Русский Север - взгляд из вагонного окна (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Произведения к празднику: День России
Автор:
Оценка редколлегии: 9
Оценка рецензентов: 9
Баллы: 94
Читатели: 1434
Внесено на сайт:
Действия:

Предисловие:
Посвящаю Талызину Юрию Николаевичу, отдавшему всю жизнь работе в шахтах Печорского угольного бассейна и городу Инте.

Русский Север - взгляд из вагонного окна

Я смотрю в окно несущегося железнодорожного вагона.

Чёрт побери! Хоть кто-нибудь дёрнул ручку стоп-крана! Прямо из вагона видно грибы: белые, рыжики, подосиновики... Это Нижегородская область, а может быть уже Кировская. Вагонные колёса начинают отстукивать очередную тысячу километров по бескрайнему Русскому Северу. Направляемся на север Республики Коми в город Инту. Кто не знает, это чуть не доезжая до Воркуты. Прямо на Полярном Круге. А ещё Инту называют золотым сердцем Коми. Есть за что! Впрочем об Инте чуть позже: надо ещё доехать...

* * *

Проводница — не обслуживающий персонал, а деспотичная хозяйка:

- Сидите, я сказала, на местах, пока полы не высохнут!

- Курить будите на больших станциях! (Во как! А на Севере как-то и нет станций больших-то... Полдня без остановок до очередной смены локомотивной бригады).

Кстати о курении, есть такая вредная привычка и не у меня одного. А так как трое-четверо суток для курильщика срок огромный, который без никотина он преодолеть не может, то все курильщики автоматом стали преступниками. За окном пробегает бескрайняя тайга, курить охота.. И из меня сделали преступника-рецидивиста. Я курю на переходной площадке, твердь под ногами постоянно хочет пропасть, шатает и качает. Две-три-четыре затяжки и бегом. Ух, не застукали. Наши проводники нас «не замечают», пока. А вот в соседнем вагоне полицию проводники вызывали. Штрафовали! Весь тамбур в пепле. Курят... Украдкой даже друг от друга, а не затушенные окурки летят под вагон. Нет, я под конец шестого десятка не брошу эту вредную привычку, фитнесом уже заниматься не буду и в боулинг не пойду. К чему такие бестолковые законы и безобразные попытки их реализовать? Видимо потому, что с наркомафией терпят фиаско..

Вернёмся, однако, к Русскому Северу.

* * *

Тяжело провести несколько суток в замкнутом пространстве. Это только хвалебные речи руководства РЖД о всё возрастающем сервисе в поездах: ТВ, вай-фай... Две розетки по проходу на весь вагон, и как результат «живая» очередь подзарядить телефон... Даже местный радиоузел не функционирует. Перечитаны все газеты и буклеты, дошла очередь до расписания движения поезда. Что сразу насторожило и даже расстроило: расписание составлено по-английски, а лишь потом дублируется по-русски. А почему, к примеру, не на языке коми? Ведь едем туда. А говорили, что узбеки и таджики «понаехали». Фиг Вам! Америкосы и англосаксы заполонили Русский Север, по-видимому. Это для них и сляпали расписание. Впрочем в нашем вагоне импортной речи не слышно, слава Богу! Нас, русских, пока в России больше. Я делаю вывод из того, что на вокзалах Саранска и Кирова диктор делает объявления сначала по-русски, а затем по-импортному. Кстати, почему в Саранске по-английски, а не на мордовском языке? Или Саранск столица не Мордовии, а Англии! Пока ехал в вагоне, так резко поменялась политическая обстановка в Мире?

* * *

Шахунья — красивое старинное название, хотя перевод с древнерусского не совсем лицеприятен. Шаха — обман. Но так назвали протекающую здесь реку за её непостоянный характер, женщина, как не говори, коварная обманщица. Городок небольшой, ухоженный перрон, отремонтированный вокзал, пункт техобслуживания вагонов. Всё нарядно и обустроено. но... рядом брошенный элеватор, давно брошенный: деревья трехметровые выросли на кровле сооружения. А рядом заброшенная база, быть может здесь располагалась «Сельхозтехника»? Разруха! Север Нижегородской области, а Шахунья наиболее депрессивный район... Жаль... Но такова судьба многих российских моногородов.

Чуть раньше проехали Керженец — небольшая станция в той же Нижегородской области. Историки утверждают, что по берегам одноимённой реки селились старообрядцы. Основательность и аккуратность чувствуется и сейчас. И ещё, чем запомнился Керженец: единственное место, где вдоль железнодорожного полотна вспахана противопожарная полоса и очищена от мусора и кустарника. Правда немного — пара сотен метров. А на всём многотысячном протяжении Северной железной дороги, да и Горьковской, завалы, мусор, брошенные телеграфные линии и полнейшее запущение. Недавно проезжал по Белорусской «чугунке»: там поезд движется как по аллее парка, так всё ухожено, глаз радует. Молодцы — братья-славяне!

А русские леса без хозяина! Бурелом и свалки... А окурки летят в окно. Раньше хоть как-то были оборудованы места для курения, всё меньше предпосылок к возгораниям и пожарам.

Проводник закроет окно в туалете, курильщик откроет, проводник закроет, а очередной любитель никотина откроет, проводник опять идёт выполнять бесполезную работу... Курильщики не сдаются! И летят окурки в окно, под переходные площадки, разбрызгивая облака искр. А вокруг сухостой, валежник, мусор: не миновать пожаров...
,
* * *

Село солнце, за окном темень, лишь изредка блеснут огни полустанков и крошечных деревушек. Кировская область, а затем к утру въедем на некоторое время на территорию Архангельской. Это уже настоящий Север! Спать вроде бы рано, чай уже не находит места в моей утробе. Остаётся одно: пойти нарушить очередной раз закон и вбить никотиновый гвоздь в лёгкие. Ах, как хочется курить! Правительство, зачем сделали из половины населения нарушителей законности? Почему Вы так не любите свой народ? Или я не народ? Потому, что курильщик. 

Однако холодает, готовлю одеяло, через пару часов Киров, а это уже суровый Русский Север. В вагоне не топят, как и в ЖКХ ещё не начался отопительный сезон. И всем плевать, что в Воркуте первый снег бывает уже в августе- начале сентября. При этом последний порхает в июне-июле. Лето очень короткое, - шутят северяне, - зато малоснежное. Проводники опытные: правдами-неправдами добыли уголь и все-таки впоследствии немного подтопили вагон, не дали вымерзнуть пассажирам. Спасибо им за заботу. А руководство РЖД бодро рапортует: биотуалеты, климатконтроль... Не работал кондиционер, когда выезжали с южного зноя, и структуры, обслуживающей биосанузлы на Севере нет! Пока всё под вагон.

- Холодное пиво, напитки, шоколад! Опять здоровенный парень катит тележку из вагона-ресторана. Ну кому нужна шоколадка в 23 часа? Кстати, предлагают пиво, а в ресторане есть напитки и покрепче. Хотя правила запрещают проезд нетрезвым пассажирам. Что-то не вяжется? Пить нельзя, но если хочется, к тому же предлагают... Значит можно! А курить: ни-ни! Прости, читатель: я еще несколько раз вспомню, как отрабатывал навыки скрытного курения в кулачок. Это одно из ярких впечатлений моего многодневного путешествия.

Чем дальше на Север, тем меньше обжитых мест. За окном кромешная тьма. И вновь разносчик из ресторана:

- Рулеты, конфеты, печенье, холодное пиво!

Елки-палки, в полночь именно печение и рулет мне так мечталось приобрести, ты мой «исполнитель желаний»...

Надо же, не один я бодрствую. Голопузый карапуз, вернее карапузиха, с кудлатыми косичками бежит по коридору:

- Папа, папа!

- Стучи, стучи папе, - это уже «указивка» от мамы, занятой младшеньким сынулей.

- Папа, папа, пусти, мне холодно, - маленький человечек колотит в дверь туалета. Ну, что же, с этим делом ребёнку нельзя годить. Приспичило.

* * *

Киров — столица Вятского края. Почему-то я безумно люблю Киров, хотя дальше перрона и вокзала никогда не был. Десятки раз и всё мимо, проездом..

На перроне встречают таксисты-«бомбилы»:

- Йошкар-Ола, Казань, Нижний Новгород, Пермь, недорого и быстро!

- Недорого? Сколько возьмёшь?

- Девчата дороже берут. Едем!

* * *

Расцвело. Пасмурно. Иногда моросит дождь... За окном давно дубы, клёны, тополя, липы сменили сосны, берёзы, ели, пихты, осины. Начинается настоящая парма, так называют северные народы тайгу. О красотище пармы писать не стану. Слов не хватает, что бы описать этот бескрайний, полный разнообразия и самобытности,  нескончаемый простор настоящей природы. Хотя к прелести пармы мы не раз ещё вернёмся. Хотя бы на минутку.. Красота!!!

* * *

В Кировской области — Мураши, в Архангельской — Котлас, а в Коми — Микунь. Это не только большие станции на нашем пути, но я бы сказал знаковые. На перроне черника, брусника, грибы, картошка. Картошка! Что может быть вкуснее Котласской или Микуньской картошки? Не пробовали? Зря! Здесь бабули предлагают мисочку рассыпчатой крахмальной настоящей северной картошки. А можно взять ведром и мешком. Можете довезти — берите! Не пожалеете. А брусника, черника! В начале лета ещё морошка: свежая и мочёная. Осенью по первым морозам предложат клюкву. Цена на ягоду кусается, но она этого стоит. Забегая вперёд: на обратном пути я взял домой ведро ягод: пополам черники и брусники — довёз!

Малый бизнес в этом году сориентировался на сбор дикоросов. Ягоды и грибы стали принимать у местных сборщиков по приемлемой цене. Часть продукции реализовывается сразу, другая же часть перерабатывается. Способствовал этому бизнесу и небывалый урожай ягод и грибов. О грибах я писал в начале своего рассказа, они везде, их в этом году не просто много. Их — тьма! Ягод тоже немало. Местные жители, даже некоторые городские брали отпуск для дополнительного заработка на сборе дикоросов.

- Не берите здесь ягоду, - советовали знатоки, - в Микуни будет дешевле. - Стоянки короткие, провыбираешься. В Микуни дешевле, а в Мурашах крупнее и свежее. В Котласе крупная ягода, но россыпью, а на других станциях предлагают в пятилитровых бутылках, с просверленными заранее отверстиями, что бы ягода не сгорела, не задохнулась. Бери ягоду, пассажир, закупай! Это не аптечная черника в пилюлях! Живые витамины!

* * *

Подслушанный разговор:

- Сколько километров от Москвы до Инты?

- Сорок — сорок шесть часов.

( А в тоннах, килокалориях и фарадах?) От Москвы до Инты ровно 2000 километров, а через пять-шесть часов и Воркута. В гектарах и кюри не мерил...

* * *

В вагоне много детей, и почти все дошкольники. Кто постарше, видимо, уже готовится к занятиям. Ехать трое-четверо суток тяжело взрослым, а детям? У них уже кончились игры и развлечения, сказки-рассказки, картинки-раскраски... Началось шкодничество, капризы и изнывания в замкнутом пространстве купе и узкого прохода. Колёса вагона отстукивают очередную сотню километров бескрайнего простора Русского Севера. Ещё день и полночи, и мы у цели...

Хотел позвонить, но мой телефон на вызов отвечает : «Нет сети». Включаю поиск операторов вручную : « Операторы не найдены». Нормальненько: это настоящий медвежий угол России. Подождём, через пару часов Микунь, потом Княж-Погост. Там-то связь есть!?

* * *

Хозяйка-проводница, которая деспот, негромко, но зло ругается. Бежала на запах табачного дыма: ан нет! Нет никого. Ха-ха! Я-то знаю, что это дедуля из пятого купе. Он точно не бросит курит. Да и я курить и дышать брошу одновременно. Скоро уже на радость нашим правителям. Уши в трубочку. Хочу курить. Кто придумал такие законы? На перроне тоже нельзя. Но транспортная полиция бессильна: из вагона высыпает народ и дымит. Не весь, конечно, но и как везде: пополам. Спасибо депутатам и правительству. Падлы... Слово «правительство» преднамеренно написал со строчной буквы. Заслужили. С «айфона» «пост» в «твитер»! Отнимите у Димона айфон, пусть делом займётся.

Задолбал мужик с тележкой:

- Пиво, напитки, печение!

Молодой,


Оценка произведения:
Разное:
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
Читая эти «записки» («Русский Север…», публицистика, автор Николай Талызин), сразу заметил острый взгляд путешественника, несмотря на увиденное из окна пассажирского поезда. Всего лишь штрихи, однако понятно: видит не впервые, ибо сам родом оттуда, то есть с Русского Севера, где работал отец.

Что сказать? Хороший текст. Точный и сочный язык. И с грамотностью, кажется, все в порядке.

Сошлюсь на три примера.

Автор пишет:

«Я курю на переходной площадке, твердь под ногами постоянно хочет пропасть, шатает и качает. Две-три-четыре затяжки и бегом. Ух, не застукали. Наши проводники нас «не замечают», пока. А вот в соседнем вагоне полицию проводники вызывали. Штрафовали! Весь тамбур в пепле. Курят... Украдкой даже друг от друга, а не затушенные окурки летят под вагон. Нет, я под конец шестого десятка не брошу эту вредную привычку, фитнесом уже заниматься не буду и в боулинг не пойду. К чему такие бестолковые законы и безобразные попытки их реализовать?»

Автор задался вопросом, но ответа на него не знает. Я тоже не знаю. Смею предположить, что депутатам просто-напросто делать нечего, большую зарплату надо как-то отрабатывать. Вот и «строгают» все, что в депутатскую голову взбредет.

Кстати, тут уместно будет мое замечание: зря этой теме уделено столько внимания. Лучше сократить. Текст от компактности только выиграет. Не стоит мусолить одно и то же. Понимаю, что автор из заядлых курильщиков, но это не оправдывает.

Автор пишет:

«На перроне встречают таксисты-«бомбилы»:

- Йошкар-Ола, Казань, Нижний Новгород, Пермь, недорого и быстро!

- Недорого? Сколько возьмёшь?

- Девчата дороже берут. Едем!»


Это уже и области тонкого, истинно народного юмора. Причем, скажете, тут девчата? О, это… Тоже примета русской жизни…

Автор неравнодушно пишет:

«Северный поток, Южный поток… Оглянись, газовый олигарх, посмотри, как свои люди в сорока- пятидесятиградусный мороз выживает, другого слова не подберу, прямо под вашими трубами. В копоти от берёзовых поленьев... До чего же наши руководители не любят свой народ!»

Мне понятен гражданский пафос автора. Я тоже этим вопросом задаюсь. Еще с восьмидесятых, когда принимали множество программ по газификации селений, но… Воз и ныне там.

По этой цитате есть замечания. Люди все-таки «выживают», а народ «выживает».

Для порядка сделаю еще одно замечание.

Цитирую автора:

«…женщина, как не говори, коварная обманщица».

Надо: как ни говори.

Оцениваю текст на «девяточку». Считаю, что произведение достойно победы на конкурсе. Хотя у фабулян может оказаться и другое мнение.
Оценка произведения: 9
Егор Исаев 14.10.2014
     22:44 09.06.2019 (1)
Николай!!!!
Вы меня потрясли.
Спасибо, спасибо Вам от всей души.
Каждая строчка Вашей изумительной работы - живая, плотная, яркая. Будто все пять чувств задействованы - зрение - видишь красоты Севера вместе с Вами, слышишь, вдыхаешь аромат грибов и ягод, ощущаешь, осязаешь.
Очень люблю такие заметки - в них жизнь, в них красота, любовь и  уважение к родному краю. 
Спасибо Вам.
В избранное!
     20:31 10.06.2019 (1)
Благодарю Вас, Ляман!
Рад, что доставил вам удовольствие...
Эти заметки написаны пять лет назад.
Но... ничего не меняется на Севере... 
Умирает Русский Север.
С уважением Николай.
P.S. Кстати, в Ухте, на Вуктыле много Ваших земляков, когда-то при СССР после Бакинского института нефти отправившихся покорять северные широты. Так и стали настоящими северянами.
     20:45 10.06.2019 (1)
Спасибо Вам, Николай!
Да, я знаю, многие наши земляки живут и работают на Севере. И всегда пишут о нем с большой любовью.
Но, неужели все так мрачно? Так плохо дело, что действительно речь идет об умирании русского Севера? 
А как же тогда разные программы о возрождении? Неужели это все фикция? Ведь нсколько я знаю, деньги в эти програмы вкладываются немалые.
     20:48 10.06.2019 (1)
В Инте закрыта последняя шахта...
В Воркуте осталось 4-5...
Вуктыл умирает...
Печора никому не нужна...
Ну... и так далее...
     20:54 10.06.2019
Понятно...
Да, тяжело...
     23:42 20.09.2018 (1)
1
Я будто с вами проехалась в поезде...
     15:01 21.09.2018
Будет возможность, прокатитесь сами по просторам Русского Севера! Не пожалеете! Это Вам не курорты Турции и Египта! Там живут настоящие Человеки в Настоящей Природе...
     15:56 19.09.2018 (1)
Спасибо Вам за чудесное произведение и такое прекрасное дополнение(?) к нему!
Было очень интересно все это прочитать!
     16:05 19.09.2018
Благодарю Вас, мой благодарный Читатель!
     14:17 25.07.2018 (1)
Очень интересно и познавательно. Спасибо, Николай. Много видел я во многих местах нашей бывшей большой и прекрасной  страны - СССР. Но север хорошо знаю только сибирский, т.к. много лет занимался спортивным сплавом по сибирским горно-таёжным рекам, а также жил несколько лет в суровой Эвенкии, когда работал в геофизической экспедиции. Правда, приходилось сплавляться (просто для отдыха) по Керженцу и плавать по одному из прекрасных озёр в северо-западной части Карелии.
     15:02 25.07.2018
1
Спасибо и Вам, Анатолий, за  любовь к Северу.
С уважением Николай.
     21:26 12.06.2018 (2)
1
Написано очень реалистично. Я в сторону севера дальше Кирова не ездила, но читая Ваше эссе, вспомнила, как ехала в почтово-багажном поезде. Там действительно ехать муторно, но разговоры... то тут, то там историю услышишь. С одной стороны - вроде полудремлешь-полуспишь, а с другой - тебе в уши так и проникают разные байки, истории, разговоры. И ты вроде уже не по своей воле становишься их участником, примеряешь на себя то одну, то другую ситуацию.
Очень понравилось, Николай.
Одна только просьба будет к Вам: исправьте, пожалуйста, название КержАнец на КержЕнец. Я живу в Нижегородской области всю жизнь и никогда не слышала, чтобы Керженец называли или писали через "А". Если Вы пишете про населённые пункты, то называть и писать их надо всё-таки правильно.
     07:24 15.06.2018
1
Благодарю за отзыв. Спасибо за замечание.
С уважением Николай.
     22:04 12.06.2018 (1)
Я уже два раза написал в комментариях о Керженце.
С разницей в четыре года.
     07:25 15.06.2018
1
Александр!
Я-таки внял Вашим настойчивым и многочисленным пожеланиям. Исправил!
     19:50 09.06.2018 (1)


А ваще помнится смотрел когда-то целый документальный сериал "Россия из окна поезда"  - собственно  заголовок статьи мне его и напомнил...
И Сибирь там в том числе...
Очень интересно, если кто хочет найдите в ютубе, или еще где...
     20:05 09.06.2018 (1)
Что-то инет тормозит, полностью посмотреть не удаётся. Вернусь позже, когда час пик пройдет в трафике...
Только замечу: Русский Север и Сибирь несколько разные понятия, как в географическом, так и в культурном, социальном, историческом отношении.
Спасибо.
С уважением.
     20:13 09.06.2018
     07:02 09.06.2018 (1)
-1
 Добрый день!
Но, быть может, стоит отказаться в 21-ом веке от имперского названия "Русский Север"?
 С какой стати он вдруг РУССКИЙ?
 Назовите лучше Север по именам народов, которые жили там до русских тысячи лет. Возможно, люди, которые будут идентифицировать себя с теми по сути истреблёнными народами, перестанут грабить воистину им родные края?.. Они, быть может, выгонят гастарбайтеров, любящих прикрывать свою корысть пафосом патриотической  речи о Русском Севере.
     07:37 09.06.2018 (1)
-1
Ержан!
Русский Север - устоявшееся понятие. Это во-первых.
Во-вторых, Русский Север называется РУССКИМ, так как он РУССКИЙ!
В-третьих, что же плохого в "имперском названии"? Почему кому-то не нравится Российская империя?
Я не отношусь к мазохистам, кои кайфуют от унижения своей Великой Отчизны.
С уважением Николай.
     10:00 09.06.2018 (1)
-1
 Север эвенкийский, ханты-мансийский, якутский, чукотский, но не русский. Русским Север стал после колонизации, проклятой всем продвинутым человечеством. Это случилось в эпоху зловредной империалистической политики европейских государств.
 Мне не нравятся все Империи, а не только Российская. Более всего, меня напрягает проросшая в кровь имперская психология агрессоров, которые не хотят видеть очевидных преступлений захватчиков, которые по сей день делят богатства природных кладовых Севера, принадлежащих по наследству народам Крайнего Севера. К сожалению, в РФ им взамен богатств втемяшили в качестве благодеяния возможность прописаться в чуме.
 Кто унижает Вашу Отчизну? Те,  кто хочет забыть ужас советской действительности? Или те, кто говорит правду?..
     10:07 09.06.2018 (1)
-1
Как бы сказать, дабы не обидеть Вас?
Вы, мягко говоря, не владеете темой. Простите...
     10:20 09.06.2018 (1)
-1
 А Вы почитайте статьи Александра  Левинтова "Русский Север", овладейте темой, а не растирайте тут старые совковые романтичные сопли о героическом освоении Севера русскими людьми.
 В реальности, Север был освоен за  тысячи лет до первых русских поселенцев, которые в советские годы тупо споили и сожгли местные народы вместе с их древней культурой ... Вот эти люди, пришедшие на Север голыми и были героями. Вот о ком надо писать, а не про Павлов Корчагиных, которых никогда не было.
     10:28 09.06.2018
-1
Дорогой коллега!
Хамить и "размазывать сопли" идите на свою страницу. Будьте добры...
     16:40 07.10.2014 (1)
2
Кержанец

Исправьте: Керженец.
"Сечу при Керженце" из Римского-Корсакова помните? Вот это там и было.
Названия станций на этом отрезке пути от Нижнего до Котельнича вообще удивительны. Я когда-то тоже немножко написал об этом.

Вот в этом месте:
Почему-то я безумно люблю Киров
эмоцию надо чуть стушевать. Нельзя безумно любить то, что не очень хорошо знакомо. Лучше написать попроще: мне нравится Киров.
Но вообще, Киров, конечно, достоин любви.
Есть у нас город и ещё более древний и тоже известный как крупная железнодорожная станция в России: Котельнич. Но он маленький.
     18:44 07.10.2014 (1)
Спасибо за советы! С уважением Николай.
     09:57 09.06.2018 (1)
Спасибо-то спасибо, но что же (четыре года спустя!) Ваш Кержанец на Керженец Вы так и не исправили?
В остальном замечания те же. Это я к тому, что сейчас прочитал Ваши путевые заметки (а, как оказалось, перечитал!), хотел написать комментарий о Кирове, стал смотреть ленту и увидел, что я уже написал всё это четыре года назад.
     10:05 09.06.2018
Благодарю Вас, Александр, за то, что так долго проявляете интерес к моей скромной работе.
     09:23 09.06.2018 (1)
2
Интересно! И знакомо.
В детстве приходилось поездом ехать от Москвы до Владивостока, а это намного дольше по времени.
     09:34 09.06.2018 (1)
1
Благодарю за отзыв и жду рассказа о поездке на Дальний Восток!
     09:41 09.06.2018 (1)
Давно эта поездка была, с родителями. Запомнились бесконечные леса, тайга, бегущие за окошком.
А потом уже летала самолётом до Хабаровска, а оттуда - до Петропавловска-Камчатского,
когда возвращалась из отпуска. Или - наоборот, в отпуск.
И опять - эти великолепные леса внизу, синие пятна озер, ленты рек.
Красота!
Поездом теперь если езжу, то от Коврова до Кубани. И то -лет 5 назад.
Впечатления неприятные. Теснота. Грязно. А близко к выходу - вонь из туалета.
     10:04 09.06.2018
1
Будем надеяться, что дождёмся изменений к лучшему...
Реклама