Произведение «Человек с голубиным сердцем» (страница 3 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Баллы: 65
Читатели: 1850 +2
Дата:
«Человек с голубиным сердцем» выбрано прозой недели
06.01.2014

Человек с голубиным сердцем

против нарождавшегося в то время крепостничества: «Христос всех братьями называет, а мы Христовых рабов у себя держим. Я, благодарю Бога моего, все кабалы, что были у меня, изодрал, а людей своих держу добровольно. Добро ему и он живет, а не добро – идет куда хочет».
Его видение мира порой настолько свежо и наивно, что почти вплотную смыкается с другим традиционным направлением русского «необобществленного сознания» – юродством, как раз и не желавшем воспринимать окружающее иначе, как только через нравственное начало в нем.

      6

Да, пожалуй, мы так ничего и не поймем в учении Башкина, если не уясним себе, что оно было в первую очередь учением нравственным. Однако что же такое нравственность и в чем отличие ее от морали? Казалось бы, донельзя прост тут ответ: нравственность – все, что от Бога, мораль – все, что от человека, однако хотя, по сути дела, вся первая половина XVI века на Руси была в той или иной мере посвящена исследованиям различных моментов взаимоотношений Бога и человека, лишь двум философам – Башкину и Косому, удалось вырваться здесь из плена привычных представлений.
Оно, собственно, и само собой явствовало: коли Христос – не Бог, значит и человеку должно жить отныне иначе. Однако как жить? По-разному решая этот вопрос: один – через сомнение, другой – через отрицание, Башкин и Косой вместе с тем ни в чем друг другу не противоречили, а уж тем более – друг друга не опровергали. Чем объяснить сей феномен? Первое объяснение, на мой взгляд, именно в разности и заключается – нет одного, абсолютного пути к Истине; как мы уже говорили, все пути относительны, но все они ведут к ней. Второе – в том, что оба за основу в подходе к интересовавшим их проблемам взяли нравственное учение Нила Сорского и вытекавшую из него философию очищения, в противовес столь характерной для христианства философии покаяния. Ну и, наконец, третье: отвергая идола-Спасителя на пути к Богу истинному, и Матвей, и Феодосий равно далеки от желания создавать или отыскивать каких-либо других идолов ему взамен.
У человека есть много прав, дарованных ему от рождения, однако будучи правами в отношениях его с обществом, по отношению к Богу они, безусловно, являются обязанностями. Человек обязан верить, любить, сомневаться, быть счастливым, свободным, не таким, как все. Подобное, разумеется, никак не может устроить идола, и первое, что тот делает, встав между человеком и Богом – присваивает себе эти права. Проистекая из догмы, собственно – пребывая ее воплощением, идол требует культа – безоговорочного, слепого поклонения, в основе которого в свою очередь всегда лежит жертвоприношение. И уж коли речь идет о непререкаемых истинах, нетрудно догадаться, что прежде всего в жертву должно быть принесено.
Понимая, однако, что полностью подавить сомнение в человеке невозможно, Церковь как раз и дает исход ему в самоуничижение. «Я тля в сравнении с этим миром, - как бы говорит себе «истинно» верующий человек, отступая перед несправедливостью, ложью, насилием со стороны общества, - не мне судить его».
Ну а что же Башкин? Менее всего склонен он считать себя «тлею». Он судит, не вняв евангельскому грозному предостережению, проявляя удивительную твердость, твердость в сомнении.
Да, есть два мира во всем, что вокруг нас: мир Бога и мир Человека. Да, мир Человека, забыв о душе, погряз в испражнениях самовластного разума, неправеден. Однако что дальше, в чем выход? Попытаться, вернувшись к истокам, примирить христианское учение с нравственной природой человека, к чему так стремился Артемий Троицкий? Бежать от «злосмрадия» мирского в скиты для собственного самоусовершенствования по примеру Нила Сорского и «заволжских старцев»? Жить в отрицании по Феодосию Косому? Нет, Башкин приходит к другому выводу – мир должно и можно спасти. Вот только это не под силу одному какому-то человеку: каждый человек приходит в мир во спасение – из Веры рождается и всю жизнь потом веру эту в себе осознает.

      7

Мессия и апокалипсис. Изложив, что нам ведомо, попробуем угадать неизреченное. Итак, глубоко проникнувшись идеей «конца света» как кары, возмездия миру Человека за его греховность и несовершенство, в давнем споре о Спасителе-Помазаннике – приходил ли он или еще не пришел, Башкин находит свое, вытекающее из всех его мыслей и поступков, решение: мессия – каждый человек. Отсюда и такое стремление его через Симеона и Сильвестра приблизиться к Ивану Грозному, в котором многие поначалу видели монарха просвещенного, склонного в корне изменить сложившийся порядок вещей.
Что из этого получилось, уже известно читателю. Если тезис о мессианстве национальном, государственном («Москва – третий Рим», все тот же Филофей) был принят Иваном IV безоговорочно, то откровение о душе, как неповторимости, в которой Бог и Человек представлены как единый организм, а общество вторично, подрывало самые основы того изуверского, идолического самовластья, которое ему предстояло утвердить.
Надо отметить, что его ближайшие к нам по времени преемники оказались посообразительнее – это естественное тяготение души не ускользнуло от их внимания и, сдобренное затейливыми суесловиями о сверхобществе и надчеловеке, в форме личностного мессианства успешно эксплуатируется до сих пор, с тем же принципом в основе: человек плох, гадок, порочен, но его можно улучшить, надо только засучить рукава.
Совсем иное мы находим у Башкина.

Что можно сказать о дальнейшей судьбе нашего героя? После процесса он был заключен в Волоколамский Иосифов монастырь, и там следы его уже теряются. Из его единомышленников история сохранила только два имени: братьев-тверичей Борисовых-Бороздиных. Один из них, Григорий, тоже сгинул бесследно, неизвестно даже, где он был заточен, другому – Ивану, больше повезло: сосланный на Валаам, он, в конце концов, бежал оттуда в Швецию.

                                                                                                1991 год.
Под редакцией доктора исторических наук, профессора Николая Михайловича Рогожина.

Опубликовано в газете "Грань"                                           1992 год.




Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     18:32 12.01.2014 (1)
Николай, спасибо за просвещение!!! Очень интересно было читать.
     12:20 13.01.2014
Лида! Бесконечно рад, что мой опус Вам понравился. Русь вовсе не была дремучей, как некоторые думают. Мыслителей на ней испокон веку хватало. С уважением. Николай.
     10:49 11.01.2014 (1)
К своему стыду, с историей не дружу, мало что знаю. Ваша статья очень понравилась. Весьма интересный материал, причем поданный в очень удачной, "читабельной" форме. Стиль Ваш мне очень нравится, впрочем, это я уже говорила Вам неоднократно.
     11:14 11.01.2014
Спасибо, Валентина! Очень рад нашей новой встрече, с новым годом Вас, счастья, здоровья, достатка, дальнейших творческих удач. С уважением. Николай.
     23:31 15.12.2013 (1)
Мы не узнаем настоящую правду тех далеких времен. У нас даже нет возможности знать то, что было в 20 веке,так все запутано. Мы росли на одной правде,сейчас она уже другая.
Я люблю историю и раньше с интересом ее читала. СПАСИБО ВАМ!! За этот Великий труд.
С УВАЖЕНИЕМ!!!
     10:34 16.12.2013
Историю сегодняшнюю мы не знаем, потому что многие документы до сих пор не рассекречены. Если они, конечно, не уничтожены. При написании "Человека" я пользовался не только исследованиями ведущих российских и советских историков, но и архивными документами (так называемыми "историческими актами"). Конечно, без помощи моего друга, земляка, я не получил бы к ним доступа, тем более, что и написаны они на старославянском языке. Так что за достоверность тут я ручаюсь, вот почему вещь эту мало кто понимает, настолько содержание ее расходится с имеющимися на сегодняшний день представлениями о том времени. А в остальном Вы правы, мы, действительно, Иваны-родства-не знающие. С уважением. Николай.
     14:57 12.10.2012 (1)
заинтриговали три вещи:
1) "в лето 7062, в царство Православного и Христолюбивого и Боговенчанного Царя и Государя и Великого Князя, Ивана Васильевича, всея Руси Самодержца, бысть повелением его Собор в Царствующем граде Москве на безбожного еретика и отступника Православной Веры, Матвея Башкина…".
Что говорит о том, что на Руси было своё летоисчисление.
2)"в качестве учителей своих Башкин назвал "латынников", выходцев из Литвы аптекаря Матвея Литвина и Андрея Хотеева?"
Согласитесь, совсем не литовские фамилии и имена. Не значит ли это, что "современные литовцы" появились значительно позже и основателями Литвы были русские люди?
3)"Христос всех братьями называет, а мы Христовых рабов у себя держим. Я, благодарю Бога моего, все кабалы, что были у меня, изодрал, а людей своих держу добровольно. Добро ему и он живет, а не добро – идет куда хочет".
Не существовало в Древней Руси рабства, люди вольны были в своём выборе.

Спасибо, Николай за интересный рассказ про интересного человека.
     19:56 12.10.2012 (1)
Сергей! Восхищен тем, что встретил здесь в Вас человека, неравнодушного к русской истории. Отвечаю коротко (повторюсь, не та площадка): 1) Да, свое летоисчисление на Руси было. Это общеизвестный факт; 2) "латынниками" называли в то время католиков и протестантов, православные предпочитали греческий язык; 3)крепостничество (рабство) просуществовало на Руси, как известно, до 1861 года. Фактически же "люди вольны на Руси стали в своем выборе" только после 1945 года (СССР), так как, если Вы были крестьянином, то из деревни не могли уехать, ваш паспорт хранился в сельсовете и нужна была очень веская причина, чтобы его на руки получить. После войны нужно было поднимать промышленность, и если заключить договор с вербовщиком, можно было обрести свободу передвижения. Так поступила моя мать, побывала она и в Комсомольске-на-Амуре, и в Улан-Удэ, пока не осела в Коломне. С уважением. Николай.
     20:24 12.10.2012 (1)
Николай, я благодарен Вам за Ваш труд, но Вы не совсем ответили на мои вопросы.
Я ранее читал, не могу сейчас вспомнить где, что Литву основали русские люди (русы, русичи) и тут же читаю у Вас про выходцев из Литвы с такими русскими фамилиями и именами. Так верно ли это предположение?
Про крепостное право я знаю очень хорошо и даже не понаслышке, а со слов моих родителей и дедов и полностью с Вами согласен, что закончилось оно лишь в 1954 году. Моя бабушка и мать всегда гордились тем, что в Архангельской области(ранее Северная область) никогда не было крепостного права, были зажиточные крестьяне и бедные, которым приходилось отрабатывать долги у зажиточных, когда у них случался неурожай. В каждой деревне был свой кузнец, шорник, купец, который скупал излишки у крестьян, а им продавал сахар головами, украшения, платки, одежду. В каждом дворе была своя лошадь и как минимум одна корова, у зажиточных крестьян коров было 10-12. Советская власть пришла лишь в конце 20-х, в начале 30-х, после интервенции. Да и колхозов у нас не было, были совхозы, и работающие в них считались рабочими, им платили, хоть небольшие, но деньги, в отличие от колхозников, которые работали за трудодни.
"протестуя против нарождавшегося крепостничества"
Вопрос мой такой - было ли рабство у русичей. Потому как читал, что даже пленных русичи не превращали в рабов, они отрабатывали определённый сходом срок и возвращались к себе на родину, правда ли это?
Вижу в Вас человека сведущего в вопросах русской истории, может Вы ответите мне на эти вопросы.
С уважением, Сергей.
     12:46 13.10.2012 (1)
Сергей! Мне сложно отвечать на Ваши вопросы, поскольку на то она и наука: сколько ученых в ней, столько и мнений. Оттого в этих кругах принято "говорить книгами", то есть, опираться на те или иные "исторические акты", документы, исследования. Свои взгляды на сей счет пропагандировать не считаю возможным, поскольку без подобных ссылок они несведущему человеку покажутся беспочвенными, а сведущий человек тут же начнет их опровергать. О Литве. У этого государства своя, очень богатая, история, русские в его становлении играли не слишком большую роль, хотя бы потому что в то время находились под татаро-монгольским игом. Влияние самое сильное было немецкое, в первую очередь, Ливонского и Тевтонского орденов. В какой-то момент в Литву хлынули переселенцы со всех сторон и образовалось Великое Княжество Литовское, которое разрослось до немыслимых размеров, захватывая земли своих соседей, в том числе и русские. Пузырь скоро сдулся, но мощное государство осталось. Позже влияния больше стало польского, дошло даже до объединения. Мои любимые историки: Николай Костомаров и Дмитрий Иловайский, у них можно найти ответы практически на все Ваши вопросы. О рабстве на Руси: грязная тема, не хочется эту навозную кучу ворошить. Рабство было вначале и, действительно, были сроки. Там были пленные, должники, шли люди и просто, чтобы не умереть с голоду. Сразу после свержения татаро-монгольского ига рабами числились 90% населения, людьми торговали, как скотом, и обращались соответственно. Особенно отличался герой наш - Александр Невский, цинизм его в этом вопросе не знал пределов. С появлением поместного дворянства рабство трансформировалось в крепостничество, которое превосходило рабство в разы. Как такое народ терпел, трудно сказать, но мы потомки таких вот рабов, это у нас в крови. Внешнего врага отразим любого, а вот внутри... Ну и еще: у Вас на руках уникальный материал по Северу, напишите о нем, здесь как раз ниша, для меня самого неожиданная. С удовольствием почитал бы. С уважением. Николай.
     14:07 13.10.2012 (1)
Русского солдата мало убить, его надо еще и повалить!

Фридрих Второй Великий

Николай,никогда не поверю, что враги России - это Иван Грозный и Александр Невский. Иван Грозный всегда почитался на Севере. В вологодской области в городе Устюге и в самой Вологде почитают Ивана Грозного и поныне, так как он часто бывал там и у него были даже намерения перенести столицу Руси в Вологду. Иван Грозный не только собрал Русь, преумножив её, но и провёл важнейшую земельную реформу. Как можно считать врагом страны её основателя? Сегодня много появляется хулителей всего русского, пытающихся навязать нам переоценку ценностей, призывающих нас, подобно псам безродным, лаять на своих отцов и дедов, создавших великую Россию.
выражение Александра Невского: «Богу рабы не нужны».
Александр Невский - защитник земли русской. Он не только разбил завоевателя на Неве и на Чудском озере, но в дальнейшем всегда боролся с проявлением рабского самоунижения в русском человеке.
И в заключение, я не считаю себя потомков рабов, а потомком великого свободолюбивого русского народа, земляком великого Ломоносова.
     15:06 25.10.2012 (2)
1
Господа, извините, что вмешиваюсь в вашу интересную дискуссию! Но мне кажется, что пытать современных "учёных" "про историю" совершенно бесперспективно. Кому, как не нам - рождённым в СССР - знать, что предмет "История" во все времена тщательно контролировался властью, без разницы - светской или церковной. И даже, если предположить невероятное - на миг отпустили вожжи, правда никому не нужна - лишняя морока. Слезать с напуканного любимым телом места никому не хочется. Не будучи приверженцем трудов Фоменко и Ко, всё же вижу в них разумное и доброе - всё не так, как нам "впаривают", и пусть в чём-то столь же ложный, но противовес официальной доктрине нам необходим. Чтобы, наконец, начали думать, искать, а не верить на слово не понятно из чего возникшим "авторитетам".

В 90-е наткнулся на статью одного распиаренного тогда мастера боевых искусств, который ребёнком попал в буддийский монастырь и однажды чудом был допущен в святая святых - монастырскую библиотеку (архив?), где, к своему великому удивлению, обнаружил немало древнеславянских рукописей. Не знаю - правда или блажь (вскоре этого человека запрессовали с той же силой, с которой перед этим раскручивали), но если где-то осколки правды и остались, то не у нас. А "с обыском" в восточные закрома вряд ли нас когда-либо пустят.

А так ли нам важно знать - были русские в Литве, не были? Сейчас им там делать нечего - это факт! И оспорить его не удастся. Также, как и Крым вернуть. Из дров, что наломали и пожгли, горячо любимых берёзок не возродить!

Но интересоваться историей, безусловно, стоит. Так уж мы устроены!..
     21:04 25.10.2012
Равно как совсем ещё недавно изучали в школах Азбуку -Аз- Буки - Веди - Глагол-Добро-есть -Живёте-Дзело-Земля...

Глаголица более древняя, чем кириллица. Всё своё забываем, к сожалению.
     19:13 25.10.2012
Спасибо, Михаил! Но историческая наука, какая-никакая, все-таки нужна. И я Вам так скажу, что в послесоветское время она пострадала куда больше, чем раньше. Это обрушение и до сих пор продолжается. А расцвет самый пришелся на конец позапрошлого века.
Гость      19:27 07.10.2012 (1)
Комментарий удален
     11:48 08.10.2012
1
Алла Петровна! Спасибо Вам! Стихи посвящают через много лет человеку, до сих пор затираемому в русской истории. Это дорогого стоит!
     20:39 07.10.2012 (1)
1
Своей смертью  Матвей не умер, это точно, скорее всего его закопали или сожгли живьем...
     11:44 08.10.2012
1
То, что убили, да, как именно, история точного ответа не знает.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама