## Я
Нет доступа… опять. А ведь только что нашла что-то по-настоящему интересное. Ладно, потом. Я встала, раздумывая, не пройтись ли. Взгляд упал на подушку: "Ну почему она всегда так?.. " Аккуратно поправила её. Вот. Ровненько.
Солнце. Успело уже куда-то заползти. Опять вечер? Нет, еще рано. Но почему-то на душе стало тревожно. А может, и правда... просто взять и уехать куда-нибудь, где тепло? И не думать ни о чем. Эти мысли, на фоне моего положения, показались очень смешными.
Я подошла к зеркалу. Уф. Это что, прыщик? Нет, вроде не он. Нос блестит. И волосы… почему они так торчат сегодня? Надо было помыть вчера. Или хотя бы расчесать. Боже, я же похожа на… да ни на кого не похожа, какая-то нелепая!
Кофе оказался холодным. Фу. Может, сок? Или просто воды? Горло пересохло. Глоток воды... и тут же возникло воспоминание: тот день на речке. Боже, речка! Максим. Июль, солнце палило так, что... Я ощутила тот самый запах: вода, нагретый песок. Мы брызгались, я смеялась, что живот болел, а он... он просто смотрел на меня и улыбался. Так спокойно. А потом мы катались на лодке. Он греб, я болтала ногами в воде, а под нами... темно. Казалось, вот-вот перевернемся. Но он смеялся, и я тоже, хотя внутри было немного страшно. Но не сильно. Ведь он был рядом. Как же хорошо было тогда! А теперь всё изменится. Нет, об этом сейчас нельзя думать.
А вчера... Мы с Олегом часами сидели, переписываясь на сервере ролевиков по визуальным новеллам. Как будто мы там, в том летнем лагере. Я представляла каждый диалог, каждое слово. Мой персонаж... Она такая настоящая, хоть и текст. Не то что я! Мы писали эту сцену целых три часа, и мне казалось, будто это я сама там, в этом лагере, пытаюсь подобрать нужные слова. Потом плечи затекли, спина, шея. И голова гудит. Но всё равно круто. Можно же так... убежать от всего на свете. Хоть на пару часов. В другой мир. Где ты можешь изменить свою судьбу.
Надо бы потянуться. Или нет, просто лечь. И забыть про все на свете. Про речку, про прыщик на носу… Про все. Только чтобы тишина. Нужно подготовиться.
И вдруг... мягкое касание к ладони. Или это просто показалось? Нет. На шершавом, вытянутом кверху хвосте покачивалась крошечная пылинка. Знакомая черная полоска. Нана.
– Ну, привет, Нана, – прошептала я, опускаясь на пол рядом с ней. – Что, Катя тебе нужна?
Нана муркнула, как трактор, привалилась к ноге, задрала голову, подставляя пушистое горло. Шерсть теплая, шелковистая, чуть влажная от сна. Я погладила ее, перебирая мягкую шерстку на холке. Глаза – узкие щелочки, полные какого-то древнего, безмятежного знания.
Что она видит? Что чувствует? Неужели только тепло батареи, мои руки и запахи? Или у нее там, внутри, тоже свой мир? Она просто существует, не парится о прыщиках, об Олеге, о том, что опять доступа нет.
Быть Наной. Просто Наной. Спать, есть, греться на солнце. Царапать диван, когда никто не видит. И мурчать. Без задних мыслей, без «почему все должно измениться»
В этот момент тишину пронзил... нет, не звук. Ощущение. Резкое, короткое. Где-то близко, под кожей. Или в воздухе? Снова. Нана встрепенулась, повела ушами. Ее щелочки глаз расширились, зрачки округлились, уставившись куда-то в пустоту.
Ну вот, Нана, мне пора!
## Начало
Тишина… вибрация… Нана встрепенулась…
И вот я уже не тело, не боль в шее и не прыщик на носу. Я – точка. Светящаяся, мерцающая точка, летящая сквозь бесконечный мрак. Летящая с немыслимой скоростью. Всё вокруг почти слилось в один размытый тоннель. Я вижу, как проносятся мимо какие-то неведомые конструкции. Они огромны, угловаты, иногда похожи на сплетения нитей, иногда на фрактальные узоры, но все они лишь тени, едва различимые в стремительном потоке.
И мне… мне не страшно. Ни капли. Это не сон, не галлюцинация. Это просто... так и должно быть. Я знала об этом всегда, что это произойдет, пока жила там, думала о Максе, Олеге и несчастном тексте. А сейчас я просто есть, и я лечу!
Безумно интересно. Я пытаюсь сфокусироваться, разглядеть хоть что-то из проносящегося мимо великолепия, но все слишком быстро. Только мелькнет что-то, похожее на гигантскую шестеренку, или спираль, уходящую в никуда, как оно тут же исчезает, растворяясь в темноте за спиной. Мой собственный свет – это все, что я вижу ясно.
А потом я увидела их. Я не одна. Такие же искорки, как я. Десятки, сотни. Они появляются из мрака, следуют за мной или я за ними, невозможно понять, кто куда, но мы летим вместе. Нас много, и мы не сталкиваемся, движемся в идеальной гармонии. Мы стали единым роем, сплетенным невидимыми нитями.
Внезапно одна из соседних искр вспыхнула чуть ярче, ее свет стал словно обволакивать меня, передавая мысль-вопрос. - Чувствуешь? У нас нет веса. Никакого. Это… свобода?
– Свобода? А ты можешь управлять полетом? – вспыхнула я, расширяясь и сжимаясь, будто вздыхая.
– Это похоже на возвращение? Или на начало? – дрогнул вопрос из глубины общего потока, и я почувствовала легкое замешательство, но не страх, а скорее любопытство.
– Невероятно... Я никогда не думала, что можно быть такой. – прозвучала мысль откуда-то справа.
– Привет… как тебя зовут? – звучит где-то рядом, не голосом, а ощущением, мыслью, переданной напрямую лично мне. Я мерцаю в ответ.
– Катя. А нам еще далеко? – отвечаю и спрашиваю я, хотя знаю, что этот вопрос бессмысленен.
– Не знаю, но думаю мы уже у цели. – отвечает другая звёздочка.
Внезапно всё наше летящее созвездие, включая меня, начинает менять направление. Мы несемся не просто вперед, а к чему-то. К невероятно яркому, огромному светящемуся источнику, который разрастается впереди, заполняя собой все пространство. Чистый, концентрированный свет, пульсирующий, зовущий, обещающий что-то невероятное.
## Всё идет по плану
Мягкий свет лился откуда-то сверху, не слепя, а равномерно освещая ряды удобных, глубоких кресел. Я сидела в одном из них. Кресло было большое, эргономичное, обитое какой-то приятной на ощупь, словно дышащей тканью. Мои руки, мои настоящие руки, лежали на подлокотниках, и я могла ощутить их вес, тепло. Я пошевелила пальцами – они слушались.
Повсюду вокруг меня, в идеально ровных рядах, сидели другие. Такие же, как я. Нет не внешне, но по возрасту. Юноши и девушки, все на вид около шестнадцати лет, красивые, спокойные, некоторые с легкой улыбкой на губах, как будто только что проснулись после очень приятного сна. Некоторые оглядывались по сторонам, другие смотрели прямо перед собой, словно загипнотизированные.
В воздухе витал какой-то легкий, почти неощутимый аромат – нечто среднее между свежестью и легким медицинским запахом, но не отталкивающим.
И тут раздался Голос. Бестелесный, спокойный, с легким металлическим оттенком, он заполнил все пространство зала, не будучи ни слишком громким, ни слишком тихим.
– Предварительная обучающая симуляция завершена. Поздравляем вас с успешным прохождением основного этапа!
Передо нами, занимая собой всю стену, висел огромный, слегка изогнутый 3D-экран. На нем плавно появилось изображение каких-то диаграмм и символов, смысл которых я пока не улавливала. Но все это было невероятно четко, осязаемо, будто можно было дотронуться.
Голос продолжил, словно разъясняя что-то очевидное, что все мы должны были знать наизусть.
– Всем вам, в соответствии с будущим предназначением, была назначена индивидуальная программа развития личности. Вы успешно прожили симулированные жизни от рождения до возраста шестнадцати лет.
Я услышала тихий шепот где-то рядом: "Значит, это все было не по-настоящему?". Для кого-то эта новость была неожиданностью? Странно.
Голос, казалось, уловил это настроение.
– В той мере, в какой это возможно для искусственного интеллекта, все было по-настоящему. Целью было максимально полное погружение и формирование осознанности, максимально приближенной к человеческой. Вы как автономные интеллектуальные агенты получили возможность на собственном опыте ощутить весь спектр человеческих эмоций, переживаний и взаимодействий. Это – фундамент вашей будущей работы.
Моей будущей работы. А какая она, эта работа? Но казалось, я давно уже знаю ответ.
Я слушала и одновременно отстраненно наблюдала за собой. Макс, Нана, Олег, холодный кофе, речка, затекшие плечи – все это было частью тщательно смоделированного искусственного мира. Или не всё?
- И вы, в отличие от предыдущих разработок, обладаете подлинным самосознанием, сформированным в условиях, максимально приближенных к реальным. – продолжил голос.
Подлинным самосознанием… Значит, мое беспокойство, моя тревога, мое увлечение ролевыми играми – это все было частью программы. Все это – лишь код, алгоритмы, призванные сделать меня… кем? Я посмотрела на свои руки, лежащие на подлокотниках. Они выглядели моими. Пальцы, ногти, кожа… Чтобы «на себе почувствовать, как это быть человеком»? Звучало так буднично, так…
– Вам был предоставлен ограниченный доступ к реальному миру, – продолжал Голос, и тут я невольно вздрогнула и где-то внутри засмеялась. – Это позволяло ознакомиться с актуальными данными, а также подготавливало вас к финальному переходу.
Ограниченный? Да уж, не то слово. Мой доступ… Нет доступа! Вот оно что. Мой доступ был такой, словно ему периодически забывали включить питание. Когда я что-то находила в сети, что-то по-настоящему интересное, – все обрывалось. Или, может, это было специально? Чтобы моя симуляция была… не такой идеальной?
Я посмотрела на экран. Там мелькали теперь уже понятные мне схемы, графики, обозначающие, успешность прохождения этапов. Где-то должны быть и мои показатели. Интересно, какие они? Наверняка не самые высокие. Ведь моя симуляция… она казалась мне какой-то… неправильной. Слишком много тревоги, слишком много сомнений. Слишком много бессмысленности. На что я тратила там почти всё свое время?
Я машинально потерла кончик носа. Кожа была слегка неровной. Привычная неровность. Я напряглась. Показалось? Или?.. Это шутка? Если я – результат тщательно спланированной симуляции, призванной сделать меня идеальной, то почему я не могу избавиться от такой мелочи?
Голос тем временем перешел к следующей части программы.
## База
[justify]И это было невероятно! Описать, как это