Произведение «Азбука понятий» (страница 1 из 4)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Естествознание
Автор:
Оценка: 4.3
Читатели: 281 +1
Дата:

Азбука понятий

Азбука понятий _ 2023 10 16

Видео:  …………………..
Файл в формате ПДФ:  https://drive.google.com/file/d/1knAM8ZfB4E1EznKHEYy53R1W5AVkTiOi/view?usp=drive_link
Публикация:  https://fabulae.ru/prose_b.php?id=143313

С чего начать нашу азбуку?
Конечно мы начнём с диалектики, которой нам программировали мозги в пору нашей учёбы.

ВИКИПЕДИЯ:
Диале́ктика (др.-греч. διαλεκτική «искусство спорить, вести рассуждение» от διά «через; раздельно» + λέγω «говорю, излагаю») — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, исследующие противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления[1].

В истории философии основные мыслители определяли диалектику как:
• учение о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит)[3];
• искусство диалога, понимаемого как постижение истины путём постановки наводящих вопросов и методичных ответов на них (Сократ)[4];
• метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон)[3];
• науку, касающуюся общих положений научного исследования — или же, что одно и то же, общих мест (Аристотель)[5];
• учение о совмещении противоположностей (Николай Кузанский, Джордано Бруно)[3];
• способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (Кант)[3];
• всеобщий метод познания противоречий как внутренних движущих сил развития бытия, духа и истории (Гегель)[3].

Противо-положности… Противоречия…
Почему нам удобно «противоположить» какие-то понятия?
Что есть противоположность сладкого, – кислое, горькое или солёное? – здесь явно чего-то не хватает в нашем понимании. В природе существуют разные качества, их много, но некоторые из них противоположны или противо-положены нами?

Первичный метод познания:
Жарко – холодно …
Плохо – хорошо …
Добро – зло …

Так удобно противопоставить? Может быть, так удобно только для начала, а потом должно произойти что-то ещё?

Применим этот метод к самой диалектике:
  -  Противоположности борются? – ну да, бывает.
  -  Противоположности сотрудничают? – несомненно бывает и так.
  -  Противоположности сосуществуют? – а это куда девать?

Во время сосуществования подготавливаются новые этапы борьбы и сотрудничества… То есть это совершенно иное состояние, чем наши противоположения:

  -  Оно текучее какое-то;
  -  Оно обеспечивает развитие, трансформацию и устойчивость системы;
  -  Оно качественно совершенно иное, но в каком-то смысле оно – синтез противоположений;
  -  Оно и то, и другое и, в то же время, ни то, ни другое.


Тезис, антитезис, синтез – это о том же?
Вроде бы и да, но ясно видно, что эта схема более упрощённая, более формальная, более жёсткая, как бы выхолощенная до примитивной условной математичности – плюса и минуса.
Почему «антитезис»? – Это формальная операция, неживая. Это некое упрощение.
А в нашем примере о диалектике где тезис, а где антитезис? И с какого полюса нужно начать? – От настроения зависит?
Здесь явно чего-то не хватает…
Это, очевидно, зависит от конкретного расклада данного момента, либо от поставленной задачи.

А теперь отрефлексируем честно самих себя – мы сделали что?

Мы методом аналогии сопоставили ряд наблюдаемых явлений (в определённом аспекте рассмотрения) и подобрали к ним слова. При этом обнаружилось, что описание пространства логических возможностей потребовало обозначения трёх крайних точек или состояний наблюдаемого явления.
Однако описание пространства это ещё не есть процесс. Это больше похоже на структуру, на глубокую суть, крайние точки которой при каких-то условиях смогут служить опорами и даже мотивами движения.

Ещё один пример: Жизнь – Смерть – Жизнеспособность
Тот же самый ряд. Но, минуточку, здесь обнаруживается, что все три «крайности» абсолютно необходимы для поддержания реального процесса жизни:
-  горение веществ получает необходимую энергию;
-  обновление происходит через умирание клеток;
-  запас высококачественного вещества необходим для стабилизации процесса.
При этом в самих крайних состояниях системы процесса либо нет совсем, либо он очень недолгий.

Таким образом:
  —  Любой живой процесс всегда является единством "противо-положностей",  которых оказалось три, а не две;
  —  Противопоставление «ДА» и «НЕТ»  или  категоричное двоичное мышление не способно описать явления жизни;
  —  Это всего лишь первичный и самый примитивный процесс познавания;
  —  «Молодёжный нигилизм», как известно, со временем проходит и мышление становится более реальным и более адекватным жизненным процессам.

Какова же истинная природа такого описания?
Предположим, что некая сущность проявляет себя в трёх аспектах. Причём, теперь мы знаем, что это не абсолютные крайности, а всего лишь несколько сдвинутое равновесие. Есть сущность и есть проявления, – а что будет третьим дополняющим и уравновешивающим элементом?
Какой-то текучий процесс их взаимодействия?

Понятие сущности или, как говорят философы, ноумена (в отличие от феномена) всегда было основным камнем преткновения:
  —  То ли это некая глубокая реально существующая субстанция;
  —  То ли это просто умозрительный посыл, который позволяет просто как-то обозначить наши представления.
Мы не будем спорить ни с утверждателями, ни с отрицателями, поскольку и те и другие скорее всего говорят о том, чего по большому счёту не знают сами. Не будем спорить со спорщиками.

Предметы веры здесь не обсуждаются. А разработка экспериментов дело тонкое и требует очень глубоких и строгих подходов. К тому же, когда мы имеем дело с человеком и его сознанием, то результаты экспериментов будут полностью определяться исходными установками и посылами его сознания.
А тогда это всё о чём?
О том, что научное мышление нужно организовать внутри сознания и достоверность его лежит в проблемной зоне личной ответственности самого человека, умения честной саморефлексии своих состояний и строгости логических построений, которая тоже определяется небезупречными опытными накоплениями.
Требуется совершенно иной особый подход, который способен непредвзято анализировать так называемые «я-сообщения» и всё-таки вывести исследование на тропинку корректного эксперимента с резонансными явлениями психики.

Тем не менее мы можем обозначить сознательно некий экзистенциальный, то есть наиболее абстрактный, полюс и посмотреть непредвзято на имеющиеся по факту конструкции языка.
Материала для такого анализа оказывается неожиданно много.

Платон:
Триединство добра, истины и красоты.

Истина
Красота
Добро

Истина              Дух,                Дух                            Воля             
Правда              Материя,      Материя                    Разум           
Реальность        Энергия        Сознание                    Чувства       

Сопоставление такого рода конструкций показывает их достаточно очевидную корреляцию между
собой и высвечивает те же самые три полюса:

Сущность
Проявления
Текучий процесс

При этом понятие воли попадает всё в тот же экзистенциальный полюс и как бы спрашивает нас – а с какой глубины идёт этот первоначальный импульс?
Но не всё здесь так элементарно просто, так как реально отследить это может только сам человек, но насколько легко ему это удаётся и где граница достоверных самонаблюдений и верований?
Опять нам придётся оставить азартных спорщиков в стороне.
Да и нетрудно заметить, что когда пространство логических возможностей описано, то понятия уточняются (в конкретном контексте, конечно) и большинство философских споров становятся ненужными. Нужно лишь определиться о каком пространстве смыслов мы ведём речь в каждом конкретном случае и наметить крайние точки.
Так удобнее? Или причины гораздо глубже?

Обратим также внимание на то, что понятие правды в приведённом примере, в некотором возможном употреблении может включать в себя и истину и реальность. Употребление понятий и их значимость фундаментально зависит от конкретного контекста и аспекта рассмотрения.
О чём здесь спорить?
Нужно просто каждый раз договариваться о том, что именно мы имеем в виду.
О богатстве поэтических ассоциаций и неожиданности контекстов тоже стоит упомянуть. По крайней мере, нужно признать, что развитое таким способом воображение нередко позволяет сделать почти пророческие предвидения и открытия. Поэтому не будем пренебрегать накопленным опытом человечества и богатством необычных подходов различных идеологий и систем мышления.

Продолжим в том же порядке:

Тайна                Труд              Вечное
Принцип          Познание      Разумное
Сознавание      Любовь        Доброе

Будущее            Вневременное                Свобода                   
Прошлое          Временное                      Необходимость       
Настоящее        Поток зарождений        Осознанность           


Отрицательные троичности:

Невежество        Неверие          Ложь                    Недовольство
Гнев                    Сомнение      Лицемерие          Цинизм
Страсть              Страх              Насилие              Шатание

Из известной книги советских психологов о таланте:

Энергопотенциал
Психомоторика
Критичность

Порядок немного иной, но суть та же.
И энергопотенциал неожиданно попал в экзистенциальный полюс, который в этом аспекте понимается как  глубокий источник силы, а не просто энергия, которая вращается в данном случае в кластере психомоторики. Это существенное уточнение для создания психологических методик развития талантов.

Задачка потруднее – философские категории:

Качество
Количество   
Мера       

Почему количество попало в экзистенциальный полюс?
Само по себе количество наиболее абстрактно, так как оно само по себе ни о чём не говорит, пока не проявлена мера, то есть структура конкретных обстоятельств. Пример рычага наиболее показателен.

Исследование вещества:

Состав             
Структура       
Свойства         

Состав – абстракция? Да, так как свойства зависят от конкретной структуры.

Всеобщее
Единичное
Особенное

Как видим, экзистенциальность наша становится всё более конкретной… В этом даже юмор какой-то ощущается. Но что же она собой представляет реально?

Индийская философия:

            Карма            Направление        Беспредельность 
            Джнани          Взаимосвязь          Иерархия                 
            Бхакти            Средство                Сердце                       


Военные термины:

            Цель              Стратегия
            Метод            Тактика
            Средство        Задача


Религия:

              Свобода                      Вера,                  Вера 
              Справедливость      Суд                    Логика
              Любовь                      Милость          Опыт-чувство


              Истина        Шива              Разрушитель         
              Путь            Брахман        Творец                     
              Жизнь          Вишну            Хранитель               


Тенгрианство ( https://fabulae.ru/note.php?id=68887 ):

              Тенгри                                                          Всё есть ОДНО и всё равнозначно
              Умай


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама