114. БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 18. ТЕКСТ 17-22.
114. БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА
18. ТЕКСТ 17-22.
ТЕКСТ 17
йасйа наханкрито бхаво
буддхир йасйа на липйате
хатвапи са имаЏ локан
на ханти на нибадхйате
йасйа - которого; на - не; аханкритах - ложного эго; бхавах
- природа; буддхих - разум; йасйа -
которого; на - не; липйате - привязан;
хатва - убив; апи - даже; сах - он; иман - эти; локан - миры; на - не; ханти -
убивает; на - не; нибадхйате - запутывается.
Тот, кто в своих поступках не руководствуется ложным эго, чей
разум чист и свободен, даже убивая, не совершает убийства и никогда не
запутывается в последствиях своей деятельности.
БОГ:
Неточный перевод. Правильный перевод: «17.Но тот, чья природа без ложного эго и разум кого непривязан,
даже убивая в этом мире, не убивает и не связан последствиями своей
деятельности.». Здесь самый тревожный вопрос есть вопрос об убийстве. Поэтому
требуются пояснения. Бог Кришна как бы хочет показать Арджуне преимущества
человека, который в отличие от материалиста знает за всем стоящего Бога, ибо
только вследствие именно преданного служения человек может быть без ложного эго
и не привязан в материальном мире ни к чему, а, следовательно, и к плодам любой
своей деятельности, т.е. речь идет, по сути, о тех, кто занят карма-йогой. Результат преданного служения в стихе
несколько утрирован, чтобы показать Арджуне преимущество и Милость, которыми
пользуется преданный Бога, посвящая свой труд Богу и не претендуя на плоды. Но
все же, следует понимать, что убивать Бог не даст на такой ступени
материального и духовного развития и не дал бы и Арджуне, если бы Арджуна уже
стоял на достаточно высокой ступени духовного развития. Но Арджуна только
религиозный человек, обладающий некоторыми духовными знаниями Вед,
благочестивый и аскетичный. Все это ему Бог дал принудительно образом и
обстоятельствами жизни; и никак он не достиг высокие качества в преданном
служении. Он просто кшатрий, воин. И убийство есть часть его долга защищать
власть, престол, веру, блага государства и его интересы. Работа воина для
Арджуны – его пока предписанная обязанность. Но есть, существует и та ступень
преданного служения, не начальная, где
убийство категорически запрещается. И где это действо вообще никак не
совместимо ни с какими заслугами человека перед Богом, как бы человек ни
занимался карма-йогой. Также, не точно и касательно того, что человек,
занимающийся карма-йогой или в отрешении тйага (что есть тйага в гуне
благости), не связан последствиями своей деятельности. Ну, прежде всего,
карма-йога никем не выполняется совершенно, ибо человек не обладает такими
качествами изначально, поэтому всегда в карма-йоге присутствуют недочеты,
ошибки, греховный мыслительный процесс и деяния. А это непременно обуславливает
и последствия той или иной деятельности с тем или иным знаком, которые
связывают человека непременно, строят его карму, возвращают в колесо сансары.
Но все просто идет по убывающей и до того момента, когда качества человека
будут приемлемы Богом в той мере, что обусловят все же выход человека на
духовный план. Таким образом, Бог поведал Арджуне о пяти причинах работы, о
том, с чего начинается работа и Указал, что ждет того, кто все же занят
запрещенной материальной деятельностью и того, кто, напротив, не привязан к
плодам любой своей деятельности и непременно знает, Кто за всем стоит, этим
знанием и духовной практикой обеспечивая себе материальное и духовное развитие,
как и выход на духовный план в свое время.
КОММЕНТAРИЙ: В этом стихе Господь объясняет Aрджуне, что его
отказ от участия в битве продиктован ложным эго. Считая себя исполнителем
действий, Aрджуна не учитывал высшую волю, исходящую изнутри и проявленную
снаружи. Если такой человек, как Aрджуна, не знает, что действие
санкционировано свыше, то чего ради он станет действовать?
БОГ:
Комментатор не видит из-за преимущественно неточных переводов стихов их
взаимосвязь и логическую последовательность. Речь все же не об Арджуне и его
ситуации. Бог объяснил Арджуне, в чем суть отрешения саннйасы от отрешения
тйаги. Бог показал Арджуне, что это отличие скрывается в том, как смотрят на
работу те, кто в отрешении саннйаса и те, кто в отрешении тйага. Те,
кто идет по пути саннйасы, полностью
отказываются от фактического выполнения любой работы, через которую обычно в
материальном мире человек поддерживает свое тело, т.е. они живут за счет
подаяний, отрекаясь от работы, от материальных наслаждений, предпочитая
уединенный образ жизни. А другие люди, идущие по пути отрешения тйага, считают,
что работать необходимо, ибо за счет работы человек может духовно развиваться,
посвящая плоды труда Богу Кришне и таким образом в течение работы находясь
постоянно на связи с Богом Кришной, как и находясь на связи с Богом Кришной
тогда, когда речь будет идти о распределении плодов работы, ибо и этим процессом
также Управляет Бог Кришна. Т.е. работа в таком случае рассматривается, как
связующий процесс с Богом, и потому крайне благоприятен для преданного Бога
Кришны. В этой связи одни люди, таким образом, считают, что от работы надо
отказаться, как от источника греха, который вводит человека в зависимость от
материального мира, а другие считают, что работа, напротив, связывает с Богом,
если ее правильно выполнять, и способствует материальному и духовному развитию
человека. И тем и другим Бог Говорит, что работать в материальном мире
необходимо. И Бог Кришна также указал Арджуне на то, что отрешение в тйага
может иметь три разновидности в зависимости от гун материальной природы. Так
вот, исполнение отрешения тйаги в гуне невежества есть отрешение саннйаса. Т.е.
отрешение тйага в гуне невежества есть отрешение от фактического исполнения
работы, имея некие высокие цели духовного порядка. Но исполнение работы
фактическое с посвящением плодов труда Богу Кришне есть отрещение тйага в гуне
благости или есть отрешение тйага. Т.е.
Различие отрешения тйага от отрешенийя саннйаса скрывается в работе. Этот параметр, работа, есть то, что
различает эти два отрешения. Объяснив это, Бог поясняет Арджуне и всем, что
такое работа, как вообще ее надо воспринимать. Для этого Бог дает понимание
людям о том, что работа может выполняться через пять причин, ее
обуславливающих: «14.Место
действия (тело), также исполнитель (душа), различные виды чувств, также
различные отдельные устремления и пятый здесь – Бог.», а также Указывает, с чего
именно работа начинается: «15.Человек начинает работу посредством тела, речи и
ума и исполняет ее правильно или нет этими пятью его причинами.». Эти вещи
знать непременно нужно и материальному человеку и преданному Бога Кришны. Ибо
такое понимание, такое видение делает человека более религиозно грамотным,
видящим за всем стоящего Бога. А это очень и очень важно, ибо только через этот
вопрос решается и другой вопрос касательно выхода человека в свое время за
пределы материального мира Волей и Планом Бога Кришны на Свое творение. Но одни
люди это понимают, а другие – нет. Вот об этом и последующие два стиха, а не
про Арджуну и его ситуацию. Хотя, на себя примерить эти Слова Бога Кришны он
также может. Но это для всех. В 16 ст. Бог Говорит: «16.Поэтому, в этой
связи, тот, кто в работе исполнителем
видит лишь себя из-за неразвитого ума, он глупец и не видит.». – Это о тех, кто
не принимает указанные Богом Кришной пять причин, посредством которых любая
работа выполняется (14 стих). И также в 17 ст. Бог Говорит: «17.Но тот, чья
природа без ложного эго и разум кого непривязан, даже убивая в этом мире, не
убивает и не связан последствиями своей деятельности.». – Это о тех, кто
понимает, Кто за всем стоит и не считает себя причиной выполнения работы, как и
любой другой деятельности. Этот стих ни есть обращение непосредственно к
Арджуне, он обращен более к материальным людям или к сомневающимся, ибо люди
должны не только осознать важность выполнения работы, но и чтобы понимали, с
чего процесс работы начинается, какие причины стоят в основе ее успешного
выполнения и понимали, что за всем стоит только Личность Бога Кришны, а не
руководствуясь ложным эго, считали причиной и исполняющим работу себя.
Однако тот, кому известны
различные факторы деятельности: орудия, исполнитель (он сам) и Верховный
Господь, санкционирующий любое действие, - в совершенстве справляется с любой
деятельностью. Такой человек никогда не заблуждается.
БОГ:
Это небрежное отношение к тексту. Бог иначе Говорит о том, что есть причина
работы и с чего работа начинается. Если комментатор не помнит, то можно
привести стихи, как они есть: «14.Место действия (тело), также исполнитель (душа), различные
виды чувств, также различные отдельные устремления и пятый здесь – Бог. 15.Человек
начинает работу посредством тела, речи и ума и исполняет ее правильно или нет
этими пятью его причинами.» - и далее, основываясь на Слово Бога, комментатор
может и рассуждать.
Желание действовать
независимо, на свой страх и риск, является результатом влияния ложного эго и
атеистических убеждений, то есть отсутствия сознания Кришны.
БОГ: Всему у Бога Кришны свое время. Материальный человек
работает с таким пониманием, которое соответствует его ступени материального и
духовного развития и никакие благие пожелания ему не помогут понимать работу и
себя в работе иначе, пока он не разовьет те качества и тот уровень
мыслительного процесса, которые будут достаточны для того, чтобы человек был
направлен на путь преданного служения или к его подножию, где материальный
человек высокие духовные знания уже способен принимать и начинает пытаться
мыслить именно в этом радиусе духовных знаний, разъясняющих человеку, Кто
именно за всем стоит а процессе его труда и от Кого все зависит.
Каждый, кто действует в
сознании Кришны под руководством Сверхдуши, или Верховной Личности Бога, даже
убивая, не совершает убийства и никогда не страдает из-за последствий своего
поступка. Когда солдат убивает по приказу офицера, он не несет за это ответственности.
Однако если он убьет кого-нибудь по собственной прихоти, то подлежит суду
военного трибунала.
БОГ: И
тем не менее, эта часть стиха есть утрирование, вот этот стих: «17.Но
тот, чья природа без ложного эго и разум кого непривязан, даже убивая в этом мире, не убивает и не связан последствиями своей деятельности.».
К этой части стиха надо относиться осторожно и никак не буквально. Но надо
понять, рассмотреть следующий вопрос, какими знаниями духовного порядка должен
обладать человек, чтобы не нес ответственности за убийство, возможно ли это в
материальном мире? Так что же дает абсолютное знание о том, что духовная
сущность, душа, имеет к любой
деятельности отношение лишь отчасти, включая убийство? Прежде всего. Что
означает ЗНАТЬ в духовном плане или
ОБЛАДАТЬ ЗНАНИЯМИ такого порядка? Обладать знаниями в духовном плане
обозначает, прежде всего, обладать качествами совершенными (что невозможно в
пределах
|