Произведение «111. БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 18. ТЕКСТ 1-5.» (страница 1 из 6)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Автор:
Читатели: 738 +1
Дата:

111. БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 18. ТЕКСТ 1-5.



111. БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА
18. ТЕКСТ 1-5.

 

 

 

Глава 18. Совершенство отречения

 

 

ТЕКСТ 1

 

 

арджуна увача

саннйасасйа маха-бахо

таттвам иччхами ведитум

тйагасйа ча хришикеша

притхак кеши-нишудана

 

арджунах увача - Aрджуна сказал; саннйасасйа - отречения от
мира; маха-бахо - о могучерукий; таттвам - истину; иччхами -  я хочу; ведитум - знать; тйагасйа -
отрешенности; ча - также; хришикеша - о повелитель чувств; притхак - отдельно;
кеши-нишудана - о победитель демона Кеши.

 

Aрджуна сказал: О могучерукий, Я хочу знать, каков истинный
смысл отрешенности [тьяги] и отречения от мира [санньясы], о победитель демона
Кеши и повелитель чувств.

 

 

 

БОГ:
Неверный перевод. Правильный перевод: «1.Арджуна сказал: Я хочу знать, о, Многорукий, об отречении
санйаса, а также, о, Хришикеша, в чем заключается его отличие от отречения
тйага, о, Кеши-Нишудана.».

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: На самом деле «Бхагавад-гита» заканчивается на
семнадцатой главе. В дополнительной, восемнадцатой главе подводится итог всем
обсуждавшимся до этого темам.

 

 

БОГ: Нет. Восемнадцатая глава есть полноценная часть
Бхагавад-Гиты, и именно ею Бог Кришна завершает Священный диалог с Арджуной.
Здесь нет итога всех предшествующих глав, а самостоятельные сокровенные духовные
знания, изложенные Богом Кришной в своей очередности и имеющие свою Высочайшую
значимость, никак не дублирующую все предшествующие главы.

 

 

 В каждой главе
«Бхагавад-гиты» Господь Кришна подчеркивает, что преданное служение Верховной
Личности Бога является высшей целью жизни.

 

 

БОГ: Именно так. Но в современном мире речь должна идти о
преданном служении, основанном на НОВЫХ СВЯТЫХ ПИСАНИЯХ и тех Указаниях Бога
Кришны в них, которые направлены именно на практику преданного служения
современного преданного в современном материальном мире современными
материальными и духовными практиками.

 

 

Тот же вывод делается и в конце восемнадцатой главы, где
говорится о самом сокровенном пути постижения истины. В первых шести главах
подчеркивалось преимущество преданного служения: йогинам апи сарвешам... «Из
всех йогов, или трансценденталистов, самым лучшим является тот, кто
беспрестанно думает обо Мне в своем сердце».

 

 

БОГ: На протяжении всей Бхагавад-Гиты Бог Кришна неоднократно
направляет внимание Арджуны и всех на необходимость заниматься преданным
служениям Богу Кришне. Но данный стих не об этом и требует все же комментарии
без излишних отклонений и пояснений. Еще не время подводить итоги всему, что
было Сказано Богом Кришной, как и не следует излишне навязывать читающему свое
видение или понимание о сути совокупности глав, ибо каждый Волею Бога это может
сделать и сам при тщательном их изучении и сосредоточенности на этом вопросе.
Нельзя человека также убеждать в том, что все первые шесть глав непременно были
направлены на преданное служение. Нет, не были. Но отчасти. И в этих главах
поднимались вопросы далеко не узкого порядка, но многие и важнейшие духовные
темы, которые человек может для себя обозначить, если поработает над текстами
внимательно и вдумчиво, с карандашом и бумагой. Бог покажет ему, что темы,
поднятые в этих шести первых главах Бхагавад-Гиты, более обширные, более емкие,
более глубокие, нежели просто если бы речь шла о преданном служении, значимость
которого может уместиться в одной строке. Преданное служение должно быть
основано на высоко-духовных знаниях, ими руководствоваться, на них опираться и
в них искать направляющее Слово Бога. Эти основополагающие Духовные Знания
пронизывают каждый стих первых шести глав Бхагавад-Гиты, а комментатор предлагает
все эти Знания благополучно заменить одной строчкой о преданном служении  и так оставить в уме людей, как единственное
волеизъявление Бога Кришны – всех направить на преданное служение. А все
другое, сокровенное и абсолютное знание? С ним как? Доверчивый к комментатору
человек, прочитает такой вот комментарий: «…. В первых шести главах
подчеркивалось преимущество преданного служения: йогинам апи сарвешам...» - и
на том и успокоится, не пытаясь более ни во что вникать. А зачем? Уважаемый
человек так сказал! Не уважаемый, а глупец.

 

 

В последующих шести главах речь шла о чистом преданном служении,
его природе и о деятельности, связанной с ним.

 

 

БОГ: И тоже нет. Не существует у Бога Кришны чистого преданного
служения. Существуют ступени преданного служения в зависимости от
продолжительности преданного служения, старательности и от того, насколько
преданный полно это служение выполняет в соответствии со Словом Бога Кришны в
Святом Писании. Но эту ступень преданного служения каждого Знает только
Личность Бога Кришны.

 

 

A в заключительных шести главах рассказывалось о знании,
самоотречении, деятельности материальной природы, о духовной природе и
преданном служении. Был сделан вывод, что всякая деятельность должна быть
посвящена Верховному Господу, Вишну, воплощенному в словах ом тат сат.

 

 

БОГ:
Нельзя делать такие скудные обзоры Бхагавад-Гиты, ибо это знание что называется
ни о чем. Ни по глубине, ни по сути, ни по точности здесь нет соответствия
тому, что было поведано Богом Кришной Арджуне. Нельзя так людей настраивать на
упрощенные ничего не значащие выводы и горе-анализы того, кто якобы все изучил
и счел себя вправе комментировать Слово Бога. Лучше было бы свои усилия
направить все же на сам стих 1 главы 18. В этой заключительной главе Бог поднимает весьма важные,
существенные вопросы через Арджуну и так дает последние и крайне необходимые
наставления всем в направлении духовного становления. Но надо понимать, что и
Бхагавад-Гита не исчерпывает собой все, что хотел бы сказать Бог человеку, но
эти, данные Богом знания,  – совершенны,
абсолютны, лучшие, изначальные, есть тот базис, на котором Бог будет и дальше
продолжать духовную настройку, расширяя и углубляя сознание человека, привнося
в материальный мир духовные знания еще более высокого порядка, ибо они есть
воистину Божественный и нетленный проводник к Богу во все времена. Никогда и ни
одно из знаний, которые дает Бог, не исчерпывают  себя, но даются постепенно, шаг за шагом, с
учетом той ступени человеческого и индивидуального развития, на которой стоит
и  общество и отдельная личность. Будут
даны знания и более высокого порядка. Но это – в будущем, неизбежно. Это надо
знать. Теперь же Бог акцентирует внимание Арджуны и всех на вопросах достаточно
понятных и известных для современников Арджуны. Вообще, эти, здесь
поднятые  понимания, были уже в свое
время даны Богом, усвоены  многими и
использованы в практике йоги так, как 
Бог дал в сердце, в понимание каждому и по его личной ступени. И
отречение саннйаса и отречение тйяга – 
есть знания древние, лучшие, духовные, ни есть плоды человеческого
мышления, но были привнесены только Богом через духовных учителей, святых,
преданных, и смысл этих направлений был хорошо известен всем, как и самому
Арджуне, но были даны без акцентов, без особого доминирования, ибо Бог управлял
более не развитым интеллектуально человеком, обладающим полнотой духовных
знаний, а через его преимущественно невежество, слепое следование авторитетам и
внутренние желания и возможности человека, исходя из менталитета всего
общества, его мыслительного уровня и 
материальных возможностей и воззрений членов общества на тот период. На
самом деле и санньяса и тйяга – два направления отречения,  используемые в пути преданного служения, оба
направления имели и имеют право на жизнь, имели от Бога свое назначение и
смысл, свои причины и следствия. Отречение в любой форме – есть творение Бога,
подогнанное оптимально под исторический период, ступень развития общества,
которое непременно предусматривает реальные возможности человека в его
окружении, его данные, желания, опыт, ожидание. Бог  мог бы дать и большее число разновидностей
отречения. Все они – от Бога, все они имеют свое назначение, все они не
равнозначны фактически,  все они
непременно привносят в плане развития духовности, но все они ведут к Богу. Всем
им Бог позволяет быть в материальном мире и 
управлять им в плане духовного развития живых существ. Все – инструменты
Бога, которые каждому подбираются 
тщательнейшим образом, очень индивидуально, на свой срок действия и по
своим причинам. Но человек – разумен, постоянно развивается, у него
непременно  Волею Бога назревают вопросы
о качестве своего духовного пути, рациональности, эффективности   тех или иных направлений духовной практики.
Ребенок Бога, он, как и Бог,  мыслью
вездесущ, требователен к себе, отвечает за себя,  себе желает движения, развития, высший итог,
опережая мыслью свои телесные и умственные способности и возможности,  хотя в своем мышлении и ограничен опытом и
качествами, как и материальным миром и  в
нем мышлением,  и не может видеть, что
все абсолютно, уместно, вовремя,  имеет
свой срок, свой результат, свое от Бога назначение  и слабому в пути и среднему и  сильному, все 
действенно, все и каждому по запросам внутренним каждого, все
универсально в своем влиянии,  и этим все
совершенно. Разумный человек, не имея возможности обозреть творение Бога со
стороны и оценить его,  побуждаемый
Богом, желает внедриться по возможности в дела и Планы Бога на себя и других,
увидеть, что все нуждаются в специфических, им только предназначенных средствах
развития, желает в себе вычленить из всего для себя наилучшее, наиболее
действенное, наиболее авторитетное, 
наиболее эффективное средство. Но для этого предлагаемое Богом обществу
средство, духовную практику, имеющее одну суть – отречение, но разнящееся  по названию и практическому приложению (тйага
и саннйаса), желает сравнить,  от Бога,
от Высшего авторитета услышать, в чем разница этих двух направлений, их
взаимосвязь и приоритеты, даже если  уму
человека и кажется  очевидным, но все же
определить для себя  отличие и
предпочтение  через Мнение Высочайшее,
Мнение непререкаемое, Мнение Бога, чтобы уже после этого понять, что же лучше,
что предпочесть в практике йоги, что избрать и поэтому, в каком
направлении  преимущественно действовать
во имя успеха. Почему Бог понуждает Арджуну к этому вопросу? Да потому, что
пора навести порядок в умах, пора разграничить существующие практики,  которым следовали многие умы на пути к Богу,
пора внести ясность и сказать, в чем разница, 
и с тем, чтобы указать, что значимей, что существенней, что более во
благо, ибо и сам Арджуна уже проявил невежество в этом плане, избирая отречение
саннйаса, как отказ от сражения, как, по сути, 
путь отшельничества, жизнь вне государства, имея перед глазами образы
святых того времени, отреченных от любой деятельности,  живущих на подаяние,  получая милость в странствиях при  полном отрешении от мира, от любой деятельности
в материальном мире, уходя в природу, 
считая такой путь угодным Богу, 
путь   без семьи, без долгов, без  связей и отношений, считая такой образ

Реклама
Реклама