Казнить нельзя, помиловать!!!
Восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал
Господь: Что ты сделал? И ныне проклят ты от земли… Ты будешь
изгнанником и скитальцем на земле. И сказал Каин Господу Богу:
наказание мое больше, нежели снести можно, и всякий, кто
встретится со мной, убьет меня. И сказал ему Господь Бог: за то
всякому, кто убьет Каина, отомстится всемеро. И сделал Господь
Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.
Быт. 4, 8-15.
ВВЕДЕНИЕ
«Казнить нельзя помиловать»… Эта фраза неустанно будоражит умы и сердца на протяжении всей истории человечества, и о том, где именно должна стоять запятая, спорят люди разных возрастов, конфессий и национальностей – богатые и бедные, рядовые и выдающиеся, стражи закона и преступники… Я же решила для себя окончательно и бесповоротно. Конечно, казнить нельзя! Никого. Даже самого отъявленного негодяя. Во-первых, потому, что право на жизнь священно и неотъемлемо для каждого человека, и распоряжаться им – прерогатива Бога. Во-вторых, убийство (чем, по сути, и является смертная казнь) – тягчайший грех и ужасное беззаконие, которое невозможно оправдать никакими, даже самыми благородными, мотивами, и никто из нас не имеет право лишать жизни себе подобного. В-третьих, по мысли философа Сократа, нас всех «приговорила к смерти сама природа», следовательно, каждый злодей рано или поздно умрет. Так имеет ли смысл его убивать?
Прежде всего, задумаемся, что такое смерть – ведь это вопрос не праздный! Я спрашиваю каждого из вас: «Верите ли Вы в Бога, загробную жизнь и посмертное воздаяние?»
Если да, то смерть – это всего лишь оставление человеком его телесной оболочки и переход в новый, более реальный, мир, где никто не умирает. Все религии мира (включая дремучее язычество) дружно убеждают нас в том, что загробная участь человека прямо зависит от того, как он провел жизнь земную. Проще говоря, праведники попадают в рай, а грешники – в ад, где мучения – вечные и настолько ужасные, что смертный приговор, ожидание казни и ее исполнение – сущий пустяк по сравнению с ними. А если так, зачем приговаривать человека к «высшей мере наказания», если на том свете он неизбежно получит ее от Высшего Судьи?
Если же Вы – материалист, то смерть в Вашем понимании – абсолютный конец всего: чувств, ощущений, мыслей, эмоций. Как говорил Юлий Цезарь, не веривший в загробную жизнь, «по ту сторону ни для печали, ни для радости места нет». А значит, нет холодных стен тюрьмы, тяжелых наручников, суровых надзирателей, ночных кошмаров и мучительных угрызений совести. Не кажется ли вам, друзья мои, что, в таком случае, преступник слишком легко отделается, скрывшись от наказания за тяжелой портьерой небытия? Тогда смертная казнь явится для него освобождением от ответственности, вместо того, чтобы стать наказанием.
С этой точки зрения, «вышка» оказывается еще более бессмысленной. Она бессмысленна и абсурдна с любой точки зрения. Собственно, на этом наш разговор можно бы было и закончить. Но несчастью и стыду для всего человечества, даже сейчас, в цивилизованном 21 веке, эта тема остается актуальной. Ежегодно в Китае казнят 1800 – 8000 человек, в Иране – 150, в Саудовской Аравии - 80-100 человек, в США - 30-60. В Америке, претендующей на звание мировой сверхдержавы и главного оплота демократии и гуманизма, существует аж 5 видов смертной казни: электрический стул, повешение, расстрел, смертельная инъекция и газовая камера. В Китае за экономические преступления(!!!) человека могут расстрелять на площади. В Белоруссии казнь существует до сих пор, а в России, несмотря на действующий мораторий, многие люди до сих пор желают его отмены. И поразительно! – умудряются выстраивать стройный ряд аргументов!
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АРГУМЕНТЫ СТОРОННИКОВ КАЗНИ
1.1. Смертная казнь как возмездие
«Смертная казнь – это возможность возмездия», - утверждают приверженцы высшей меры наказания. Но месть и возмездие - разные вещи: возмездие – акт справедливости, а месть – злобы. Но не этому учит нас Бог: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому». Однако можем ли мы утверждать, что эта фраза призывает прощать преступников и позволять им разгуливать на воле? Вовсе нет. Возмездие для преступника необходимо по двум одинаково важным причинам: во-первых, чтобы каждый человек, переступая черту закона, отчетливо понимал неотвратимость наказания за свои правонарушения; во-вторых, такой индивид непременно должен быть огражден от общества колючей проволокой. Но, несомненно, наказание должно быть соизмеримо преступлению. Возникает вопрос: чем же человек может заслужить такую кару, как лишение жизни? У разных народов в разные времена ответы были различные.
В СССР, например, запросто могли расстрелять за экономические преступления – известен вопиющий случай, произошедший с Юрием Соколовым, директором магазина «Елисеевский», расстрелянным по обвинению в коррупции в 1982 году. Подобная практика существует в настоящее время в Китае. Какое недопустимое варварство – убивать человека из-за финансовых преступлений, когда на алтарь маммоны безжалостно кладется чья-то судьба! Это уже излишне. Чтобы по-настоящему наказать махинатора, вора, коррупционера – достаточно посадить его в тюрьму, в крайнем случае, с конфискацией имущества. Но убивать? Это бессмысленная жестокость, ибо все сокровища мира не стоят и одной человеческой жизни!
Точно так же можно (и, по моему мнению, даже нужно) кастрировать педофилов и насильников (конечно, имеется в виду химическая кастрация).
Но как быть с убийцами? Известный ветхозаветный принцип гласит: «Око за око, зуб за зуб»… и жизнь за жизнь? Казалось бы, справедливо. Но убийца убийце рознь! На тяжкие преступления людей нередко толкает их глупость, бедность, отчаяние, душевные болезни, опьянение, наконец… и что же получается, для всех их должно быть одинаковое наказание: «к стенке» - и «никаких гвоздей»? Причем, следуя этой логике, на одном уровне оказываются террорист, на чьей совести десятки жизней; женщина, из ревности убившая мужа; и какой-нибудь выпивоха, пырнувший насмерть ножом своего товарища. Ясно, что подобный подход несправедлив. Но тогда где же грань между плахой и пожизненным заключением? Сколько человек должен убить преступник, чтобы лишиться собственной жизни? Это «проклятые» вопросы, на которые нет и не может быть ответов. Поэтому решение здесь одно: жизнь каждого человека (даже Чикатило или Кулика) – неприкосновенна и находится в руках Божьих. Каждый человек – Его образ и подобие. Мы не имеем никакого морального права посягать на Его творение, каким бы несовершенным оно ни казалось. Не мы дали другому жизнь – не нам ее и отнимать! А достойной альтернативой смертной казни может служить пожизненное заключение в колонии особого режима. Жизнь там – не сахар!
1.2. Опасность пожизненного заключения?
«Но ведь преступник может сбежать из тюрьмы! – возразят мои оппоненты. – Поэтому пожизненное заключение опасно, а смертная казнь исключает возможность рецидива». Что ж, теоретически (да и практически) побег преступника вполне возможен, и это действительно опасно. Но смертная казнь имеет другой, еще более ужасный, «побочный эффект» - неизбежная казнь невиновных вследствие судебной ошибки. Известен шокирующий случай, когда в 1950-м году был казнен через повешение англичанин Тимоти Эванс, обвинявшийся в убийстве своей беременной жены и 2-летней дочери. Лишь 3 года спустя после гибели Эванса был найден истинный виновник трагедии – серийный убийца Джон Кристи, оказавшийся его соседом по дому.
И такие случаи не единичны – согласно статистике американских ученых, ежегодно в США казнят 4% невиновных людей. Всего на данный момент только в этой стране приговорено около 3.000(!) невиновных, и это только доказанные эпизоды. Самой юной жертвой американской Фемиды стал в 1944 году 14-летний Джордж Стинни, которого казнили на электрическом стуле; невиновность юного смертника была доказана лишь в 2014 году, 70 лет спустя…
Примерно так обстояли дела и в СССР. В ходе следствия по преступлениям Андрея Чикатило было по ошибке расстреляно 2 невиновных человека, а за преступления серийного маньяка Сергея Ткача (отбывающего сейчас пожизненное заключение) был понапрасну казнен 1 человек. Список можно продолжать…
Если рецидивист сбежит из мест лишения свободы, его может поймать полиция и снова вернуть его в тюрьму. А если безвинный человек будет предан смерти, то ничто уже не сможет возвратить его с того света (или из небытия – кому как больше нравится). Казалось бы, этот ужасающий факт должен заставить навсегда замолчать сторонников смертной казни – но нет! Они продолжают стоять на своем, выдвигая все новые и новые аргументы в защиту своей позиции.
1.3. Смертная казнь и преступность
К примеру, многие уверяют, что смертная казнь сдерживает уровень преступности. Если бы это было действительно так, то, по идее, преступность на Земле вообще перестала бы существовать. Но в том же Китае, Белоруссии или США она продолжает оставаться на достаточно высоком уровне. По мнению представителей международной организации “Amnesty International”, «было бы неверным принять гипотезу о том, что смертная казнь влияет на снижение числа убийств в существенно большей мере, чем угроза и применение менее сурового, на первый взгляд, наказания — пожизненного заключения».
В статье Татьяны Гуринович «Смертная казнь в Беларуси: под завесой секретности» приводятся удивительные данные, полностью подтверждающие этот тезис. « Возьмем пример Канады, где число убийств на 100 000 человек населения, достигшее максимума в 1975 году, за год до отмены смертной казни и составившее 3,09, в 1980 году снизилось до 2,41 и продолжало снижаться впоследствии. В 2002 году, спустя 26 лет после отмены смертной казни, число убийств на 100 000 человек населения составило 1,85, что на 40% меньше, чем в 1975 году.
Каков уровень преступности в Беларуси? По данным ООН за 2009 год в Беларуси на 100 000 человек было совершено 4,9 убийств, тогда как в странах ЕС, где смертной казни нет, было совершено гораздо меньше убийств. Например, во Франции 1,4 убийства, в Германии 0,9, в Польше 1,3, в Италии 1,0.».
Может быть, страх перед смертной казнью и способен остановить отдельно взятого преступника, но в целом, она ничего не меняет: не решает фундаментальные проблемы общества и не защищает его. Поразительно, но иногда «высшая мера наказания» вызывает обратный эффект – она порождает новые преступления. «Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1954 года была введена смертная казнь за умышленное убийство. Результатом стал рост числа совершаемых убийств за счёт того, что преступники, чтобы уменьшить вероятность привлечения к ответственности, стали убивать не только потерпевших, но и свидетелей своих
|