Произведение «ЗЕРЦАЛО БЕРДЯЕВА» (страница 1 из 5)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Философия
Автор:
Читатели: 336 +1
Дата:

ЗЕРЦАЛО БЕРДЯЕВА

Зерцало, в иконописи — изображение прозрачной сферы в руках архангела, символ предначертания, предвидения, переданного архангелу Богом.


1.

    Если бы у «креативной философии» возникла потребность нарисовать икону своего пророка, то на ней следовало изобразить лик русского философа Николая Александровича Бердяева.

    Бердяев, бесспорно, является самым мощным подвижником «Русского Космизма», от корней которого и произрастает «креативная философия». Однако, на мой взгляд, труды Бердяева остаются недопонятыми и недооцененными. Быть может, дело  тут в том, что персонализм Бердяева выглядит слишком идеалистичным и экспрессивным, но очень возможно, что философия Бердяева слишком возвышена и стремительна, чтобы не ощутить греховность желания приземлить ее для аналитического препарирования.

      Всякий, внемлющий Бердяеву,  видит, как философ доводит свою мысль до максимальной высоты, порой даже до высоты, несовместимой с жизнью. Каждая его фраза это мощный взмах крыльев, которые возносят мысль, открывая глазам все новые горизонты откровений философа, и далее влекут внемлющего в лучистый простор его идей. Неудивительно, что в какой-то момент внемлющий вдруг ощущает, что утрачивает привычное тяготение. У него возникает желание обрести почву под ногами. И значит, появляется сомнение в способности держаться на той высоте, куда вознес его автор чудесной иллюзии.

    Словом, знакомясь с Бердяевым, мы практически сразу понимаем, что перед нами не столько философ, сколько поэт. Да он и сам этого не скрывает. Напротив, Бердяев категорически возражает против наукообразия в философии, признавая истинной лишь «творческую философию», под которой разумеет свободный полет мысли.

    Говоря же о «творческой философии», необходимо заметить, что хоть  она  является предтечей нашей «философии света», последняя резко отличается от Бердяевской системы взглядов более материалистическим мировоззрением, что и выражается в слове «креативность», которое подразумевает не столько само творчество, сколько способность к творчеству, ее обусловленность.

      Для освещения этого обстоятельства мы и оказываемся перед необходимостью расставить силки рационального осмысления для некоторых откровений Бердяева. 

    Наиболее полно тему «творческой философии» и творчества вообще Бердяев исследует в своем сочинении «Смысл творчества». Конечно, было бы неплохо поставить задачей перед «креативной философией» освоить все пространство этой книги. Однако, хоть соблазн и велик, дело это представляется совершенно невообразимым. Бердяев из тех философов, сочинения которых желательно разбирать едва ли ни построчно, как это делают иные редакторы с поэтическими произведениями. Польза от такого многотомного труда сомнительна, ибо охотников ознакомиться с ним вряд ли сыщется. Поэтому мы возьмем в разработку самую маленькую, но, пожалуй, самую важную главу этой книги (буквально в десяток страниц из почти трех сотен), главу V1 под названием «Творчество и свобода”.

      Кстати, напомню, что не в правилах «кретивной философии» щадить автора или преклоняться перед его авторитетом. К нашему стилю, пожалуй, применимы известные слова сотрудника НКВД: «У нас генералы плачут, как дети». Зато мы всегда готовы помочь читателю  понять автора, а автору - самого себя. Ведь, если верить Вольтеру: «Философия – это когда слушающий не понимает говорящего, а говорящий не знает, что он имеет в виду».

2.

      Итак, в первых строках указанной главы Бердяев утверждает:
    «Творчество неотрывно от свободы. Лишь свободный творит. Из необходимости рождается лишь эволюция; творчество рождается из свободы».

        И далее, по своему обыкновению, Бердяев начинает нагнетать эту мысль, подобно инертному газу в полость воздушного шара:

    «Когда мы говорим на нашем несовершенном человеческом языке о творчестве из ничего, то мы говорим о творчестве из свободы. С точки зрения детерминизма (предопределенности) свобода есть «ничто», она выходит из детерминированного ряда, она ничем не обусловлена, рожденное из нее не вытекает из предшествующих причин, из «чего-то».

    Разумеется, эта мысль нас немедленно вдохновляет и возвышает. И ошеломляет нас необычными видами на земные ландшафты. Разве не прекрасно «творчество из ничего»!? Просто, из обыкновенной свободы!

    Но философ на этом не останавливается, напротив, продолжает набирать обороты нашего головокружения:

    «Творчество — необъяснимо. Творчество — тайна. Тайна творчества есть тайна свободы. Тайна свободы — бездонна и неизъяснима, она — бездна. Так же бездонна и неизъяснима тайна творчества. Те, кто отрицают возможность творчества из ничего, те неизбежно должны поместить творчество в детерминированный ряд и тем отвергнуть свободу творчества. В творческой свободе есть неизъяснимая и таинственная мощь созидать из ничего».

    Однако, стоп! Где-то мы уже слышали про творческую силу этого «ничего». Например, у Хайдеггера. Но у Хайдеггера «ничто ничтожествует и ничтожит». Если верить Хайдеггеру, «ничто» — есть воплощение «Ужаса небытия». Приближение к нему порождает страх. Зато именно этот страх перед небытием, по мнению Хайдеггера, становится источником творчества.

    Кроме того, представление о «ничто» достаточно хорошо разработано в демонологии, где оно является источником абсолютного зла и колыбелью дьявола.

      В нашей «креативной философии» «ничто» представляется в виде точки исчезновения, куда закручивается спираль «воронки небытия». Эта точка небытия сравнима с «черной дырой» в космическом пространстве. Как известно, «черная дыра» влияет на солнечные системы Вселенной, образуя Галактики в виде спиралей. Примерно, также «очаги ужаса» образуют поле влияния на объекты сознания в нашем микрокосме, выстраивая наше мышление в определенных алгоритмах и иерархиях. Все психологи и духовные учителя человечества сходятся на том, что от таких  «черных дыр» разума следует избавляться. Правда, именно они, эти «черные дыры» микрокосма, являются началом сознания,  противостоящего разуму с помощью  мышления, которое само по себе без разума — «ничто». 

    Так что же это за свобода такая, которая соразмерна «ничто»?  И почему это эволюция не является творчеством? Ничего себе нетворчество! Достаточно ознакомиться с произведениями эволюции, чтобы убедиться в обратном.

    Между прочим, английский инженер Р. Тревитик, запатентовавший первый в мире паровоз, изобрел его на основе тележки с паровым двигателем. А такая тележка  в свое время появилась благодаря паровой машине построенной в ХV11 веке. Да и созданию самой телеге должно предшествовать изобретение колеса. 

      Этот пример не только доказывает, что эволюция – это творческий процесс, но и показывает значение в этом процессе творческих принципов «креативной философии», таких как преемственность, целесообразность, новизна и пр.

    Что же касается свободы как главного условия творчества, то она, конечно, не помешает, но из практики мы знаем, что в стесненных обстоятельствах, определяющих «принужденность к творчеству», творческая личность гораздо скорее применит свои способности. Так что, сбрасывать со счетов влияние страхов и сомнений на творческий процесс  тоже, пожалуй, не стоит.

      Французский философ ХV111 в. Этьен Кондильяк писал: «Свобода вовсе не заключается в решениях, независимых от воздействия предметов и от всякого влияния приобретенных нами знаний. Размышление предполагает наличие опыта и знаний. Следовательно, и свобода предполагает их».

  Отсюда, у нас получается, что источником творчества не может быть «ничто», и тем более в виде свободы, поскольку даже свобода обусловлена определенными принципами и законами природы. Ведь, как известно, в хаосе, который представляется идеалом свободы, свобода теряет смысл, и потому ничтожна.

    Между тем, наш философ продолжает свой головокружительный натиск:

    «Боязливое отрицание творчества из «ничего» есть покорность детерминизму, послушание необходимости. Творчество есть то, что идет изнутри, из бездонной и неизъяснимой глубины, а не извне, не из мировой необходимости. Само желание сделать понятным творческий акт, найти для него основание есть уже непонимание его. Понять творческий акт и значит признать его неизъяснимость и безосновность. Желание рационализировать творчество связано с желанием рационализировать свободу».

    Под напором такого пафоса кое в чем нам, конечно, приходится согласиться с автором. Например, с тем, что творчество «идет изнутри», «из бездонной глубины». Тут легко уловить антитезу Платону, полагавшего, будто идеи обитают вне субъекта, отказывая, таким образом, личности в ее творческих способностях. Но вот, «найти для него (творчества) основания» для появления «из неизъяснимой глубины», по-моему, возможно.  Ведь даже слову мы находим основание, поскольку высказанное не к месту, оно способно вызвать лишь недоумение, и никак не тянет на творческий акт.

    Впрочем, возможно автор под словом «основание» подразумевает нечто иное, и потому мы «не понимаем» его «творческий акт». Вот и думай после этого, стоит ли смириться с «неизъяснимостью глубины» его мысли или все же «рационализировать свободу»? Однако возможно ли это, рационализировать свободу?

3.

    «Свобода — безосновная основа бытия, и она глубже всякого бытия, — восклицает Бердяев. — Свобода — колодезь бездонно глубокий, дно его — последняя тайна»

    И тут же уточняет:
   «Свобода не есть царство произвола и случая в отличие от царства закономерности и необходимости…. Не понимают свободы те, кто считают свободным все, что порождается причинами, лежащими внутри человеческого духа. Свобода и нерациональна, и неприемлема. Поскольку дух человеческий входит в природный порядок, в нем все так же детерминировано, как и во всех явлениях природы… Детерминизм есть неизбежная форма природного бытия, т. е. и бытия человека как природного существа, хотя бы причинность в человеке была духовной, а не физической. В детерминированном порядке природы творчество невозможно, возможна лишь эволюция. Свобода и творчество говорят о том, что человек не только природное существо, но и сверхприродное».

[justify]    Однако, как разобраться в этом танце противоречий? С одной стороны свобода «неприемлема».  Но тогда что о ней говорить? С другой стороны, свобода непостижима, ибо она – тайна. Но тогда откуда мы знаем, что она неприемлема? В третьих, свобода есть «ничто». Но при этом это «ничто», то есть, то, чего нет, — не есть «царство произвола и случая». Ведь  дух предопределен, запрограммирован, что делает невозможным произвол творчества. При этом само творчество происходит из ничего. Но главное, если «все, что порождается

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама