Хорс - божество несомненно солнечное, то он разбит в осколки, то замёрз как мамонт? Поэт увидел бивни явно не в солнечную погоду, возможно была даже гроза с ливнем, а ледниковый период сохранил нам образ. А, может, при луне или при месяце? Писатель представил Хорса с мечом, у поэта - бивни. Обычно два. Объединяя образы, можно отнести явление к эпохе сфинкса, когда меч падал с неба ещё целым на пути эволюции человечества, но непогода на дворе подвела жителей деревни Артания к той самой реке, вдоль которой они жили. Когда началось крещение меч раскололся (и свесил рожки). Напомню, что до христианства славяне жили-были в составе трёх земель Славия, Куявия и Артания (царь в Арте) вдоль одной реки и упоминалась ещё Булгария, как ориентир. Наверное, имя крестницы, чтобы показать имя ближайшего соседа: Булгары - от слова бык/бул и гора (света). Прошло время, опубликовали «Слово о полку» (уже в Париже, 1800) и Гаврила Державин пишет: Руина чти! Сочинил на память потомкам 6 июля 1816 года и тем часом умер.
Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы.
Напрашивается: А если что и остаЕтся//Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрЕтся//И общей не Уйдет судьбы...
Так ближе слогу времени. Почему мамонтов я вспоминаю в начале статьи, так просто тема знакомая, видел останки в музее палеолита на Брянщине у города Погар, есть село Юдиново, а в селе совершенно случайно их и обнаружили. Мужик копал подвал под домом и на глубине 3 метров нашёл кости. Оказалось, что это целая улица из шалашей, выстроенных из костей мамонтов и шкурами укрытых. Одно окно - на восток. Такой музей - один на белом свете, потому он никому не нужен, кроме односельчан. А ещё по легенде из этих мест, когда старик рассказал внуку, отчего кости появляются на берегах реки. Мамонты живут под землёй, а умирать выходят на свет (книга «Русь и Орда», написал Михаил Каратеев потомок Карачевского князя). Кстати, изумительный роман по содержанию, охватывает период жизни Левобережных земель до Куликовского сражения, с переводами древних русских слов. Ещё по курганам-могильникам Брянщины, пытаясь определить место захоронения Хорса, изучал село Лыщичи. Статья ниже по ссылке в приложении, а всё ради чего, вот и настал тот момент истины, когда могу поделиться соображениями. Для этого пришлось изучить судьбу все богов в пантеоне Крестителя. К тому же, попутно ухлопал много времени на поиски причины отсутствия Ивана Грозного на памятнике Тысячелетия России, и это вылилось в три статьи размером, с изучением там идолов в горельефах из металла. И всё же продолжаю это делать, хоть ответ и нашёл. Сомнения в принципе исчерпаны (благодаря тому), но один вопросик есть, о котором в конце не забыть бы написать. Изучение пантеона языческих богов можно продолжить с версией, что Велес - "волосатик" и скотий бог, затмил всё же Хърса на этапе эволюции. Но это будет не менее увлекательное путешествие. Перед завершением написания этой статьи пришлось вернуться к этимологии даже национальных валют - гривна и рубль. Казалось бы, было бы ради чего... Так мне казалось, ведь ответ о мире мирном во всём мире света - нашёл для себя однозначный и неутешительный,
Для той России, с идеологией Великого колонизатора, для жителей колониальной земли - языческая история была крайне вредна, но и без неё никак. Невозможно обогнать время. Россияне до сих пор стучат по дереву и не идут в церковь, если дорогу перебежала кошка. Но можно пятиться задом наперёд - раком. А как справляют Масленицу! Для прозападной католической колонии - история Москвы, что пятое колесо в телеге. Ехать на машине и смотреть в зеркало заднего вида - как на Маше скакать (перевожу на русский) - наследие завсегда сзади. Столица мира переехала в Петербург стараниями протестантов и делами Петра Первого. Однако этот факт был мне известен и без обследования памятника в Новгороде Великом и без знания языческих богов, а сугубо по историческим фактам, берёзовым грамотам и местным приметам в градостроительстве. Пушкин лишь подтвердил в «Медном всаднике» обстоятельно и безапелляционно - сравнением с «Порфироносной вдовой», назвав Москву, поникшей перед новой столицей на Неве. Царь вычеркнул этот куплет. Произведение так и изучают в школе, урезанное цензурой.
Статью пишу исключительно ради одного языческого бога Хорса, который упоминается в повести, повторюсь, и, которого я искал на памятнике среди других идолов, но не нашёл. Также Сварога. Вот сомнения и закрались. Объясню почему. Чудеса и только. Мы (христиане) привыкли, что у бога должен быть папа, ну или отец, как у любого человека, так у Иисуса должен быть Саваоф. Я понимаю, что непорочно и всё такое (Иов "обручник" в роли мужа Марии), но предшественник - творец указан и завещает вселенную сыну. Тому есть документальное подтверждение богословов, есть росписи куполов храмов и икона Новотроицкая портретного обличия - обруса/образа. Так? Так. А раз так, вопрос должен стоять перед исследователем, найду ли я Саву в пантеоне? Прозвище Херсов - малоисследованный термин, но есть ли на то указания в принципе, что в Пантеоне должен быть кто-то главный? Старший, которому повинуются остальные, или "боги существовали на равных", пока всему свету русскому не явилась идеология греческая. Топонимика в Руссе Старой застыла улицей Сварога, рекой Порусья (Перерытицей) и средневековым храмом Мины. В новой столице края - в Новгороде установлен Памятник Тысячелетия (1862) на котором нашли своё место идолы рядом с царями и отцами духовными - вот она, наша история как есть. Образом колокола - "груши", на котором три яруса.
Других документальных подтверждений, особенно на фоне портретов исторических фигур с тысячелетней историей земли, попросту нет. Только на Памятнике можно увидеть Перуна, каков он есть (под каблуком Крестителя), Велеса с кулаком (за спиной Рюрика), ещё Утку рядом с солнечным божеством (за группой князей ВКЛ - Белой Руси). Утка - женский род, богиня Макош или Мокошь, она одна такая, её не спутать с другими. Солнечный лик рядом, возможно, Даждьбог...? Сварог? И знак вопроса, который ранее передо мной не стоял. Солнечных богов было много, не один такой представляется в образе с лучами, разница лишь в принадлежности - какой ветви славян. Вот Стрибог, к примеру, он старый «рыбак» в значении термина и половец этого значения в переводе - «рыбак», тоже - «старого бога» (пожилого человека - дословно). Таким образом, понятия соединяются, становится безупречным ответ, почему стрелы Стрибожии сыпались на полки Игоревы. Потому что он воевал с целью - «омолодить» (проходили эту тему), интересное понятие, утраченное на сегодня, оно осталось только в картах - сменить изначально полученные на другие из колоды. Иногда везёт. Омолодить не значит одного "стрибога" (который зашифрован цифрой три), под одну гребёнку подпадут все. Это логично. Воевал герой с половцами, а себя называл - внуком Даждьбожьим, то есть солнечным. Прямой перевод: Даждьбожий = «дай бог», что часто повторяем мы. А сказитель и певец - Боян, который замышлял по древу себя главным, старшим на земле, был внуком Велеса. Вот такие «родственные связи» между внуками языческих богов определены в повести на заре христианизации. Как подтверждение тому - финал с Богородицей и вступление в «старый» Киев. Власть поменялась, веру «омолодили», о чём и речь. Так вот. Это всё понятно. И даже то, почему немцы-католики-протестанты сейчас на родине Игоря и город Рыльск с Курском и Суджей пытаются захватить. Непонятно было другое. Стрибожии - множественного числа, в таком случае Сварог мог остаться как бы в тени летописных указаний.
ПАНТЕОН ШЕСТИ РАТНИКОВ
980: И постави (Владимир) кумиры на холму внѣ двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а усъ златъ, и Хърса, Дажьбога, и Стрибога и Симарьгла, и Мокошь. Пов. врем. лет, 56 (1377 г. ~ нач. XII в.).
Когда Владимир их ставил, обращаю внимание за 200 лет до похода Игоря, тогда и времена были совершенно другие, и, можно бы предположить, что они стоят по росту. Понятно по какому, не как на физкультуре, а по важности, как есть в памяти монаха. И второе. Идолов шесть, а на памятнике я нашёл четверых. Бог Херс указан летописцем после Перуна вторым (по значимости) богом в пантеоне, но где тут Велес? Вот вопрос. Среди кумиров его нет. Забыть, как царя Грозного те ваятели, монах не мог. Что-то не сходится, либо Велес и есть тот - Хърс с лучами от головы и кулаком зрителю. Поэтому он здравствует за спиной Рюрика, а Перуна древяна - под сапог Владимиру («а главу его сребрену, а усъ златъ» - поднимает мужчина с недовольным видом). Херс - подходит на роль бога-близнеца в названии, сравните: Херодот, Хермания, Хермес и обращение хер к мужчине как господину. Аналогично - дон/донья и уважительно, и подчёркивая статус - не рабы - господа в Испании. В нашем же понятии, между словами дон-дно и гора-высь возникает путаница, мы привыкли, если большой, то - великий. Ваша светлость, можно я буду называть Вас, ваша низменность? Или ваша тьма? А подолье или донность? Тоже нет...
Стрибога могли не изобразить из вредности (как бога половца-рыбака), ибо Пётр - лютеран поселил в Скандинавии, разгромив шведа под Полтавой в 1709 году. На стороне шведа, кстати, был Мазепа. До сих пор флаги Украины и Швеции одинаковые по цвету. Но Мазепа не только Петра с объединением земель кинул (30 лет дани не платил России), но и Карла кинул, не поставил обозы с продовольствием. Вместе сбежали в Крым под защиту султана турецкого. До сих пор люди спрашивают, что шведы делали под Полтавой? И действительно. А что такое Ингерманландец? От слова хер с аббревиатурой Христа + человек + земля. Шведы использовали запорожцев для охраны пленных и на землекопных работах, выдавая каждому за день работы «по полкаролина» (по 10 копеек). Примерно как сегодня англосаксы наёмникам из местных людей платят долларами, отправляя на войну с россиянами. Надо понимать, что деньги эти - не украинские, хоть и гривны, и всё на этом - рассуждения закончены. Если кто-то считает, что те были гуманнее, чем эти пришлые, или которые правили империей два века назад, обратите внимание на памятник Тысячелетия. Тогда не было Путина, Сталина и Ленина, страна готовилась к отмене крепостного права, приближался юбилей - 1000 лет России - надо было как-то отметить это дело. И что, есть там хоть один Игорь? Игорь - кумир в неоязычестве, как и Святослав. Сегодня их пронумеровали в Украине на один-два-три, но на памятнике нет никакого. А немцы есть, они и тогда, и сегодня - те же. Рим использует их как таран - Троянский конь у сочинителей, а Трою замаскировали под Троки (устье Двины), бывшее русское княжество. В повести -
В романе Юрия Никитина «Артания» главный герой ищет осколки меча бога Хорса. В стихотворении Велимира Хлебникова «Жизнь» есть такие строки:
Он умер, подымая бивни,
Опять на небе виден Хорс.
Его живого знали ливни —
Теперь он глыба, он замёрз.
