Произведение «Цветение мысли» (страница 1 из 5)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Повесть
Автор:
Оценка: 4.9
Оценка рецензентов: 10
Баллы: 44
Читатели: 1022 +1
Дата:
«Цветение мысли» выбрано прозой недели
27.10.2025

Цветение мысли

      Объявление звучало просто, но как-то не совсем по-русски: «Приглашаем творческих людей...» Не больше и не меньше. Я привыкла думать, что творческим может быть процесс или поиск, или, в конце концов, союз... Ну, да ладно, зачем придираться. Ты ведь давно искала что-нибудь подобное, и вот оно — неожиданно нашлось в оставленной кем-то из гостей старой газете. Само Провидение показывает тебе пальцем: «Вот номер телефона. Не умничай, а возьми и позвони!»

      Звоню, я послушная. Надтреснутый голос объясняет мне, когда и где состоится заседание литературной студии. Это оказывается очень далеко и по времени ужасно неудобно, однако я сразу же решаю для себя: «Поеду, посмотрю, послушаю...» Не то, чтобы я относила себя к так называемым творческим людям. Просто я немного рисую, иногда пишу стихи, но ни художником, ни поэтом в подлинном смысле этих слов никогда себя не считала.  По образованию я филолог, и к поэзии, равно как и к прозе, имею интерес чисто профессиональный. Кроме того, каждый, кто что-нибудь пишет, обязательно хочет, чтобы это что-то кто-нибудь прочитал или послушал. И не верьте, если вам рассказывают, что пишут, якобы, для себя. Это сказки...
      Короче, в назначенный день я всё же поехала посмотреть, подойду ли я в компанию творческих людей. Вот сейчас подумалось: «творческая личность» - это приемлемо. Почему? Творчество — процесс первично духовный, а затем уж прикладной. Именно поэтому, слово «творческий» никак не привязывается к материальному объекту. Ну, слава Богу! Нашла, наконец, что мне мешало спокойно это словосочетание произносить. Всякая языковая несуразица меня ужасно раздражает. Вот вроде мелочь, не стоит задумываться, ан нет! Как соринка в глазу! Ну, всё — вытащила...

1


      Здание, где была намечена встреча, оказалось старинным, с обилием приличествующей случаю лепнины, каких-то башенок, лесенок, дверей. На первом этаже в большом зале (запомните, кстати, этот зал, он ещё сыграет в нашем повествовании свою роль) за удобными столиками сидели благообразные немецкие старушки. Столики были накрыты белыми салфетками, в вазочках стояли маленькие букеты цветов, дымились кофе и сигареты (До запрета на курение в помещениях было ещё очень далеко.).
      Ах, что за прелесть эти немецкие старушки! Они, как правило, хорошо и со вкусом одеты: серебряные головки тщательно завиты, и всё это великолепие венчают сеточки-паутинки, дабы озорник-ветер не растрепал ненароком былых кудрей. Они чинно сидят, разглядывая в дорогостоящие очки своих приятельниц и думая про себя примерно так: «Ах, эта несносная Хельга! Ну, разве можно в её 70 лет так неосторожно красить губы?!» Или: «Эта фрау Брюккнер опять пополнела. Видит Бог, новые пилюли ей совсем не помогают. Если бы она не ела хотя бы ночью!..»
      Вдоволь налюбовавшись старушками, я поднялась на второй этаж и остановилась перед нужной дверью, за которой слышались голоса, но невозможно было разобрать, по-русски говорят или по-немецки. Открыв дверь, я огляделась и поняла, что попала по нужному адресу.  Хотя разговор сразу прекратился, нетрудно было догадаться, что в помещении собрались наши люди. Белых салфеток, цветочков или бутылок с минералкой — обязательных атрибутов любого немецкого сборища, будь то профсоюзное собрание или свадьба, не было и в помине. Русский человек, как известно, непритязателен и скромен, он не привык баловать себя подобными глупостями... Дверь была как раз напротив большого окна, так что, ослеплённая в первый момент, я никого не разглядела, и, поздоровавшись, села на ближайший к двери стул.
      В помещении за П-образно расставленными столами сидели человек десять. Шло представление, то есть каждый говорил о себе несколько ничего не значащих фраз, которых, кстати, никто и не слышал, потому что высокий потолок старинного здания, настоявшись, по-видимому, в тишине, и изголодавшись по человеческой речи, с причмокиванием и странным гулом пожирал звуки.  В основании «П» сидели трое мужчин в очках. В первом из них, я узнала по голосу, говорившего со мной по телефону; он диктовал порядок представления, перебивал выступающих вопросами, заглядывал в какие-то записи, как бы сверяясь с ними, из чего заключила, что он и есть организатор и руководитель этого собрания творческих людей (не отпускает меня всё-таки это выражение).  Он был почти лыс, с седыми усами и чуть-чуть запущенной метлообразной бородой. Рядом с ним сидел черноволосый тип с лицом, словно бы вылепленным из пластилина. То ли от внутреннего накала, или от жары в помещении пластилин как будто подплавился, размягчился, от чего лицо приняло несколько осклабленное выражение. Всё дело дополняла улыбка, которая напоминала блюдце в проекции «вид сбоку». Руководитель представил его сам, назвав Борисом Вараном. Всё остальное, сказанное об этом Пластилиновом Боре, исчезло в бездонной пасти потолка.
    Далее сидел седовласый и тщательно причёсанный благообразный господин в сером шёлковом кашне. Он мог бы показаться даже красивым, если бы не был так миниатюрен. Для себя я определила его как «мужчину карманного типа». Он представился доктором архитектуры, работающим в жанре сатиры. Интересно, правда? Хотелось бы мне увидеть что-нибудь, построенное по его проекту, ведь натура есть натура, она всегда сказывается.
    На самом углу «П» сидел русоволосый молодой человек с громкой фамилией Тамбовский. Он сразу решительно отмежевался от присутствующих, заявив, что к творческим людям отношения не имеет и пришёл просто посмотреть на компанию, а если будет что-нибудь интересное, так он только рад. Он просто излучал какой-то азартный интерес к происходящему. Казалось, он ожидает весёлых сюрпризов или запретных разговоров, короче, ему хотелось диссидентства или чего-то в этом духе. «Ах, молодость-молодость!..» - как писал великий Дюма...
    Представление участников уже давно пошло дальше, а я, зацепившись за Дюма, пропустила имя пожилого мужчины с живыми чёрными глазами и большим нефритовым перстнем на мизинце левой руки. Кажется, это был прозаик. Его короткие рассказы печатали во всех русскоязычных газетах и в каком-то постпартийном или профсоюзном журнале в России. Данный факт, видимо, беспримерно питал его гордость, потому что, говоря об этом, он даже покраснел...  В этот момент дверь приоткрылась, и в комнату заглянуло милое женское личико:
      – Творческих людей сюда приглашали?
«Смелая», – подумала я, а она уже вошла и села недалеко от меня.
Она была действительно миленькая, ладная, с неаккуратно собранными высоко на затылке тёмно-рыжими непослушными кудряшками, и при этом явно знала цену своим внешним данным.
      – Кто вы, откуда, чем занимаетесь, расскажите, пожалуйста, - приветливым голосом попросил руководитель.
      – Меня зовут Вера Званова, я с Украины.
  Потом она назвала свой возраст, надеясь, видимо, удивить присутствующих, а я обрадовалась, что не ошиблась. Дело в том, что я уже хорошо её рассмотрела и поняла, что эта Миленькая Вера совсем не так молода, как хочется ей думать. Вот все мы — женщины таковы. И не хочешь, а мелькнёт эта гадостная мысль: «Ага, хоть ты и выкрасила свои кудряшки, а ручки-то уже подсохли, и морщинки видны... Всех жизнь крутит!..»
      Миленькая Вера говорила что-то ещё, но потолок ненасытно глотал фразы, пропуская порой крошки звуков, которые и падали на головы сидящих в другом конце комнаты. Поэтому я не удивилась, когда Сатирик от архитектуры вдруг спросил:
      – А как вас зовут, откуда вы?
  Миленькая Вера запнулась, покраснела и неожиданно резко ответила:
      – Я уже представилась.
      – А я не слышал, - полу иронично — полу игриво парировал он.
      –  А это уже ваши проблемы! - быстро ответила она заученной фразой и отвернулась.
В комнате возникло неловкое молчание, и, чтобы, как говорили древние, не длить плохое, руководитель посоветовал Миленькой Вере:
      – Ну, что ж, почитайте нам что-нибудь для знакомства.
      – Так сразу? - удивилась она.
      – А чего же ждать. Так вот сразу и читайте, - сказал руководитель, вертя в одной руке зажигалку, а другой бессознательно шаря на месте нагрудного кармана, где, по-видимому, лежали сигареты. От затянувшегося представления ему приспичило закурить.
  Миленькая Вера немного помолчала и начала чуть придушенным голосом:
      – Я вообще-то свои стихи никогда никому не читала... Только одному человеку...
  В этот момент она совсем густо покраснела, как будто вспомнив о чём-то интимно-жарком, однако, справилась с волнением и неожиданно бухнула:
    – Роман в стихах!
  Хорошо, что я сидела, а то бы рухнула прямо на пол. Она всё больше поражала меня своей самоуверенностью. Вообще-то я всегда считала, что существуют два типа самоуверенности — самоуверенность гениальности и самоуверенность глупости. В этот момент я заподозрила, что совершенно упустила из вида ещё один тип — самоуверенность миленьких женщин (что по большому счёту можно было бы отнести ко второму типу, но разница всё же была). Они напропалую крушат заскорузлые сердца мужчин, походя, втыкая в них свои тоненькие каблучки, и, нанизывая одно за другим. Ах, нет! Этого мало! Им хочется примерять на свои прелестные головки тяжёлую диадему из лавровых листьев, которую носит эта неприступная и надменная дама по имени Муза. В отчаянных попытках достигнуть задуманного, они дёргают её за подол, теребят за руки, заглядывают в глаза, надеясь прочесть в них какие-нибудь необыкновенные рифмы и эпитеты. Но миленькие женщины обычно очень суетливы, и в своей погоне за привычной победой они не успевают понять, что всякое развитие должно быть эволюционным, что идти нужно от простого к сложному  и т.д.. Нет, это не для них. Они если и пишут, то сразу и непременно роман в стихах... Я опять отвлеклась, а Миленькая Вера, навалившись своими пухлыми локотками на стол и, открыв тетрадь, где она увековечивала свои поэтические опусы разноцветными чернилами, начала читать заунывно-таинственным голосом:

...В старинном паркетном зале

Стоял старинный рояль.

Он многое в жизни слышал

И много о жизни знал...


Дальше повествование шло примерно в том же духе о бароне и баронессе, которые под звуки музыки вспоминали свою прекрасную молодость и по очереди заливались слезами умиления. Картину дополняли камины и хрустальные люстры со свечами, розовые кусты и журчание ручейка... Ко всему прочему выяснилось, что Миленькая Вера совершенно не заботит

Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
Здравствуйте, Натали! Так уже случилось, что только сейчас прочел, рекомендованную Вами для моего внимания повесть "Цветение мысли"..Спасибо за огромное удовольствие, я в совершенном восторге...Необычайная легкость изложения, его пленительное изящество, порой изысканность, эти столь дорогие моему сердцу эстета краски, блестящие по искрометности и глубине проникновения в тему творчества (например абстрактного искусства)мысли, часто созвучные моим ощущениям и восприятию, за флером легкого, с печатью отменного вкуса, юмора, надолго оставили  чудесное послевкусие, что для всякого гурмана властно требует продолжения)...Отныне Ваш верный поклонник и оруженосец) С  уважением и пожеланиями вдохновения и  новых творческих удач!
Оценка произведения: 10
Gvidon 18.10.2023
12:47 30.10.2025(2)
-1
Моряна (Галина Димитрова)
Наташа, оказывается, у тебя и проза хороша. Лёгкий юмор, интересные образы.
15:02 30.10.2025(1)
Евгений Владимиров
Неприкрытая лесть.
16:18 30.10.2025
Моряна (Галина Димитрова)
Не надо всех ровнять по себе, Евгений.
14:46 30.10.2025
Фройнд Наталья
Спасибо, Галя, за тёплые слова!
Писано четверть века назад. Сама перечитала и удивилась своим оценкам и впечатлениям - интересное было время!
Гость12:10 29.10.2025(2)
1
Пишете хорошо. Даже интересно. Только поправьте в диалогах вы пишется в русском языке только с маленькой буквы. 
Гость15:32 29.10.2025(1)
Ничего подобного. «Вы» с большой буквы — обращение к человеку, «вы» с маленькой — к группе людей. Это два разных слова.
Гость22:13 29.10.2025(1)
1
Правила почитайте. С большой только в официальных бумагах. В диалогах никогда. Похоже, книг не читали, а то бы увидели, как в диалогах. Не подводите автора, когда правил не знаете.
Гость06:47 30.10.2025(1)
Эти и правила специально для вас написаны... 
14:47 30.10.2025
1
Фройнд Наталья
Не хотела возвращаться - времени жалко, но всё же поправлю - убедили.
13:58 29.10.2025
Фройнд Наталья
Спасибо за внимательное прочтение!
21:17 29.10.2025(1)
 Idea
Очень интересно. "Докомпьютерная эпоха", да.
21:32 29.10.2025(1)
1
Фройнд Наталья
Да, уж, но это были очень интересные времена.
Во всяком случае без ИИ фантазия художников была невероятной и работала как надо!
22:37 29.10.2025
 Idea
Это правда.
08:21 29.10.2025(1)
2
Читаю... Восхищаюсь и мастерски, с непередаваемым юмором созданными портретами персонажей, и описанием той самой "творческой обстановки", хорошо мне знакомой по ряду многочисленных заседаний, и чувством сопричастности к неуловимо прекрасному. Тому, что, наверно, и называется искусством, и что способно растрогать нашу душу.

Спасибо, Наташа. Продолжу чтение дома.
14:00 29.10.2025(1)
Фройнд Наталья
Спасибо, Ляман!
Ваша оценка мне очень важна!
События происходили четверть века назад, сейчас на многое смотришь чуть-чуть иначе, однако, мне дороги эти воспоминания.
19:07 29.10.2025
1
О, да...
На многие вещи с годами смотришь по иному...
Продолжу читать с удовольствием.
17:12 29.10.2025(1)
Наталья.хорошо написано. Немецкие старушки... Я их видел в венецианском казино. Очень азартные бабушки
Вы пишите,что выставляла. свои картины.  Художница Лиза Михайлова, говорила,что.когда уехала вместе с матерью в Германию,ее картины не принимали- только своих,немцев. Она известная художница. Когда она вернулась в Россию.- немцы покупали ее картины.  Она уехала,как еврейка. На нее смотрели,как на иностранку.
В Париже- тоже. Только своих.. Потом ей сказали- не желает ли полы помыть. Лиза обиделась и вернулась в Россию.
-
18:08 29.10.2025
Фройнд Наталья
Знакомо...
Здесь действительно успешны только свои.
Нас либо не принимают, либо покупают за совсем низкую цену. Спасали как-то заказы на портреты, а о признании говорить не приходится.
Выставлялась я много, но толку не вышло.
Зарабатывала настенной росписью, оформляла кафе и бары, детские сады.
А потом закончила 3-х годичный курс эрготерапии и работала в большой частной клинике - это было интересно. У меня об этом тоже рассказ есть -
"Отголосок войны..."
23:24 28.10.2025(1)
Оксана Кар
Прочитала. Немного заскучала в середине. Дальше опять увлекло. Для рассказа длинно, или это всё-таки повесть?
Но в познавательных и эстетических целях - вполне. Вы хорошо описываете людей. Работа довольно талантлива.
14:01 29.10.2025
Фройнд Наталья
Спасибо!
20:20 27.10.2025(1)
Давно я такую серьезную работу не читала...Прочитала на одном дыхании. Во-первых, интересно. Во-вторых, написано отлично. И в-третьих, и в-четвертых... Хочется посидеть, подумать, представить какого это жить в другой стране, добиться чего-то стоящего, не затеряться...
20:30 27.10.2025
Фройнд Наталья
Спасибо Вам, Элина, за добрые слова!
Люблю вдумчивого читателя!
19:11 24.10.2025(1)
Ирина Гасникова
Замечательная повесть, Наталья. С удовольствием прочитала.
19:28 24.10.2025
1
Фройнд Наталья
Спасибо, Ирина!
В 2001 или 2-м году повесть была опубликована в журнале "Литературный европеец".
Да, интересное было время!
16:02 24.10.2025(1)
Андрей Пермяков
Очень интересно, Наталья.
Читается легко, на одном дыхании.
Особая благодарность за поэтические вставки.
Очень понравилось. Спасибо
16:39 24.10.2025(1)
1
Фройнд Наталья
Благодарю Вас, Андрей, приятно, что читаете!
16:45 24.10.2025(1)
Андрей Пермяков
Видел Ваши художественные работы, читал стихи, теперь познакомился с Вашей прозой.
Рад сообщить, что Вы в первую очередь-- Живописец. Ваши работы зримые. Вызывают ряд ассоциативных картинок.
Словом , неверояной мощности творческий потенциал
17:03 24.10.2025
1
Фройнд Наталья
Спасибо, Андрюша, мне очень приятна Ваша похвала!
15:39 24.10.2025(1)
АЛЛА ВОЛОНТЫРЁВА.
Наташа, очень интересно написано! У нас тоже есть литературный кружок "Лира" Хожу по возможности!
15:41 24.10.2025
Фройнд Наталья