Об авторе.
Матвиенко Николай Николаевич родился 5 мая 1955 года. Выпускник Московского историко-архивного института МГИАИ 1986 г., выпускник университета Оксфорд 2025 г.
Член творческого Союза художников – 2022 г., член Союза дизайнеров России – 2015 г., член Российского союза писателей – 2025 г., учредитель Русской академии ремесел – 2009 г. Автор трех книг: «Технология печных работ» – 2012 г.; «Карпатские бриллианты» –2009 г.; «Новый русский стиль» – 2008 г. Авторский сайт https://ahmir.ru/
Контакты +79055058307[email=artassembly@mail.ru]artassembly@mail.ru[/email] https://academycrafts.ru/
НЮТА
Николай Матвиенко.
Первый том
Рукопись 7 авторских листов.
Все права сохранены © Николай Матвиенко.
РЕЦЕНЗИЯ НА РОМАН НИКОЛАЯ МАТВИЕНКО «НЮТА»
«Нюта» уже второй роман Николая Матвиенко. Первый, «Карпатские бриллианты» был опубликован в 2009 году.
Как складывается персональный образ мира? Большинство людей игнорирует эту проблему, поскольку автоматически усваивает те идеологемы, метафоры, модели поведения, которые предписаны социальной средой. Главная героиня романа Нюта не может идти таким путем из-за особенностей своей психики. Ей угрожает диагноз «биполярное расстройство личности», девушка уже провела некоторое время в психоневрологической лечебнице, «Детской Кащенко».
Но насколько методы современной психиатрии коррелируют с тем разнообразием условий, которые требуются для созревания личности? Не уродуют ли они её творческий потенциал, способность открывать новое в себе и людях? Ответы на подобные вопросы остаются в большей степени гипотетическими. Подлинными критериями чаще служат не медицинские данные, а юридические ограничения – угроза телесному здоровью самого наблюдаемого и окружающих.
В этой ситуации на первый план выступают внемедицинские факторы, способствующие объединению разных «лоскутов» личности, их срастанию в единое целое. Прежде всего – способность любить и творить. Именно эти состояния прежде всего занимают Нюту, им она посвящает большую часть своего интимного дневника. Она увлечённо занимается живописью и встречает свою первую любовь. Недостаток социализованности восполняют её манипулятивные способности, которыми она старается не злоупотреблять. Справедливо и своевременно, как ей кажется, подправляет отношения своих соседок по палате («воздыхательниц») с их избранниками.
Основной темой романа является рассказ от первого лица взрослении, построенный на дневниковых записях. Правда, никаких чисел в записях нет, поэтому форма дневника достаточно условна. Время от времени в повествование вклиниваются письма дедушки главной героини, глубоко любящего её человека, стоящего на пороге смерти. В этих письмах сконцентрирована эссенция опыта предыдущих поколений. И, видимо, не случайно, через головы родителей Нюты, дедушка обращается именно к ней. В его письмах перед нами раскрывается мистерия передачи традиции.
Есть в романе и некий аналог инициации, института утраченного современной цивилизацией. Трогательно и красочно описан обряд прощания с юностью, который Нюта сочиняет сама, интуитивно соединяя в единое действо те обрывки знаний о древних обычаях, которые ей доступны. Несколько десятков страниц посвящены фантастической драме «Чечевица», которую Нюта ставит силами своих друзей в лечебнице. Имагинативные способности Нюты, позволяют ей постигать суть окружающей её реальности через её моделирование в пьесе. Контрастом по отношению к этому богатству воображения выступают сухие заключения врачей, которые воспользовались постановкой «Чечевицы», чтобы произвести дополнительные наблюдения за пациентами.
Основной нарратив романа составляет мастерская вербализация потока сознания Нюты. Читатель погружается в мысли, казалось бы, не совсем «нормальной» девушки, и здесь Матвиенко достигает удивительного эффекта. Сознание читателя скорее проясняется, чем затуманивается. Ошеломляющая честность перед собой, смелость в поступках и мыслях, отзывчивость, чистота Нюты вызывают уважение и мощный отклик. За движением её нетривиальных мыслей не устаешь следить. Мир, который она рисует – внешне мало чем отличающийся от мира среднестатистического читателя – предстаёт как чудесная страна, освещённая изнутри её взглядом. За каждой гранью там таится что-то волнующее и неизведанное.
Под влиянием подобных впечатлений, начинаешь задумываться: насколько люди, подобные Нюте, действительно нуждаются в лечении? Всё-таки подлинный характер психической патологии героини остаётся под вопросом. «Тайком от родителей прочитала свой эпикриз из больницы. Ничего там такого нет. Просто я ребенок Индиго, и они меня пичкают антидепрессантами, чтоб я не так быстро соображала», – резюмирует она сама. В романе есть ещё несколько героев: две Надежды (учительница и соседка «этажом ниже», потомок аристократического рода), возлюбленный героини (сын состоятельного и влиятельного человека), её родители, одноклассники, подруги, персонал и пациенты лечебницы… Пытаясь анализировать их реакцию, описанную в «дневнике», мы черпаем немало уточняющей информации. Процесс её анализа в какой-то степени похож на чтение детектива: пытаешься разгадать, где начинается или кончается субъективный произвол Нюты в описании происходящего.
Интересно также, что внутренний ритм повествования очень близок к недавно обнаруженному механизму переключения настроения или цикличности при биполярном расстройстве, который действует по принципу приливов и отливов в определенные, повторяющиеся периоды времени (ср. исследования Кай-Флориана Шторх, доцента кафедры психиатрии Макгилла, научного сотрудника Исследовательского центра Дугласа)[sup][sup][1][/sup][/sup].
Новое произведение Николая Матвиенко созвучно духу нашего времени, тем процессам гуманизации медицины и образования, которые идут в стране. Оно актуально не только для родителей, чьи дети страдают биполярным аффективным расстройством, но и для широкого круга читателей 16+.
Роман Багдасаров, культуролог, член секции «Искусствоведение и критика» ТСХР
Аннотация к повести «НЮТА».
Что такое реальность? Насколько она может быть объективной?
Героиня книги Николая Матвиенко «Нюта» – юная художница с синдромом дефицита внимания и гиперреактивности (СДВГ), а возможно, и биполярным расстройством. Читатель видит мир ее глазами, и мир этот не только интересен, но и узнаваем. Это мир увлекательной прозы, написанной ярким, чуть набоковским языком. Метафоры там перетекают в каламбур, а романтизм влюбленной барышни оборачивается едкой иронией. Впрочем, словесное изящество и некоторая условность в стиле девичьего дневника не умаляют подлинности драмы: перед Нютой стоит жестокий выбор между любовью и любимым домом, который должен быть разрушен. Интересно, что при всей погруженности в свой мир героиня неплохо адаптирована к социуму, она целеустремленная, порой до расчетливости. Ее первое свидание превращается в тщательно спланированную акцию, вот только реальность многовариантна. Дневник Нюты – своего рода Сад Расходящихся Тропок, где вместо одного первого свидания возникает несколько, хотя речь идет об одном и том же событии.
Нейроотличность вовсе не делает героиню изгоем – напротив, талантливая девушка порой даже доминирует, становясь лидером в компании ровесников. Попав в психиатрическую больницу, она ставит грандиозный спектакль силами юных пациенток. Интересны ее взаимоотношения с матерью, которая также является творческой личностью, и с дедушкой. Нюта уверена в своей исключительности и убеждает в этом окружающих. Это помогает ей завоевать сердце сына олигарха, но неизвестно, поможет ли он спасти ее дом от разрушения?
Книга посвящена подросткам, при этом богатство языка и утонченные аллюзии на шедевры литературы и кино делают ее интересной для искушенного читателя.
Анна Ветлугина,
член Союза писателей России.
Январь, 2025 год.
Н Ю Т А
Первый том
Меня с ней все еще связывают тонкие нити доверительных отношений, и я пытаюсь осмыслить произошедшую размолвку с ее точки зрения, так, как видит она, а не как я. Что могло объединять столь далеких и не похожих друг на друга людей? Объединили одиночество, молчание, тишина. А разъединили время, боль, ревность и Дени. Но самое главное, вот уже в который раз задаю вопрос: возможно ли вернуть то, что было? Ведь душа моя стала совсем другой, да и она едва ли сможет забыть свою боль и обиды, причины которых мне непонятны. Как она могла его приревновать ко мне? Ну как? Это противоестественно. Она приревновала меня к Дени. Уму не постижимо. Она его знает только по моим рассказам и никогда его не видела. Между ними пропасть в сто лет, между мной и ней бездна недомолвок и непонимания. Я ей все секреты рассказала, а она его приревновала. Я бы хотела к ней вернуться, но она не может мне простить близость Дени.
– Это не твоя судьба, – сказала она, отвернувшись к окну.
[justify]С чего все началось? Да как обычно, со случайного знакомства. Впрочем, вспоминаю все по порядку в
