж повторно, так и мать Кольки отказывала мужикам, приходившим свататься к ней.
- Да милай ты мой! Я бы и радая была, тока ведь у мене –  Николай. Он с войны ещё не вернулся. Вернётся, а иттить ему некуды: ты его место занял. Да и Колька у мене, опять жа. А он, хучь и малой ещё, а мужик сурьёзный. Не позволит матери-то блукать.  Так что ты – иди, мил человек, от греха…
Очередной жених косился на Кольку, оценивал его здоровенные не по возрасту кулачищи, вздыхал полной грудью – и убывал восвояси.

Отказывая женихам, Колькина мать приводит два не зависящих друг от друга аргумента. 

Первый аргумент: она ждет не вернувшегося с войны мужа. 

Второй аргумент: "Да и Колька у мене, опять жа. А он, хучь и малой ещё, а мужик сурьёзный. Не позволит матери-то блукать.  Так что ты – иди, мил человек, от греха…" Или Колька не разрешает матери выходить замуж, потому что считает это распутством (блуканием), и мать боится его как "сурьёзного мужика" и слушается. Или же мать использует Кольку как средство устрашения, чтобы держать женихов подальше.

Намекает ли автор на то, что женихи боялись, что Колька будет их бить? Или только мне кажется упоминание Колькиных кулачищ намеком? И материнское "иди, мил человек, от греха", и то, что незадачливый жених, покосившись на Кольку и перед тем, как уйти, "вздыхал полной грудью" - от облегчения, что пронесло и что не нужно будет жить с Колькой под одной крышей? - означает, что мать пугала Колькой женихов и что женихи пугались Кольку? 

Сын Одиссея, Телемах, не смог защитить Пенелопу от вторжения женихов, а Колька его переплюнул. Оценив Колькины кулачищи, женихи отправляются восвояси. 

Только с женихами Пенелопы понятна их корысть: они думали, что Пенелопа - вдовствующая царица Итаки, острова площадью 96 кв. км. А вот какую корысть преследовали мужики, сватавшиеся к матери Кольки? Зачем нужно было их так отпугивать, за что? Или Колька и его мать боялись, что жених поселится в их дворце и будет поедать их продукты питания и пить их вино, подобно женихам Пенелопы? 

***

Деревня Колькина уникальна. В ней живут одни только трусы. 

И Славик - трус, и желающие жениться на Колькиной матери мужики - трусы, и парни, собравшиеся драться, но послушавшие Колькины увещевания, - тоже трусы. 
Увидит только, что где кто в сражение вступает – тут как тут. И всегда принимал сторону «униженного и оскорблённого и всеми отринутого парии общества».
Загораживал его широкой спиной, а к противнику поворачивался ещё более широкой грудью. Вставал, значит, и говорил:
- Ты, эт самое, его не трожь. Он – брат мне, ага…
- Да-а-а-а, как жа-а-а, брат! – орал супостат. – Вы жа дажа в разных домах живёте! Он – у мельницы, а ты – у церквы!..

Подзащитный Кольки трусливо прячется за широкой Колькиной спиной - с таким же успехом мог бы сразу просить пощады или бежать с поля боя. А его противник, вместо того, чтобы сказать: "Ну тогда получай, раз брат!" - и вступить в драку с заступником, беспомощно орёт, объясняя, где кто живет, как будто это имеет значение. 

***

Вольная цитата из Достоевского скомбинирована из названия повести "Униженные и оскорбленные" и фразы из предисловия Достоевского к роману Гюго «Собор Парижской Богоматери» ("Это мысль христианская и высоконравственная... Эта мысль — оправдание униженных и всеми отринутых парий общества"). Когда читаешь ее в начале рассказа, то не ожидаешь, что рассказ будет написан в просторечном стиле - или это региональный говор, но во всяком случае, не тот язык, какой ожидаешь от читателя книг Достоевского. К тому же ни здесь, ни далее в рассказе не фигурируют никакие парии общества. Знаю, что я отвлеклась, но мне кажется, что эта цитата в рассказе лишняя. 

***

Когда за Славика с соседней улицы замуж выходила... ...
Колька со Славиком  у крыльца курили, ожидая, когда невеста выйдет, чтобы в церкву ехать.

А ведь уже в начале рассказа нам (и самому Кольке) сообщили, что Колька живет у церквы. Зачем же туда ехать? Практичнее и красивее было бы пойти пешком.

И еще два места в рассказе, где я "не верю" (с). 

Не верю тому, что происходило в детдоме при выборе ребенка Колькиной матерью.
Тама детей-то страшная туча была. Ага. И всех к ним вывели, показывать, стало быть.

Не верю, что вывели всю "страшную тучу" детей на показ Кольке и его матери. Не верю, что такая практика существовала в детдомах.

И не верю, что после похорон Славик был оставлен один с новорожденным ребенком. После похорон бывают поминки. Но допустим, Колька пришел к Славику на другой день после похорон. Но и тогда не был бы Славик один. Ему помогали бы с ребенком его мать, или сестры, или соседки, наконец.  

Уникальная деревня показана в рассказе. В ней живут одни только бессердечные трусы, и у каждого "моя хата с краю".

Сюжет рассказа тоже уникален. Распространены сюжеты с похищением ребенка, и существует сказочный сюжет, в котором будущий отец или будущая мать обещают еще не рожденного ребенка сверхъестественному существу, но чтобы кто-то просто пришел и забрал у отца ребенка, объявив его своей собственностью ("Моя она только"), - такого я еще не встречала. 

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     14:15 31.05.2022 (4)
2
Здравствуйте уважаемая Алена!
Вот уже несколько дней перечитываю Вашу рецензию и рассказ Олега.
И все никак не мог решиться на комментарий.
Почему?
Да не благодарное дело критиковать Рецензента и Автора.
Критику никто не любит, как бы мы не расписывались в безразличие к ней.
Моя критика Вас заключается в том, что, на мой взгляд, Вы смешали две плоскости.
Одна – умение и техника написание самого рассказа Автором и диспут о нравах ЛГ.
Насчет умения Автора писать рассказы, Вы думаю, со мной согласитесь, он владеет классической техникой изложения мысли. Есть Завязка, Кульминация, Развязка. Мы видим характеры, чувства ЛГ. Рассказ написан образно, Читатель переживает за ЛГ. И то, что рассказ Вас побудил (среди десятков рассказов на сайте) к публичным размышления о нем – лишний раз доказывает, что рассказ достоин внимания Читателя. По достоинству был Прозой недели.
Насчет ЛГ и их нравах.
ЛГ такой, каким выписан Автором, и каким, он ему видится.
Вы хотите видеть ЛГ другим. Напишите своего «Кольку». Сравним, чей лучше.
Нравы. У Вас к ним замечания. Значит, Автор сумел в вашей душе вызвать импульс - согласия/ несогласия. Это хорошо. Есть что пообсуждать.
Рецензия в целом хорошая, вот только бы предложил Вам в названии все, что написано в скобках – убрать или изложить так: (о литературных героях рассказа Олега Букача «Колька»), так как Ваша рецензия в основном о литературных героях и их нравах.
     21:38 31.05.2022
2

Нравы. У Вас к ним замечания.

К нравам у меня одно замечание: автор выдумал их, эти нечеловеческие нравы. Нет нигде деревень с такими нравами, какие придумал автор.
     20:51 31.05.2022 (1)
1
Рассказ написан очень умело. И мне кажется, что как раз из-за этого многие не заметили, что идея рассказа очень спорная. Я, например, убеждена, что идея рассказа очень некрасивая. 
     21:36 31.05.2022
1
Рад, что в оценке мастерства автора мы нашли консенсус. Насчет идеи мы поговорим.
     20:48 31.05.2022
1
Еще раз перечитала Ваш комментарий. И еще раз: большое спасибо за комментарий! 
     20:43 31.05.2022 (1)
1
Леонид, спасибо за комментарий! 
Моя критика Вас заключается в том, что, на мой взгляд, Вы смешали две плоскости.
Одна – умение и техника написание самого рассказа Автором и диспут о нравах ЛГ.

Я как раз не смешивала эти две плоскости. Техники написания я только коснулась, когда написала, что цитата из Достоевского выглядит в рассказе чужеродной заплатой, и то сразу же извинилась за то, что отвлеклась.

Идея рассказа мне не понравилась. И я об этом написала. Или непонятно написала? Непонятно, что мне идея рассказа категорически не нравится?

Рассуждения о сюжете рассказа служат только обоснованию того, чем именно не нравится мне идея.
Вы хотите видеть ЛГ другим. Напишите своего «Кольку». Сравним, чей лучше.

Вы хотите видеть статью о рассказе "Колька" другой. Напишите свою статью. Сравним, чья лучше.

- это я не всерьез, если что. Я хочу сказать, что несерьезно приводить подобные аргументы в дискуссии, не по-взрослому.
     21:53 31.05.2022 (3)
1
Продолжаем разговор.
Насчет идеи рассказа.
Во-первых.  Мать Кольки ждала своего мужа с войны и всем мужика отказывала в сватовстве. Что здесь не логичного или плохого?
Во-вторых. Мать решила взять детдомовского ребенка. Что здесь плохого?
В третьих. Больного ребенка не отдали назад, а выходили? Вопрос прежний.
В четвертых. Концовка, такая, как ее сделал Автор. Могла быть и другая.

Вопросы:
В чем вы увидели нечеловечность нравов? В милосердии?
Почему Вы считаете что все придумано?
Разве в деревнях нет людей, которые могли бы взять детей на воспитание?

Насчет моего предложения написать Вам своего Кольку, извините, погорячился. Это не аргумент.
     22:10 31.05.2022 (1)
1
В чем вы увидели нечеловечность нравов? В милосердии?

Нечеловечность нравов - утащить от отца ребенка, объявив его своей, и только своей, собственностью - выдается за милосердие. 

Меня это и возмущает, и шокирует.

     22:39 31.05.2022 (1)
1
А оставить молодого, без жизненного опыта, молодого парня с маленьким ребенком, Вас это не шокирует?
или у ас в душе есть другой вариант решения этой жизненной трагедии?
     22:48 31.05.2022 (1)
1
А оставить молодого, без жизненного опыта, молодого парня с маленьким ребенком, Вас это не шокирует?

Как раз это и происходит в рассказе, и как раз это шокирует меня.

В реальной деревне не оставили бы Славика одного. Я уже повторяю это не знаю в который раз.

И тот же Колька, был бы он нормальным человеком, помогал бы Славику и не "буркал" бы "Она моя только" - и не хлопал бы дверью. И у ребенка были бы практически два отца, а так - один только, и тот моральный урод.

Славик только что потерял жену. А это чудовище по имени Колька и ребенка отнимает у него. Вместо того, чтобы помочь. 

Другое дело, что славиков таких, каким его сочинил Олег Букач, не бывает. Хотел, должно быть, сочинить, какие мужчины бывают самоотверженные, по многократно использованной кальке. А сочинил, как мужчины от своих детей отказываются даже без уговоров, просто так, с большой готовностью.
     17:53 01.06.2022 (1)
В жизни бывает не только такие, как Славик. Но и Васи-убийцы, Коли-людоеды, Миши-чикотило.
Есть даже просто Лени-романтики, некоторая придурковатость, которых делает их практически неуязвимыми для окружающих Критиков и Рецензентов.
Извиняюсь, но с Вашего разрешения хочу написать рассказ на основании нашего диалога - Критика и Читателя (или Автора), естественно без имен.
Как Вы на это смотрите?
     18:57 01.06.2022 (1)
1
Пишите, конечно.
     19:06 01.06.2022
     22:07 31.05.2022 (1)
1

Мать Кольки ждала своего мужа с войны и всем мужика отказывала в сватовстве. Что здесь не логичного или плохого?

Непонятно, зачем она пугала своих женихов Колькой. 


Непонятно, почему женихи боялись Колькиных кулачищ.

И непонятно тогда, зачем они вообще сватались. Или они не знали до сватовства, что у вдовы есть сын, или знали, что есть сын, но не знали, что он такой свирепый с сурьезными кулачищами?

Тут я не так уверена, как с помощью Славику - я уверена, что в настоящей, не придуманной Олегом Букачем, деревне Славику как вдовцу и отцу-одиночке с новорожденным ребенком помогали бы, - но кажется мне, что женихи не такие ослы, чтобы переться свататься, не познакомившись с женщиной и ее сыном поближе, не подружившись с ними сначала.  
     22:51 31.05.2022 (3)
1
Каждая женщина защищает свое гнездо и детенышей так как может.
Кто-то дробовиком, кто сыном.
Есть другой вариант? Так он Ваш.
А у Олега - такой, как он описал.
Почему мужики боятся кулачищ? Вопрос риторический, хотя мужику не нужны проблемы с пасынком, когда в деревне солдаток после войны было море.
Насчет помощи. Да, конечно у нас на Руси всегда помогали, тем более в деревне, НО ежеминутно никто не помогает. Повседневность заключаются в том, что мы остаемся с бедой в конечном счете один на один. Или это не так?
Не идеализируйте человеческую сущность.

Итого - на мой взгляд рассказ хороший, реалистичный, берущий за душу.
Заставляет задуматься, ставить вопросы и желание на них ответить, что подтверждает наш импровизированный диспут.
У нас уже поздний вечер. Завтра на работу, Родину защищать.
     08:13 01.06.2022 (1)
1
Повседневность заключаются в том, что мы остаемся с бедой в конечном счете один на один. Или это не так?
Не идеализируйте человеческую сущность.

Так о чем же рассказ Олега Букача? 

Получается, рассказ написан для того, чтобы не идеализировали человеческую сущность. 

Женихи сватаются к матери Кольки не потому, что они хотят помочь вдове с сыном, а чтобы разорить их гнездо. Защищаться нужно от этих женихов - дробовиком или сыновьими кулачищами. 
Каждая женщина защищает свое гнездо и детенышей так как может.
Кто-то дробовиком, кто сыном.

Ведь автор искренне верит, что мужчины - народ коварный, жестокий, трусливый и опасный.

И Колька следует заветам Ницше ("Падающего подтолкни!"), а не заявленному в начале Достоевскому. 

"Падающего подтолкни!" У потерявшего жену отбери еще и ребенка!

Олег Букач - талантливый писатель. Но в оригинальных его рассказах проявляется презрение к людям, как в рассказе "Дворняжка" (вот это хороший рассказ, со злой идеей, но о реальных, живых людях), "дворняжка" - это пожилая одинокая женщина, которая напрашивалась в гости к рассказчику и его жене. А в таком вторичном, подражательном рассказе, как "Колька", это уже больше, чем презрение, в "Кольке" проявляются уже неверие в человечность, неспособность к межчеловеческим отношениям, к сочувствию и жалости, сплошное (и неудачное) притворство, жестокость, грубость и морализаторство, ханжество. 

Леонид, если бы не дискуссия с Вами, я бы так далеко не зашла в осуждении "Кольки". Ваши субъективность и эмоциональность заражают. Но публицистика и должна быть субъективной и эмоциональной. А литературная критика - тем более. Тут уж всегда можно ссылаться на Белинского, "неистового Виссариона". 
     17:41 01.06.2022 (1)
Добрый вечер Алена!
И вновь продолжается бой?
Вначале, о себе любимом.
Да, я субъективен. Я простой Читатель. Прочитал (даже несколько раз перечитывал рассказ) и он мне понравился.
Моя эмоциональность связана с тем, что я не Критик, ни Рецензент, ни Публицист у которого должно быть холодное сердце и чистая голова.
Мы, увы, стоим по разные стороны баррикады.
Анализируя действия ЛГ Олега, алогичности в характере Кольки не увидел. Человек цельный, последовательный. Да, молчаливый, но делающий Добро.
Мать его тоже верна мужу, заботится о сыне, взяли ребенка из детдома. Это не добро?
Выходили ее. Это не добро?
В чем презрение к людям у ЛГ?
В том что Вы что-то додумываете за них?
Вы пытаетесь провести какие-то параллели с Белинским, Достоевским, Ницше.
Это красиво и кудряво, но мы с Вами прочитали один и тот же рассказ, а увидели разное.
Вы - отсутствие милосердия, нереалистичность, я - молчаливое добро.
В чем мы едины  - Олег Букач талантливый писатель.
Мое мнение - его рассказы и их сюжет интересны, вызывают эмоции и чувства.
Если бы он не верил в человечность,  в сочувствие и жалость, а пропагандировал жестокость и притворство - он не был бы Олегом Букачем, творчество которого я хорошо знаю.
Вообщем как то так.
     01:24 03.06.2022 (1)
1
И вновь продолжается бой?

Вы, Леонид, пришли повоевать со мной и ведете себя соответственно: на войне как на войне, и все средства хороши. 

И в каждом Вашем комментарии Вы извращаете мои слова. Например, я написала, что в рассказе проявляются жестокость и притворство, а Вы делаете из этого: автор пропагандировал жестокость и притворство. 
В чем презрение к людям у ЛГ?
В том что Вы что-то додумываете за них?

Презрение к людям проявляется в рассказе "Дворняжка" - вот что я написала, а не у каких-то ЛГ. 

Это Вы даже не додумываете - Вы переворачиваете написанное мною. 

Если Вы будете писать диалог между кем Вы хотите на основе нашего спора, то, пожалуйста, дайте ссылку на "исходник". Потому что если Вы здесь перевираете мои слова, то уж в придуманном диалоге и подавно все переврете. А со ссылкой, если кому-то будет интересно, то он сможет сравнить сочиненный Вами диалог со спором, каким он был на самом деле.

На всякий случай, если Вы не знаете значение слова "проявляться", объясняю: "проявляться" значит "становиться заметным" и ничего больше.
     17:06 03.06.2022 (1)
Добрый вечер Алена!
" И вновь продолжается бой,
И сердцу тревожно в груди.
И Ленин - такой молодой,
И юный Октябрь впереди!"
Вы ПОЛНОСТЬЮ лишены чувства юмора, иронии и гротеска.
Опять  в Вашей голове возникло чувство, что я с Вами  "воюю".
С чего это Вы взяли?
То что я из вежливости веду диалог, а не  31 мая не написал одно слово: Чушь?
Тараканов у Вас в голове - море.
Зачем Нам "воевать" ?
Мы сразу пришли  к главному, единому мнению - Олег Букач талантливый писатель.
Остальное - пена на волне. Мусолите какие то нравы.
Вы в деревне хоть раз были?
Грубые нравы?
Согласен. В России все есть.
И милосердие, героизм, жалость, любовь.
Есть грубыенравы - жестокость, глупость, предательство, как и в любой стране.
Это для Вас открытие?
Каждый Автор описывает своих ЛГ так как может.
В чем  спор, несогласие? Что с упорством вымбовки Вы хотите мне доказать?
Не пойму своим военным умишком.
Насчет задумки написать притчу о Критике и Авторе (Читателе) - опять шутка.
В нашем диалоге нет чувств, эмоций, нерва, импульса.
А пишется тогда, когда что то удивило, всколыхнуло.
Я просто читал"преподовательские" (шутка) нравоучения: Волга впадает в Каспийское море.
Мы ОБА согласны в главном: Олег Букач - талант, а то что у него ЛГ не отвечают Вашим нравственным началам, так этот рассказ написал Он, а не Я или Вы.
Вы любите напоминать о "запрещенных" приемах.
Так я Вам скажу: переход от сути разговора публичной Заметки (ее цель я так и не понял. Вы хотели заявить о себе, как о новой Звезде Рецензий?), на меня, Вам, как Критику чести не делает.
Итог. Извините меня за эти слова - наш разговор выведенного яйца не стоит.
Мое почтение.
     17:19 03.06.2022 (1)
1
Что с упорством вымбовки Вы хотите мне доказать?

Это Вы, Леонид, пришли сюда указывать и доказывать. Как герой шукшинского рассказа "Срезал" пришел к "кандидатам" не поговорить, а доказать, что они дураки. 
     18:57 03.06.2022
Алена, ну, вот, опять "укусили", забыв о теме "рецензии".
Я  "тут" давно.
Это Вы "тут" из-за границы занимаетесь  "рецензированием", считая себя истиной в последней инстанции.
Увы, Алена, до шукшинских героев,, то есть "кандидатов" - Вам далеко. (шутка).
Я думал мы поняли друг друга и "разговор" давно закончен.
Ан-нет.
Повторюсь - я с Вами согласен. Вы правы!
Полегчало? (шутка).
     22:59 31.05.2022 (1)
1

Почему мужики боятся кулачищ? Вопрос риторический, хотя мужику не нужны проблемы с пасынком, когда в деревне солдаток после войны было море.

Вот и я о том же. 


Зачем же сватались тогда? 

И Вы мне доказываете, что рассказ хороший и реалистичный.

Придуман он. 

Это подражание рассказам о мужиках, усыновляющих и удочеряющих осиротевших детей, но до автора не дошло, что же в этом хорошего и доброго. И он сочиняет похожий рассказ, но доводит правильную идею до абсурда, изменяя ее на 180°.
     17:43 01.06.2022 (1)
Зачем мужики сватаются к женщинам?
Не знаю. Не сватался, а просто несколько раз женился.
     19:01 01.06.2022 (1)
1
Прочитали расссказ и не знаете? Значит, автор не раскрыл мотивы своих ЛГ.
     19:08 01.06.2022 (1)
Алена, отсутствие у Критика чувство юмора  не делает чести Рецензенту.
Улыбнитесь и все пройдет.
     20:34 01.06.2022 (1)
1
Улыбнитесь и все пройдет.

Еще один запрещенный прием. Такой же, как "напишите своего Кольку". Намекаете, что я в истерике или еще в каком-то критическом состоянии? Что именно пройдет-то?
     20:56 01.06.2022 (1)
Алена, в моей  фразе "Улыбнитесь и все пройдет." был вложен смысл  - улыбнуться.
Да, просто улыбнуться, а не использование мною каких-то , как Вы  считаете, приемов.
Я отвечаю людям так как отвечаю, не по-шаламински, а по-лялински. Вы уж извините меня за такую вольность.
Вы почему то в чужие слова вкладываете не тот смысл, что заявляет человек. Да и словами бросаетесь, будто кирпичами: Истерика, Критическое состояние.
Я Вам об этом писал, намекал?
Вы любительница поучать,  считая своего оппонента как бы дурачком.
Интересно, почему?
Я написал про отсутствие у Вас чувство юмора, потому что даже прыщавые мальчишки знают зачем мужчины сватаются к женщинам.
На Ваш банальный вопрос: "Зачем же сватались тогда?" я попытался ответить (отделаться) ШУТКОЙ, даже улыбающийся смайлик нарисовал, но Вы все это пропустили мимо глаз. Вы очень серьезны, забывая что  многие глупости делаются с умным лицом.
Будьте проще и к Вам потянутся люди.
Мы обменялись мнениями. В чем то согласились, в чем то нет.
Что-то надо еще?
Абсолютное признание Вашей правоты?
Пожалуйста. Заявляю - Вы правы.
     21:07 01.06.2022 (2)
1
Что-то надо еще?

Мне от Вас ничего не надо, спасибо. 

Вы пишете много лишнего, к обсуждению моей статьи или рассказа "Колька" не имеющего никакого отношения. 

Вот и в Вашем последнем комментарии Вы описываете меня как личность. 
Я отвечаю людям так как отвечаю, не по-шаламински

Я написал про отсутствие у Вас чувство юмора

Вы очень серьезны, забывая что  многие глупости делаются с умным лицом.

Вы любительница поучать,  считая своего оппонента как бы дурачком.

Где я Вас поучала? Процитируйте, пожалуйста. А вот Вы меня поучаете:
Будьте проще и к Вам потянутся люди.

     06:00 02.06.2022
1
Алена, отсутствие у Критика чувство юмора  не делает чести Рецензенту.

Не делает чести переход на личности, Леонид. 

У Вас, видите ли, чувство юмора, Вы даже смайлики ставите, а у меня, видите ли, выражение лица серьезное. 
Есть даже просто Лени-романтики, некоторая придурковатость, которых делает их практически неуязвимыми для окружающих Критиков и Рецензентов.

Окружили Вас, бедного, Критики и Рецензенты, уязвить хотят. 

Мне это напоминает ситуацию в рассказе Шукшина "Срезал". Герой этого рассказа так же был неуязвим для окружающих его Кандидатов. 
     21:16 01.06.2022
Вот и славненько.
     22:54 31.05.2022 (1)
1

Итого - на мой взгляд рассказ хороший, реалистичный

А на мой взгляд, рассказ придуманный, надуманный, и идея его отвратительна.
     17:45 01.06.2022 (2)
Идея описания  жизни простого деревенского мужика отвратительна?
Интересно.
Что тогда для Вас не отвратительно.
Разрешите узнать, кто Ваш любимый писатель или ЛГ?
     20:55 01.06.2022 (1)
1
Описание чего-либо - это не идея. 

"Идея художественного произведения – это его основная мысль, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к тем явлениям, которые им изображены".

Идея "Кольки" - что высоконравственно забирать у мужчины, только что похоронившего жену, его первенца со словами "Она моя только".
     21:17 01.06.2022
Извиняюсь, не хочу идти по второму кругу.
     18:55 01.06.2022 (1)
1

Идея описания  жизни простого деревенского мужика

Идея в рассказе другая.


Мои любимые писатели - Лев Толстой и Чехов. А Ваши?
     19:16 01.06.2022 (1)
Какая на Ваш взгляд?
Мои любимые писатели и поэты - Чехов, Куприн, Шукшин, Бунин, Гюго, Цвейг, Моруа, Пикуль, Василь Быков, Алексей Иванов, Веллер, Довлатов, Крон, Конецкий, Покровский, Есенин, Блок.
Толстой, Достоевский - классики, но слог тяжелый.
     20:43 01.06.2022 (1)
1
Ну, что-то у Вас та-акая сборная солянка...
     16:09 02.06.2022 (1)
1
Я моряк. Море - соль земли.
Люблю соленое.
     16:14 02.06.2022 (1)
1
Вообще, существует версия, что слово "солянка" связано не со словом "соль", а является искажением прежнего названия этого блюда - селянка (от слова сельский).
     16:49 02.06.2022
Не спорю. Но версия - соль, солянка мне больше нравится.
     21:59 31.05.2022 (1)
1
В чем вы увидели нечеловечность нравов?

В том, что Славик, только что похоронивший жену, был оставлен один-одинешенек с новорожденным ребенком, без помощи со стороны, например, соседок. Так не бывает. Это придумано.

Что Колька пришел, заграбастал младенца и утащил его к себе со словами: Моя она только, - а отец, как овца, чуть ли не двери ему с поклоном распахнул.

     22:19 31.05.2022 (1)
1
Алена, Вы начинаете накручивать то, чего нет в рассказе.
Ничего удивительного нет, что Славик в какую то минуту остался один на один с ребенком.
Проходят похороны и человек остается наедине со свой бедой. Один.
Что родные Славика или соседки  должны были теперь жить с ним?
Он остался один без жены с маленьким ребенком, без жизненного опыта Кольки.
Колька сестренку выходил, выходит и внучку.
Здесь конечно есть тема для обсуждения, но не для рассказа, а может для повести.
Поступок Кольки подчеркивает то, что рассказ о нем, о том какой он есть, а не о нравах или Славике.
Насчет придуманности.
А разве литературный рассказ - это журналистский репортаж или очерк?
Автор написал то что он написал, как считал нужным, как он видел в голове эту ситуацию.
Правильность ЛГ бывает только на партсобраниях.
Могла такая ситуация в деревне быть?
Могла. А может ее и не было.
писатель для того и писатель, чтобы описать разные ситуации. Правильные и неправильные.
Благо что в рассказе маролизации нет.
     22:44 31.05.2022 (1)
1
"После похорон" пришел Колька к Славику. Не верю, что после похорон Славика оставили одного с новорожденным ребенком. 

Не могла быть такая ситуация в деревне.


А если Колька приперся за ребенком ночью, то это еще хуже. 

Морализация в рассказе есть. Потому что Колька изображен как апостол морали. Он и драки останавливает, он и сестренку приемную выхаживает как мама родная. И вишенка на торте - утаскивает ребенка от отца, как тать в нощи.

Автор изобразил зло как добро. 
     17:49 01.06.2022
Вы как Станиславский - Не верю!
А Вы поверьте.
Похороны проходят и человек остается наедине с собой.
Я  такое видел.
Колька не Апостол, а простой, правильный деревенский мужик.
     18:13 01.06.2022 (1)
Умно. По делу.
     18:58 01.06.2022 (1)
Спасибо, Александр!
     19:23 01.06.2022 (1)
1
К творчеству Олега Букача с симпатией (возможно, потому, что он - школьный учитель словесности, а пиетет перед школьными учителями у тех, кто родился в 60-70-е годы, есть) на нашём сайте относилась, в частности, Алла Ажанова, благодаря которой я тоже прочитал несколько произведений этого автора. Читал кое-что и позднее. Но опыт показывает, что из школьных учителей литературы редко получаются авторы интересной прозы. У Олега есть несколько произведений, которые читать можно. Но сказать, что они оседают в памяти и дают пищу для глубоких размышлений, - это вряд ли.
Произведение, на которое Вы написали рецензию? огорчает и стилевой безвкусицей (что Вы отметили), и композиционной рыхлостью, и надуманностью ситуаций.
     21:36 01.06.2022
1
О рассказе "Колька" я написала, главным образом, потому, что удивили меня восторженные отзывы о главном герое: "Вот это мужик! Настоящий мужик!" 
Возможно, мне в самом деле не хватило чувства юмора (Леонид Лялин диагностировал у меня его отсутствие) и понимания того, что люди спешат, не дочитывают до конца, торопятся поставить оценку и написать одобрительный комментарий, а читать и тем более вникать в содержание им некогда. 
     11:55 31.05.2022 (1)
1
С удовольствием прочла, Алёна, твою статью в отношении рассказа "Колька".
Произведения этого автора я давно не читаю, т.к. от них веет затхлостью.
     12:04 31.05.2022
Спасибо, Анна! 
     01:43 31.05.2022 (1)
1
Алёна, проведённый Вами анализ рассказа, потрясает точностью в части обозначенных нестыковок.
Концовка не выдерживает критики. Трудно поверить в исход сложившейся ситуации. Ибо она настолько нелепа,
что остатся только удивляться. Спасибо. Это отличная работа!
     02:02 31.05.2022
1
Спасибо, Клавдия!
     11:40 30.05.2022 (1)
1
Читала этот рассказ. Комментарий не оставила, поскольку автор однажды стёр мои
вопросы по тексту другого рассказа, предварительно весьма презрительно ответив мне.
 Видимо, он принимает только похвалу.
В каком бы жанре не было написано произведение, но поступки персонажей - будь они логические или 
нелогические - должны быть убедительны.  Читатель должен верить происходящему.
Но в данном рассказе этого не происходит. В лучшем случае он тянет на схему, черновой
набросок, который следует хорошо дорабоатать, наполнить смыслом и "плотью".

Очень понравился, Алёна, ваш пошаговый, качественнный разбор рассказа.
Помимо прочего, вы верно отметили нестыковки и несуразность финальной сцены,
когда отец с дремучим спокойствием воспринимает фактически кражу своего ребёнка,
без каких-либо предварительных разговоров-уговоров.
Что ж, в жизни всякое может быть. Но если в статье или заметке автор
может ограничиться изложением событий, то в художественном произведении - этим
событиям, поступкам людей нужно дать хоть какое-то объяснение. Может, Славик был законченный, 
деградировавший  алкаш? Или патологически не любил детей? Или был дурачком, воспринимающим реальность
в искажённом виде? В рассказе о том ни звука. О Славике известно лишь, что он был
"с соседней улицы" и курил, а в финале был при ясном уме и понимал, что лишается
своего ребёнка навсегда.
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Удивительно, что вы решились на критику без разрешения автора. Или - разрешил?

     17:59 30.05.2022 (1)
2
Большое спасибо!

Эту статью я написала, не спрашивая разрешения автора, подумала, что я как читатель имею право высказать свое мнение о произведении, опубликованном в открытом доступе. Это, в принципе, читательское письмо. 
     20:56 30.05.2022
1
Ясно. 

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Главное, не нарваться на гневную отповедь автора.
Хотя вряд ли он читает произведения на этом сайте:
я ни разу не видела его комментариев.


     11:20 30.05.2022 (1)
2
Это у Вас разоблачение получилось, как у Воланда.
Но,  мне понравилось. Даже рассказ пришлось прочитать.
     18:00 30.05.2022 (1)
1
Спасибо, Анатолий!
     18:45 30.05.2022
1
Я думаю, надо на все публикации попавшие на главную страницу писать рецензии.
Рассказ, который не выбран за образец изящной словесности, можно и не критиковать. А уж если выбран, будь добрым, отчитайся за свою избранность.
     23:46 29.05.2022 (3)
1
В чём-то завидую твоему критическому складу ума.  Об авторе рассказа промолчу...  И, вообще, вся эта прозная "деревенщина" нередко оловянная какая-то, целлулоидная, ненастоящая...
     08:45 30.05.2022
аналитический склад ума 
     03:06 30.05.2022
Меня читатели удивляют, которые путают абсолютное зло (отнять ребенка у отца со словами "Она моя только") с абсолютным добром (это же хорошо, когда кто-то берет к себе ребенка, слава ему и хвала). 
     02:09 30.05.2022 (1)
1
А, мне даже кажется, что авторы подобных произведений, "придуманных" произведений, пишут не о жизни, а о том, что они вычитали в разных книгах. Типа "и я тоже могу сочинить то же самое, и не хуже, а во многом и лучше". И сочиняют, и неплохо, но когда представляешь, как было бы, если бы это было в жизни, то замечаешь эту целлулоидность, замечаешь, что такого в настоящей жизни с настоящими людьми не бывает и быть не может. Как не может быть, например, таких несостоявшихся драк, как в этом рассказе.
     09:16 30.05.2022
Как говорит мой друг - абсолютно в душу агага! Всё правильно выразила.
Реклама