Произведение «Растекаясь мыслiю по древу. Значение» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Естествознание
Автор:
Читатели: 308 +2
Дата:
«Единоборство Мстислава с Редедей Касожским»

Растекаясь мыслiю по древу. Значение

     Радзивилловская летопись, или Кёнигсбергская летопись - летописный памятник, предположительно начала XIII века, сохранившийся в двух списках XV века, иллюстрирован многочисленными миниатюрами. Радзивилловская летопись положена в основу ПВЛ (Повести временных лет), как читать правильно, каждый определит сам: временнЫх или врЕменных? Поражаясь величию русского языка. Язык оригинала: церковнославянский язык - о жизни людей раннего средневековья и средневековой Руси - от моря Балтийского до Чёрного (от Варяжского до Понтийского - во всех случая - «русского» в значении). Картинки в основном отражают политические события и военного характера. На многочисленных миниатюрах, украшающих описываемые сражения, ясно видно, что противоборствующие стороны одинаково снаряжены, имеют один цвет лица и волос. Это я к тому, что ни темноволосых татар, ни желтокожих монголов на них нет. Предположим, раскрасили позже или именно этот цвет был дорогим в применении, но куда девался «жёлтый след» в потомстве? Монголы желтокожие, как известно, а за три века колонизации земель, верить истории, надо полагать, хоть какие-то следы ассимиляции, да остались бы по Левобережью, как вы думаете? За три года оккупации родилось много немцев, за месяц проведения Олимпиады в Москве (1980) в следующем году роддомы принимали чернокожих малышей. А тут - ни одного монгола, причём ни Великого, ни Малуши. Непонятно. Однако брали дань «белками» - белыми девушками, надпись на миниатюре. «Тоска разлiяся по Руской земли, печаль жирна тече средь земли Рускый. А Князи сами на себе крамолу коваху, а поганiи сами победами нарищуще на Рускую землю, емляху дань — по беле отъ двора». Летописные данные хорошо увязываются с событиями из древнерусской литературы, не зря же она так называется. Всё зависит от понимания слов. Статья таким образом и оформлена, и выстроена - от СЛОВА к летописи, от Радзивилла - обратно.

    Из истории города Кёнигсберг. Ядром города выступил замок, основанный на месте самбийского или прусского форта Твангесте, что значит «Дубовый лес», а также нескольких прусских поселений, включая деревню и порт Lipnick и фермерские поселения Sakkeim и Trakkeim. На месте разрушенного прусского города рыцарями Тевтонского ордена был заложен замок. По-польски он был назван Кролевец (польск. Krоlewiec) в честь чешского короля, а по-немецки - Кёнигсберг (нем. Königsberg). Новый замок при основании в 1255 году получил название «Королевская гора». Существует толкования топонима, например, от прусского топонима готского происхождения Konungaberg, где kuniggs - глава рода (князь), berg - брег, берег (гора). Хотя Берлин с гербом «медведь» выводят от берлоги (нора). Дань брали белками, потом куницами, а могла бы быть и чага по ногате, да кощей по резане, если бы не одно, но. Кёнигсберг (нем. Königsberg, белор. Каралявец, рус. Королевец) - город, административный центр германской провинции Восточная Пруссия с 1773 по 1945 годы. Под именем Королевец замок и местность вокруг него долгое время, начиная с XIII века, упоминается и в различных русских источниках: летописях, книгах, атласах. На рубеже X-XI веков для контроля над использованием водных торговых путей возникло прусское поселение Твангсте (прусск. Twangste - принуждение, датское Tvangeste - Компульсивный). Термин compulsive: «навязчивый», «принудительный» (лат. compellō - «принуждаю») - симптом, представляющий собой периодически возникающее навязчивое поведение, ритуалы или ментальные акты. Действия, которые, как человек чувствует, он вынужден выполнять. В медицине ОКР -  обсессивно-компульсивное расстройство или заболевание, вызывающее навязчивые мысли, которые могут привести к компульсивным действиям. Войска чешского короля Пржемысла Отакара II, приглашённые польским королём «для борьбы с язычниками», пришли на помощь терпевшим поражения от местного населения рыцарям. Был заложен замок. Датой основания считается 1 сентября 1255 года, с этого времени на холме высокого правого берега в нижнем течении реки Прегель (на месте разрушенного прусского города рыцарями), в завоёванные земли стали прибывать немецкие колонисты. Они постепенно смешивались с местным прусским населением, которое впоследствии забыло свой язык и культуру и почти полностью ассимилировалось. Ассимилировалось до такой степени, что исчез прусский язык, осталось только "Отче наш" на прусском. Пётр Первый хотел издать молитвенник после реформы "кириллицы" - на половине листа которого текст на церковно-славянском, на другой на прусском, но не успел. Боруссия и Пруссия в своих названиях говорили сами за себя о границах местоположении "руси" - "от и до" - есть такая версия, упоминая средневековый Старгород. Их короли и российские цари состояли в родстве. Корень же "бор" говорит, что это жизнь, источник (перевод). На территории северо-западной России есть много поселений с названиями Бор, Изборск, Выборг, Боровичи (их десятки если не сотни), и в российском языке, начиная от забора и уборной до убора головного - тысячи слов. История города Выборг схожа по событиям времени, когда рыцари вступили в эти земли (1299), названные ими «языческими» и заложили замок (единственный в восточной России).

      Название Радзивилловского списка происходит от имени полководца Великого княжества Литовского, виленского воеводы Януша Радзивилла, владевшего списком в XVII веке. К значению его фамилии-прозвища ещё вернёмся. В 1697 году, во время визита Петра I в Восточную Пруссию, список показывают царю. Он немедленно приказывает сделать копию списка - этот экземпляр известен под названием «Кёнигсбергского списка», с 1728 года он хранится в Библиотеке Петербургской академии наук. Список был доставлен через три года по приказу, заглавные буквы и миниатюры не были даже раскрашены. Доставлен в спешке, Пётр Первый задумал написать историю России, но не получилось, не успел. Каким «списком» мы пользуемся сегодня, о том спор не окончен, но принято ссылаться на мнение академика Шахматова. Не суть. Миниатюры Радзивилловской летописи, несмотря на схематизированный стиль, дают представление о быте, строительстве, военном деле средневековой Руси. Их называют «окнами в исчезнувший мир». Сюжеты миниатюр многообразны: батальные сцены, крестьянские восстания, народные праздники, бытовые сцены, конкретные исторические эпизоды («Беседа Владимира Святославича с греческим философом о христианстве», «Битва на Немиге», «Пленение князя Всеслава Полоцкого»). Описание этих событий в летописи соответствует по тексту СЛОВА (о полку Игореве), где река Немига называется - Немиза. Ныне сохранилась с этим именем «Немига» станция метро в центре города Минска (река уложена в трубу). Цитирую: ««На седьмомъ веце Трояни връже Всеславъ жребiй о девицю себе любу... На Немизе снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоце животъ кладутъ, веютъ душу отъ тела. Немизе кровави брезъ не бологомъ бяхуть посеяни, посеяни костьми Рускихъ сыновъ». А было это в Х веке.

    А как всё начиналось и почему, о том есть в зачине повести, цитирую: «Не лепо ли ны бяшетъ, братiе, начяти старыми словесы трудныхъ повестiй о пълку Игореве, Игоря Святъславлича! Начати же ся тъй песни по былинамь сего времени, а не по замышленiю Бояню. Боянъ бо вещiй, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслiю по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы. Помняшеть бо речь първыхъ временъ усобiц; тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей, который до те чаше, — та преди песь пояше: Старому Ярослову, храброму Мстиславу, иже зареза Редедю предъ пълкы Касожьскыми. Красному Романови Святъславличю, Боянъ же, братiе, не 10 соколовь на стадо лебедей пущаше, — нъ своя вещiа пръсты на живая струны въскладаше — они же сами, Княземъ славу рокотаху. Почнемъ же, братiе, повесть сiю отъ стараго Владимера до нынешняго Игоря; иже истягну умь крепостiю своею, и поостри сердца своего мужествомъ, наплънився ратнаго духа, наведе своя храбрыя плъкы на землю Половецькую за землю Руськую! - и так далее...

    Герой зачина, наряду с другими именами, явно Боян, который может осветить события повести и так и эдак, от собственного тому предпочтения. Ну как и сегодня, в этом деле ничего не изменилось. Повесть «трудная» - в церковном значении того слова. «Старые словесы и старый Владимир» - относят нас к временам Крещения Руси, Владимир принял двоеперстие. На стягах Чингисхана - сокол, герб первой столицы Руси Старой Ладоги - сокол, сравните с "трезубом" - герб Украины - это есть пикирующий сокол, стилизованный знак той самой птицы. Застольный тост: "Первая колОм - вторая соколОм", даже не намёк, констатация от "блюстителей древлего благочестия". Зададимся вопросом, что же в зачине отметил Автор повести? О чём там? Если коротко и по сути вопроса, то Автор предложил Слушателю рассказать о неких событиях не по вымыслу Боянову, а по "былям", то есть по правде, как сказали бы сегодня. Повесть читалась на слух на пирах и застольях среди своих. Быль - не вымысел-измышление, а это то, что было (на самом деле). Боянъ бо вещiй («вещий» калька - язычник, а по сути, оговорюсь, с высоты нашего времени на вероисповедание тех лет, есть разграничение сторон и богоугодных понятий), аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслiю по древу (по древности), серымъ вълкомъ по земли. (Значение "волк" в данном контексте, см. ссылку на статью о Рюрике и не только).

    То есть Автор предлагает рассмотреть события 1180-85-х годов (а в повести не один поход одного года), наряду с историческими истоками и предпосылками, которые послужили очередному кровопролитию ко времени похода (дня написания - сего времени), почему и ведёт рассказ от первых неудачных сражений (1180), углубляясь в рассказе до времён Всеслава Вещего и времён Трояна (Девой вышли на тропу Трояню), охватывая чуть ли не 9 веков истории по древу: "Были вечи Трояни, минула лета Ярославля — были плъци Олговы, Ольга Святьславличя". Перевод "по древу" от слова древность, тут не стоит долго мудрствовать, хотя и древо теологии нам знакомо - от корней и до листиков, но в данном случае, древ (серб): древен (болг), древний, старажытны (белор), давній (укр), starodаvny (словац, словен), starożytny (пол), antički (хорв), starověký (чех) - вся палитра наречий говорит об одном - о древнем времени, античном, старом. Другое дело, как мы трактуем - starověký, например. Окончание может означать и "веко", и "старика" (vek на латинице), вспомним Вия Гоголя, которому веко-ресницы-брови открывали ужас как наглядно, то граблями, то вилами. Вилы, опять же, можно представить в платьицах с козлиными ножками, а козёл - "кацап" (серб). Но откуда Гоголь взял имя Вий - никто не знает, хотя все приметы на лицо. Начало термина (star-o-věký) звезда, которая сама состоит (st+ar) из святости и ариев. С союзом-приставкой "со/с" получаем слова "старый" и "старуха", и даже стеклотара (супер!), сравните: Тму-тара-кань. Плавный переход к "растекашется мыслiю" (по древу древности), но тут очевидно, что указание - на мысль. Встречал аннотации различных толкований от мышки (норушки) до белки-мыси-мыши, но "белка" в контексте повести - девушка (частный случай, отрезок времени в

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама