Произведение «Как посрамляется мудрость» (страница 1 из 4)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Автор:
Читатели: 1086 +2
Дата:

Как посрамляется мудрость

ВСЕ, ЧТО МОЖЕТ РУКА ТВОЯ ДЕЛАТЬ, ПО СИЛАМ ДЕЛАЙ; ПОТОМУ ЧТО В МОГИЛЕ, КУДА ТЫ ПОЙДЕШЬ, НЕТ НИ РАБОТЫ, НИ РАЗМЫШЛЕНИЯ, НИ ЗНАНИЯ, НИ МУДРОСТИ(Екклесиаст 9:10). Эти слова смущали меня: как же так, душа возвращается к Богу, и что — амба, конец, каюк?!  Только когда  волосы покрылись сединой, можно рассудить эти занимательные строки. И действительно, когда ты попадаешь в Божьи покои, какая может быть работа или напряжёнка в мышлении — только праздник, мир, любовь, радость! А унылые рабочие будни, устаревающее знание и человеческую мудрость сдайте в архив! Свою мысль я могу подтвердить однозначными словами апостола Павла:  МЫ ОТЧАСТИ ЗНАЕМ, ОТЧАСТИ ПРОРОЧЕСТВУЕМ, КОГДА ЖЕ НАСТАНЕТ СОВЕРШЕННОЕ, ТОГДА ТО, ЧТО ОТЧАСТИ, ПРЕКРАТИТСЯ(1 Коринфянам 13:10). Ведь любовь-то интуитивнее мудрости, она сама по себе медиум. Будучи юнцом, я не мог понять  удручённость моего старшего женатого товарища, изменившего жене на стороне: она узнает! Как она узнает?! Оказывается, муж и жена — сообщающиеся сосуды, и сенсорная ревность обязательно обнаружит тайну. Соломон, чтобы отличить Божью мудрость от человеческой, называет её премудростью: на священном числе основан её дом — на семи столбах(Притчи 9:1). И путеводитель еврейского народа Моисей, чтобы хотя бы подобраться к Божьей премудрости вычисляет мудрое сердце тоже на священном числе — семидесяти-восьмидесяти летах человеческой крепости(Псалтирь 89:10-12).  Да и вся Библия свидетельствует о важном священном числе семь и его кратных(Бытие 9:16; Псалтирь 117:21-24; Захария 3:9; Даниил 9:24, 27;  Матфей 18:22).
Русское слово «мудрость» ничего не говорит, поскольку происходит из забытых древнеиндийских языков, но вот по-немецки мудрость Weisheit связана со словом «белый», и получается, что мудрость — чистота, белизна или беловик, на котором  надо исправить и переписать черновик. Как раз Библия и предлагает этим заняться: ЕСЛИ БУДУТ ГРЕХИ ВАШИ, КАК БАГРЯНОЕ, - КАК СНЕГ УБЕЛЮ; ЕСЛИ БУДУТ КРАСНЫ, КАК ПУРПУР, - КАК ВОЛНУ УБЕЛЮ(Исайя 1:18). Ведь в черновике-то правда выглядит как садизм, как убийство; серебро стало изгарью, вино  и молоко женёно водой; должностные лица и бюрократы— законопреступники, коррупционеры и сообщники воров, которые не защищают угнетённого, вдову и сироту(Исайя 1:21), а дом молитвы — увы, вертеп разбойников(Матфей 21:13). Потому что во всяком явлении чуть ли не в зародыше гнездится червь, моль, ржавчина, девальвация, деградация, деформация.

Опять Шекспир… Божественный сонет –
Средневековья горькое посланье
О том, что благодати в мире нет –
Есть фарисейство, злоба и страданья.

И новый мир, злорадствуя, в ответ
Являет мне все те же состязанья
Глупцов и троллей, пиршество побед
И преступлений подлых оправданье;

Невежд отпетых многоумный бред,
И краснобаев лживых обещанья,
Воинствующей пошлости расцвет,
И блеск парадов самолюбованья…

Все тот же он, земной порочный круг,
Лишь мы с тобой меняемся, мой друг.
(Инна Заславская, Опять Шекспир)

Необходимо омытие, очищение, переплавление, реконструкция, реанимация, революция,  покаяние, чтобы продолжить жизнь на чистом белом листе. А кто не дошёл до этой границы сокрушения, будут постыжены за дубравы, лист которых опал, и за сады, что оказались без водоснабжения(Исайя 1:29-30). Сильный станет отрепьем , и дело его — искрою(Исайя1:31). Пророк Исайя не однажды предрекает казалось бы опустошительную, но желанную метаморфозу:  ГЛАЗА ТВОИ УВИДЯТ ЦАРЯ В КРАСОТЕ ЕГО, УЗРЯТ ЗЕМЛЮ ОТДАЛЕННУЮ;  СЕРДЦЕ ТВОЕ БУДЕТ [ТОЛЬКО] ВСПОМИНАТЬ ОБ УЖАСАХ: "ГДЕ ДЕЛАВШИЙ ПЕРЕПИСЬ? ГДЕ ВЕСИВШИЙ [ДАНЬ]? ГДЕ ОСМАТРИВАЮЩИЙ БАШНИ?"  НЕ УВИДИШЬ БОЛЕЕ НАРОДА СВИРЕПОГО, НАРОДА С ГЛУХОЮ, НЕВНЯТНОЮ РЕЧЬЮ, С ЯЗЫКОМ СТРАННЫМ, НЕПОНЯТНЫМ. ВЗГЛЯНИ НА СИОН, ГОРОД ПРАЗДНИЧНЫХ СОБРАНИЙ НАШИХ; ГЛАЗА ТВОИ УВИДЯТ ИЕРУСАЛИМ, ЖИЛИЩЕ МИРНОЕ, НЕПОКОЛЕБИМУЮ СКИНИЮ; СТОЛПЫ ЕЕ НИКОГДА НЕ ИСТОРГНУТСЯ, И НИ ОДНА ВЕРВЬ ЕЕ НЕ ПОРВЕТСЯ(Исайя 33:17-20). Впрочем, будь я переводчиком, вместо переписи я бы поставил численность, вместо дани — вес, вместо башен — просто меру высоты, но и эта упрощённость и обобщённость оказалась бы излишней, так как широкое богатство не проходит в тесное игольное ушко. ДЕСЯТЬ УЧАСТКОВ В ВИНОГРАДНИКЕ ДАДУТ ОДИН БАТ, И ХОМЕР ПОСЕЯННОГО ЗЕРНА ЕДВА ПРИНЕСЕТ ЕФУ(Исайя 5:10) — разве что с такой жидкой ревизией можно пролезть…
  Значит, чтобы начать жизнь с чистого листа нужно омытие и покаяние?.. Апостол Павел проповедовал покаяться и обратиться к Богу, делая дела достойные покаяния,(Деяния 26:20) и Иоанн Креститель посредством омытия в Иордане и покаяния обещал обновление и устранение зависимости от экстремизма и радикализма: ВСЯКИЙ ДОЛ ДА НАПОЛНИТСЯ, И ВСЯКАЯ ГОРА И ХОЛМ ДА ПОНИЗЯТСЯ, КРИВИЗНЫ ВЫПРЯМЯТСЯ И НЕРОВНЫЕ ПУТИ СДЕЛАЮТСЯ ГЛАДКИМИ;  И УЗРИТ ВСЯКАЯ ПЛОТЬ СПАСЕНИЕ БОЖИЕ(Лука 3:2-11). Но что означает раскаяние, как слово? Да, это прозрение, расширение горизонта, но именно по морфологии, по корню слова у филологов здесь нет единого мнения, а некоторые христиане по случайному созвучию с Каином, связывают слово с нераскаянным убийцей. Я же нахожу здесь связь со словом «каюк», то есть конец, и со словом «кайма», то есть оконечность, окружность, околичность, кант, бордюр, край, кромка, ореол, бортик, граница, межа.  Где конец, там и начало. Надо созреть до покаяния, дойти до болезненного или смертельного увядания жизненного спектра — до черноты, индиго, фиолета, синюшности, желтушности или, как у пророка Исайи, до багреца и пурпура. Зачастую люди исповедуются перед священником, и снова делают те же грехи, это потому что они ещё не обрыдли, ещё жизненны, ещё притягательны. Но по дневникам, мы читаем, что Иоанн Кронштадтский чуть ли не каждый день каялся перед Богом, и ему помогалось. Это потому что конечные цвета спектра имеют и малые меры — год, месяц, неделя, день. Также имеет значение, перед кем ты каешься. Если каешься перед женщиной, то придётся всю жизнь просить прощения и налаживать испорченные отношения. Часто я по телевизору вижу, что обессилевшие от греха  и воцерковлённые люди жалуются священнику, что не могут победить курение, пристрастие к алкоголю, к наркотикам, и беспомощный священник отсылает их к наркологу или психологу.
  Линька у животных — это тоже своеобразный процесс окончания жизненного сезонного цикла и перерастания в новый, - так что, заяц кается, чтобы переодеться в праздничный покров? Или когда у старухи вылинял, выцвел платок, ей надо каяться? Нет, старый платок треба выбросить и купить новый. Или дерево осенью сбрасывая плоды и листья и готовясь к весне започковаться новыми радостями — кается? Итак, награда покаянием — прерогатива Жизни, прерогатива исключительно Бога(Деяния 5:31;11:8).
  И сколь различны белые одежды по качеству и количеству! Вот в Евангелии написано, что побелела и поспела жатва(Иоанн 4:35) — значит, у пшеничного зёрнышка белые одежды. Посмотрите, как сияет женщина, созданная для любви и красоты, и яркие одежды ей к лицу, но броская пестрота была бы анахронизмом на одеждах сдержанного, опечаленного излишней мудростью мужчины. Посмотрите на Собчачку, жестикулирующую руками на кандидатских дебатах за должность президента: она решительно против нажитых вековых традиций, и мозгами её управляет безумный хвост. А балдеющий от радости идиот — это тоже смертные белые одежды и грассирующий родник, текущий к далёкому мудрому морю. Для сна облачаются в лёгкие белые одежды, потому что сон сам по себе белый лист, и если, что пригрезится на нём, припечатается, приснится — это призраки, мечты, фантазии, иллюзии. В белые одежды облачается и сама смерть — зима, но смерть ли это, не новогодние ли надежды и мечты? Яйцо, зародыш жизни, оно тоже, как правило, белое. И зола — серебристая, белая; от сгоревшей органики остались только гены — минералы и соли. ВСЯКИЙ КНИЖНИК, НАУЧЕННЫЙ ЦАРСТВУ НЕБЕСНОМУ, ПОДОБЕН ХОЗЯИНУ, КОТОРЫЙ ВЫНОСИТ ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ СВОЕЙ НОВОЕ И СТАРОЕ(Матфей 13:52) — усердный  книжник тоже может похвалиться виртуальными белыми одеждами. БУДЬТЕ МУДРЫ, КАК ЗМИИ, И ПРОСТЫ, КАК ГОЛУБИ(Матфей 10:16) — это опять же принцип монолитного единства мужского и женского начала, призыв Евангелия одеться в белые одежды. Ангелы предстают в Священном Писании только в белых одеждах.  Одежды Христа во время преображения СДЕЛАЛИСЬ БЛИСТАЮЩИМИ, ВЕСЬМА БЕЛЫМИ, КАК СНЕГ, КАК НА ЗЕМЛЕ БЕЛИЛЬЩИК НЕ МОЖЕТ ВЫБЕЛИТЬ(Марк 9:3), и по одеждам Он назван Сыном, потому что одежды и дела — одного корня, а дела и Христа, и Бога — Свет. Белая небесная манна — тактика и стратегия библейского поста, чтобы прозирать небо. Я тоже как-то купил себе белый джинсовый костюм и щеголял в нём, пока не стало стыдно.  Да, мы знаем, и психиатрия одевается в белые одежды и может быть репрессивным инструментом государственного принуждения, и проститутка может надеть белые штаны, чтобы припудрить своё окровавленное сознание, и священника можно иногда назвать припудренной подбелёной стеной(Деяния 23:3).

Город бел и пушист, словно кот благородных кровей,
На стеклянных карнизах танцуют озябшие феи, –
Это значит, январь. Время пить ароматный глинтвейн
Или грог в темноте полусонных уютных кофеен.

Время сбрасывать с плеч, как тяжёлую шубу, вину
И тугие браслеты обид разрывать на запястьях…
Обмотавшись шарфами, скользить по пустым авеню
И перчаткой чертить на снегу нашу формулу счастья.

Подышав на замёрзшие окна, проделать глазок,
Посмотреть сквозь него и увидеть вдали королевство:
На скрещенье присыпанных сахарной пудрой дорог
Там стоят указатели: «Молодость», «Старость» и «Детство».

Это просто – январь. Белизна, белизна, белизна…
И хохочет метель белокурым мальчишкой негодным.
Нам не хочется прошлое помнить, грядущее знать –
Мы, обнявшись, стоим у окна в нашем зимнем «сегодня».   
(Татьяна Стрельченко, Это просто январь)

  ИМЕЙТЕ ВЕРУ БОЖИЮ, ИБО ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ, ЕСЛИ КТО СКАЖЕТ ГОРЕ СЕЙ: ПОДНИМИСЬ И ВВЕРГНИСЬ В МОРЕ, И НЕ УСОМНИТСЯ В СЕРДЦЕ СВОЕМ, НО ПОВЕРИТ, ЧТО СБУДЕТСЯ ПО СЛОВАМ ЕГО, - БУДЕТ ЕМУ, ЧТО НИ СКАЖЕТ(Марк 11:23). О чём говорит эта притча? Разве это руководство к действию для бульдозеров и экскаваторов, чтобы снежную вершину раздербанить и как-то расширить дорогущее приморское побережье для человеческого бытия? Нет, здесь руководство для поста: да, старые мехи с состарившимся марочным вином сделали своё благородное дело, опустошились, но чтобы усилить веру, освободиться от дурного похмелья, надо своё достояние опрокинуть в воду, - из неё, из женского начала выходит вся живность. То есть циклическое повторение — мать учения. Вера — дар Божий, талант, и его надо умножать. Да и Соломон то же самое говорит, только он образ горы поменял на образ хлеба: ОТПУСКАЙ ХЛЕБ ТВОЙ ПО ВОДАМ, ПОТОМУ ЧТО ПО ПРОШЕСТВИИ МНОГИХ ДНЕЙ ОПЯТЬ НАЙДЕШЬ ЕГО. ДАВАЙ ЧАСТЬ СЕМИ И ДАЖЕ ВОСЬМИ, ПОТОМУ ЧТО НЕ ЗНАЕШЬ, КАКАЯ БЕДА БУДЕТ НА ЗЕМЛЕ.(Екклесиаст 11:1-2). И опять здесь дроби от священных чисел! Да не поймёт меня буквалист так, что надо разбрасывать хлеб в реке, чтобы обогатиться, уж лучше засунь свой мужской конец в женское начало, и получишь приплод, генерацию. Библейский Давид не ел через день, и свою любовь к Богу оставил в псалмах. А вот самаритяне отцовскую гору Гаризим не захотели пускать в оборот, и

Реклама
Реклама