Произведение «Убийство Павла I. Часть I» (страница 1 из 5)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Баллы: 7
Читатели: 1676 +1
Дата:
Предисловие:

Убийство Павла I. Часть I

  Это отрывок из моей работы "История о любви, измене и убийстве",
которая будет опубликована позднее.

 _______________________________________________________


   Но я продолжу рассказ о последних часах Императора.
   Итак,  государь спустился по потаённой лестнице к своей любви Анне Петровне  Гагариной... Чем там они занимались и что обсуждали с её мужем нам  неведомо, но именно в апартаментах фаворитки была написана последняя  записка Павла I, адресованная долго болевшему графу Ливену:

    "Ваше не­здоровье затягивается слишкомъ долго, а такъ какъ дела не  могутъ быть направляемы въ зависимости отъ того, помогаютъ ли вамъ  мушки, или нетъ, то вамъ придется передать портфель военнаго  министерства князю Гагарину".

   Как вы поняли, князь Гагарин -  это муж Анны Петровны...  Примерно в половине двенадцатого Павел  Петрович по потаённой лестнице поднялся в свои покои..., ему оставалось  жить чуть более одного часа...  

   Разные источники приводят  разные имена заговорщиков и разные детали убийства Павла I. Я приведу  один из таких "вариантов", рассказанный в мемуарах княгини Варвары  Головиной. Описание событий здесь изложено немного наивно, "по-женски".   Её информация основана на слухах и выглядит игрой в "испорченный  телефон".
   Так она ошибочно называет в числе непосредственных цареубийц - Фёдора Уварова и Петра Волконского, но тем не менее... :

___________________


    "...  В ночь с 11 на 12 марта привели один или два батальона  Преображенского полка, разместив их во дворе и вокруг дворца. Во главе  гвардейцев был Талызин. Солдатам сказали, что жизнь императора в  опасности и они идут спасать его. Пален остался с ними, а генерал  Беннигсен, Зубовы, Казаринов*, Скарятин, Уваров, князь Волконский и три  гвардейских офицера поднялись в покои императора, который спал в тот  момент, когда они входили. Один из гусаров несчастного императора их  остановил. Уваров и Волконский стали его бить; Уваров  ударил саблей по  голове и заставил дать дорогу. Гусар закричал:
   - Спасайтесь, государь !
   Убийцы  вошли. Император, разбуженный криком гусара, вскочил с кровати и  спрятался за экран ( ширма, разделяющая опочивальню Павла на две зоны -  кабинет и спальню. - И.Ш. ). Они было испугались, думая, что он сбежал,  но вскоре нашли его, и Беннигсен заговорил первый, объяснив, что они  пришли прочесть ему акт об отрешении его от престола. Император, увидев  князя Зубова, сказал:
   - И вы тоже здесь, князь?
   Николай Зубов, пьяный и нахальный, сказал:
   - Чего тут церемониться ? Давайте к делу.
   Он  бросился на императора. Тот хотел бежать в дверь, ведущую в покои  императрицы, но, к несчастью, она оказалась заперта, и он не смог уйти.  Николай Зубов толкнул его. Император упал, ударившись виском об угол  стола, и лишился чувств. Убийцы овладели им. Скарятин снял с себя шарф и  задушил его. Потом его положили на постель. Беннигсен и кто-то ещё  остались стеречь его, а другие пошли предупредить Палена, что всё  кончено.
    Пален послал известить великого князя Александра, что  он объявлен императором и должен показаться войскам. Приказали солдатам  кричать "ура" их новому государю. Они спросили, где их отец ? Им опять  приказали кричать "ура"; они повиновались, с отчаянием, что их обманули.  

   Императрица Мария проснулась и узнала про эту ужасную  катастрофу. Она побежала в покои своего супруга, но Беннигсен не пустил  её.
    - Как вы смеете меня останавливать? - кричала она. - Вы забыли, что я коронована и что это я должна царствовать? 
     - Ваш сын, ваше величество, объявлен императором, и я действую по его  приказу. Пройдите в соседнее помещение; я извещу вас, когда будет  нужно. 
   Императрица была заперта Беннигсеном вместе с баронессой  Ливен в соседней комнате и находилась там более часа. В это время  гримировали**  лицо несчастного императора, чтобы скрыть нанесённые ему  увечья. 
   Александра разбудили между двенадцатью и часом ночи.  Елизавета Алексеевна, которая и легла всего за полчаса перед этим,  поднялась вскоре после него. Она накинула на себя капот, подошла к окну и  подняла штору. Её комнаты находились в нижнем этаже и выходили окнами  на площадку, отделённую от сада каналом, которым был окружён дворец. На  этой площадке, при слабом свете луны, закрытой облаками, она различила  ряды солдат, выстроенных вокруг дворца. Вскоре стали слышны многократно  повторяемые крики "ура", наполнившие её душу непонятным для неё ужасом.
    Елизавета не представляла себе ясно, что происходило, и, пав на колени,  обратилась к Богу с молитвою, чтобы то, что случилось, что бы это ни  было, оказалось направлено к счастью России.

   Александр  возвратился в сильном отчаянии и передал своей супруге известие об  ужасной кончине императора, но не был в состоянии рассказать  подробности.
   - Я не чувствую ни себя, ни что я делаю, - говорил  он. - Не могу собраться с мыслями. Мне надо уйти из этого места. Пойди к  матери и пригласи её как можно скорее приехать в Зимний дворец.
    Когда Александр вышел, Елизавета, охваченная невыразимым ужасом, рухнула  на колени перед стулом. Думаю, что она долго оставалась в таком  положении, без всякой определённой мысли, и, как она говорила мне, эта  минута принадлежала к числу самых ужасных в её жизни. 
   Она была  выведена из забытья своей камер-фрау, которая, вероятно, испугалась,  увидев государыню в таком состоянии, и спросила, не нужно ли ей  чего-нибудь. Елизавета поспешно оделась и в сопровождении этой  камер-фрау отправилась к Марии Фёдоровне, но у входа в её комнаты  встретила пикет, и офицер объявил, что не может пропустить её. После  долгих переговоров он наконец смягчился, но, войдя к императрице-матери,  Елизавета Алексеевна уже не застала её. Ей сказали, что её величество  только что спустилась вниз. Елизавета сошла по другой лестнице и застала  Марию в передней покоев нового императора, окружённую офицерами во  главе с Беннигсеном. Императрица-мать была в ужасном возбуждении и  желала видеть императора. Ей отвечали:
   - Император Александр в Зимнем дворце и хочет, чтобы вы туда приехали.
   - Я не знаю никакого императора Александра! - кричала она. - Я желаю видеть моего императора !
   Она  уселась перед дверью, выходившей на лестницу, и объявила, что не сойдёт  с этого места, пока ей не покажут императора Павла. Кажется, она  думала, что он жив. Елизавета, великая княгиня Анна, княгиня Ливен,  Беннигсен и все окружавшие её умоляли её удалиться отсюда, по крайней  мере, возвратиться во внутренние покои. Передняя беспрестанно  наполнялась всяким людом, среди которого не следовало устраивать сцен,  но её удавалось отстранить от этой роковой двери всего на несколько  минут......
  Под утро Мария Фёдоровна отправилась туда в  сопровождении всех своих детей и, войдя в комнату, где государь лежал  ещё на своей походной кровати, одетый в обыкновенный мундир и со шляпой  на голове, пронзительно закричала".

.__________________

    * Казаринов - кто эта личность я так и не сумел выяснить, и скорее  всего Варвара Головина здесь ошиблась..., вероятно, она имела ввиду по  ассоциации "Казань - татары" - полковника артиллерии Татаринова Ивана  Михайловича.
   **  это делал лейб-хирург Семёновского полка Яков  Васильевич Виллие, кроме того из Гатчины был вызван придворный живописец  Якоб Меттенлейтер.


   По словам лейб-медика Гриве - на теле  Павла I были многие следы насилия. Широкая полоса кругом шеи, сильный  подтёк на виске, красное пятно на боку, но ни одной раны острым орудием,  два красных шрама на обеих ляжках; на коленях и далеко около них  значительные повреждения, которые доказывают, что его заставили стать на  колени, чтобы легче было задушить. Кроме того, всё тело вообще было  покрыто небольшими подтеками; они, вероятно, произошли от ударов,  нанесённых уже после смерти...

   В ту кошмарную ночь, в  царившей в замке суете и неразберихе произошёл любопытный  эпизод. Когда Елизавета Алексеевна шла и поддерживала свою свекровь,  обнимая её за талию, она почувствовала, что кто-то берёт за руку её  саму, и, обернувшись, увидела незнакомого ей, слегка пьяного офицера,  который крепко поцеловал её и сказал по-русски:

   - Вы наша мать и государыня...

   Вот здесь картина, изображающая сцену убийства Павла I. Это вольная интерпретация художника:


 http://s019.radikal.ru/i633/1706/12/aa64a821cf0b.jpg 


    Спустя более 200 лет после после убийства Павла I мы сейчас располагаем  гораздо большей информацией, чем современники тех событий. Романовы  более столетия старались всячески умалчивать об этом неприятном факте  цареубийства, косвенно бросающем тень на императорскую фамилию.

    Ниже я попробую восстановить наиболее правдоподобный ход  событий, сделав компиляцию доступных мне источников ( к сожалению,  осуществлённые заговоры не оставляют следов в государственных архивах ).  Но прежде надо сказать, что истинная картина тех событий уже вряд ли  будет доподлинно восстановлена, так как существующие источники часто  ПРОТИВОРЕЧАТ друг другу..., а сами участники этого заговора, хотя  поначалу и выпячивали себя как спасителей России, но потом не особо  откровенничали..., а если что-то и говорили, то старались всячески  обелить себя, ведь вдова-императрица долгие годы выясняла и преследовала  лиц, причастных к убийству своего мужа.
   Кроме того надо учесть  факторы ночи, темноту внутри замка и находившихся в изрядном подпитии  многих персонажей. В таких делах нельзя полностью полагаться на  показания даже непредубеждённых свидетелей, а уж о правдивости самих  участников преступления тут и говорить нечего... 
   Одним словом,  по имеющимся материалам можно выстроить ( с большим трудом ) только  некую более-менее связную цепочку развития событий. И для более  "объёмного" понимания я постараюсь привнести в описание тех трагических  часов определённую ЛОГИСТИЧЕСКУЮ составляющую.
   Очень странно, но  на протяжение 200 лет, так никто и не "упорядочил" маршрут движения  заговорщиков и войск к замку..., во всех публикациях полная  разноголосица..., а в большинстве случаев - просто тишина.

   Итак... 
    7 марта у графа Палена состоялся с Императором "крутой" разговор, после  которого военный градоначальник понял, что выиграет тот, кто нанесёт  удар первым. Он написал великому князю Александру записку, в которой  рассказывал об этом разговоре и убеждал того завтра же нанести свой  удар. В ответ Александр написал, что надо подождать ещё два дня, так как  11 марта будет нести службу караул от 3-го батальона его Семёновского  полка, в лояльности которого он был наиболее уверен.

    Генерал-лейтенант Беннигсен ( Леонтий Леонтьевич, 1745 - 1826 гг., в то  время опальный и находился в отставке с 30 сентября 1798 года -  "активный", но крайне противоречивый свидетель описываемых событий )  пишет в своих мемуарах:

   "11-го марта 1801 г. утром я встретил  князя Зубова в санях, едущим по Невскому проспекту. Он остановил меня и  сказал, что ему нужно переговорить со мной, для этого он желает поехать  ко мне на дом. Но, подумав, он прибавил, что лучше, чтобы нас не видели  вместе, и пригласил меня к себе ужинать. Я согласился, ещё


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     17:42 08.06.2017 (1)
Очень понравилось! Люблю подобные статьи. Но и возникли вопросы к автору.
 
«Вместе с Платоном Зубовым генерал Беннигсен отправляется к главному руководителю заговора графу Петру Палену»
Вы, что считаете главой заговора графа Палена? Если – нет, то кого?
 
Вы забыли ещё об одном действующем лице.
Чем занимался в эту ночь Константин?
Я просто уверен, что он единственный человек, который смог бы предотвратить заговор.
 
P.S.
Конечно, не Казаринов, а Татаринов. Вспомните, когда Александр с друзьями взялись заговорщиков. Первыми под горячую руку попали полковники Яшвиль и Татаринов.
     23:20 08.06.2017 (1)
   Александр, благодарен Вам за внимание к этой работе !
   Чувствуется, что Вы в отечественной истории разбираетесь..., и, как говорится, "в теме".
   Да, конечно же, граф Пален, будучи военным губернатором Петербурга ( по сути, второе лицо в реальной государственной иерархии ), являлся основным организатором и координатором заговора. Ещё за полгода до убийства Павлa I он вместе с сенатором Паниным Н.П. начал "обрабатывать"  великого князя Александра на предмет устранения его отца от власти. Но в середине декабре 1800 г. Панин попал в немилость и был удалён в своё имение в Смоленскую область.
   Третий же посвящённый в заговор человек - адмирал Иосиф де Рибас неожиданно умер в самом начале того же декабря..., так что граф Пален остался один. Он всё и провернул, по сути, в одиночку.

   Теперь что касается великого князя Константина. В современной историографии считается, что он был "не при делах" и спал в ту ночь мертвецким сном. На самом же деле всё обстояло не так. Если внимательно изучить ( с картой в руке ) записки полковника Николая Саблукова ( он командир эскадрона Конного полка, шефом которого являлся в.к. Константин ), то становится ясно, что великий князь был в курсе всех готовящихся событий и, по крайней мере, ещё около полуночи бодрствовал.
    Я обо всём этом рассказываю в этой своей работе. Просто перед Вами только отрывок и поэтому не все детали сюда вошли.
   Ещё раз большое спасибо за внимание !
   С уважением, Игорь
     16:10 09.06.2017 (2)
Привет, Игорь!
Рад знакомству!
 
Историю России, действительно, люблю. И у меня есть на каждый отрезок истории, начиная с 862 года своё мнение, часто несовпадающее с всеобщим.
 
Я считаю, что весь заговор против Павла Первого организовал Платон Зубов. При Екатерине он был всем. И вдруг всё рухнуло. Нажитое и награбленное отбирают и не дают вывести за границу. Как здесь не решиться на самые кардинальные меры.
Но кто-то должен всем этим руководить? Здесь он и нашёл графа Палена. Надавил на слабую струну или дал денег. Любую сумму. И все шишки на графа. А сам Платон остался, относительно, в тени.
Но это моё мнение, хоть оно и не совпадает с общепринятым.
 
С Константином тоже что-то не так. Он был любимым сыном Павла. Был шефом конного полка, то есть силы у него было достаточно, чтобы расправится с заговорщиками.
Более того, думаю, в этом случае наследником престола стал бы он. А вместо этого он напивается и ложиться спать, зная, что ночью отец наверняка будет убит.
Почему?
Почему он отказался от трона после смерти брата? Любовь к княгине Лович? Слабоватая версия.
 
 
 
     18:59 13.06.2017 (1)
-1
Шутка тех лет
Дескать, Павел умер от апоплексического удара.
- Удар-то, удар, - судачили. - Но не апоплексический. Это его Платон Зубов табакеркой в висок.
     21:46 13.06.2017 (1)
Не Платон, а его брат Николай Зубов.
Александр, достоверно как убивали Павла мы уже не узнаем, но скорее всего ТАБАКЕРКА тут ближе к легенде, хотя действительно в те времена горько шутили - Умер от апоплексического удара золотой табакеркой.
Я придерживаюсь мнения, что Павла сначала оглушили ударом ( возможно и табакеркой, хотя она полностью цела и без следов крови ), а потом задушили шарфом.
     22:53 13.06.2017
-1
Не спорю. Но Платон Зубов звучит гармоничнее, нежели Николай. 
Так табакерка та в Особой кладовой Эрмитажа лежит. Её можно посмотреть. 
Как в Алмазном фонде в Кремле - алмаз Шах и рядом миниатюра Грибоедова.
Я лично считаю, что такие легенды надо оставлять в истории. Без них она пресна. Пусть специалисты спорят. А для массовой публики - это то, что надо.   
     22:34 12.06.2017 (2)
  Александр, привет, и я рад знакомству - сейчас знающих НАСТОЯЩУЮ историю людей не так уж и много. Любая власть всегда пытается переписать историю под себя, под свои нужды.

  По Платону Зубову - безусловно, он был одним из первых бенефициаров от этого переворота, но в его организации на предварительном этапе он не участвовал, да и денег во время опалы у него было мало, так как имения были конфискованы..., и до декабря 1800 г. он "ошивался" в Германии.

  А на графа Палена вышел Панин Н.П.  Тут надо учитывать, что Павел I дважды "прокатывался катком" по графу. Первый раз - зимой 1797г., когда на полгода отстранил его от курляндского генерал-губернаторства за радушный приём в Риге выгнанного из Петербурга Платона Зубова, а второй раз - это когда Павел I своим волевым решением отобрал у сына Палена невесту и отдал её Багратиону.
  Так что Пален на Павла I "имел зуб", хотя внешне ничем этого и не выражал.

  По Константину - он "заглядывал в рот" своему старшему брату. По сути, он оставался 20-летним ребёнком..., и никаких самостоятельных решений не принимал. В чём он проявлял самостоятельность, так это в ужасном поведении ( с некоторой долей садизма ) по отношению с своей жене Анне..., недаром она от него сбежала, воспользовавшись сумятицей после убийства Павла I
     23:04 13.06.2017
-1
"Да здравствует император Константин и супруга его Конституция" - кричали солдаты на Сенатской. 
     16:47 13.06.2017 (1)
Привет, Игорь!
Понятно, что организатором был граф Пален. Но не настолько высоко было положение графа, чтобы самому решится на это. Кто-то стоял над ним.
Согласен с вами, что это мог быть кто-то из Паниных. Но не верится, что Никита Петрович. Ему-то что в жизни не хватало? По-моему Павел ему всё дал, о чём можно мечтать.
Когда задумываюсь над убийством Павла, всегда хочу найти человека с очень высоким положением, у которого был стопроцентный мотив для убийства Павла.
Ну, никто, кроме Платона Зубова в голову не приходит.
Насчёт, Константина, пожалуй с вами соглашусь.
     22:02 13.06.2017
Александр, привет !
Я много читал документов и описаний того времени и хочу сказать одно - граф Пален просто уловил витавший в воздухе запрос общества на избавление от сумасбродного Павла I

  Вот, к примеру, уже упоминавшийся мной  Николай Саблуков ( преданный императору ) в своих записках описывает Петербург в первые дни царствования Павла I:

   "Почти невероятна внезапная перемена, совершившаяся по прошествии  нескольких дней во внешности города. Благодаря вышеупомянутым  полицейским мероприятиям, приводившимся в исполнение с крайней  суровостью, метаморфоза совершилась весьма быстро. Петербург перестал  быть похожим на современный город и принял скучный вид немецкого города  за два или за три столетия тому назад. К несчастью, перемена заключалась  не в одной внешности; изменились не только экипажи, одежда, шляпы,  сапоги, но изменился также дух жителей. Деспотизм, обрушившийся на всё и  коснувшийся самых незначащих сторон обыденной жизни, дал почувствовать  себя тем более болезненно, что он проявился после целого периода полной  личной свободы".

   Другие современники потом напишут:

   "... и погода какая-то тёмная, нудная, по неделям солнца не видно; не  хочется из дому выйти, да и не безопасно..., кажется, и Бог от нас  отступился".
   "Столица приняла небывалый, своеобразный вид; в 9 часов вечера, после  пробития зари, по большим улицам перекладывались рогатки, и  пропускались только врачи и повивальные бабки".

   По Петербургу постоянно ползли слухи о покушениях на Павла - это народ выдавал желаемое за действительное.
   Так что граф Пален был морально готов совершить этот переворот..., оставалось только технически его проработать. Тем более, что Павел морально ДОСТАЛ всех, включая своё семейство.
     18:48 13.06.2017
-1
В Особой кладовой Эрмитажа показывают табакерку, которой был убит Павел.
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама