Произведение «Крещение или зачем крещённые купаются в проруби?» (страница 1 из 4)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Произведения к празднику: Крещение Господне
Автор:
Читатели: 234 +1
Дата:
«Крещение Руси»

Крещение или зачем крещённые купаются в проруби?

      Зачем православные купаются в проруби?
      Простой вопрос, на который не могут дать ответ священники в рясах, объясняя это каждый по-своему и в силах отпущенного красноречия от истоков традиций до пользы для здоровья. Один блюститель древлего православия, Клинцовский старовер, он тоже мне не объяснил сути, но задал встречный вопрос, расставивший мысли по местам мгновенно. Если человек единожды был крещён в церкви (неважно где), зачем он обряд крещения исполняет ежегодно? И действительно, зачем? А ещё перед Новым годом по русской традиции ходит в баню. Чтобы подтвердить свою истинную православность в отличие от старообрядцев (отрицающих шоу на воде), это раз, первая версия. Вторая - купание в крещенской проруби очищает все грехи - можно грешить по любому и даже не нужно посты соблюдать. Третья версия - так повелось с Египта, с Иордани, но отвечу сразу - там вода не замерзает вообще, а о чистоте жёлтой мути, называемой водой, судить не берусь. Она и три дня не простоит, освяти её в храме, как тут же зацветёт, так что о целебных свойствах той воды лучше не поминать.

    Уточняю, купаются ли в проруби старообрядцы сибиряки? Ну, где холодно.  Уральские старообрядцы отвечают: «В старину не было традиции окунаться в проруби на Крещение Господне». На западе России, бывшей староверческой столице в Новозыбкове тоже не купаются. Проживал и учился в Клинцах, что рядом и дом у озера - ни разу не замечал сего таинства, хотя снег регулярно чистил на льду для игры в хоккей. В городе много староверческих храмов, а на Еbун-горе у речки Московка (она же переименованная Туросна, Лутенок) строится храм Богоявления. Питает Туросну Иордань (Ардонь ныне) из двух притоков - Эрденки и Чечеры (переименованы и высыхают вследствие эрозии и варварского отношения к природе вообще), их воды впадают в Ипуть потом в реку Сож у Гомеля. Попутно расскажу об этимологии перечисленных гидронимов ниже - очень полезно для понимания истории. В городе Ветка (Беларусь, Гомельская обл.) самый лучший музей старообрядчества, в котором у его сотрудников с учёными степенями интересовался по вопросу крещения, но безрезультатно. Или не убедительно.

    Однако в последние годы все более популярным становится купание на Крещение. Складываются уже традиции такого купания, которые выдаются за обычаи русского народа. Староверы в отношении ныряния в прорубь на Крещение всегда занимали неизменную позицию: погружение в воду на Крещение не имеет никакого отношения к великому празднику, не очищает человека от грехов и является своего рода шоу. Оговорюсь - не имею отношения к староверам, в вере я человек свободный. Пошли дальше на запад. Цитирую о Крещении как о празднике, о таинстве - председателя Центрального совета Древлеправославной Поморский церкви Латвии о. Алексия Жилко:

— Праздник основывается на повествованиях всех четырёх святых евангелистов, Матфея, Марка, Луки и Иоанна, о том, как, достигнув тридцатилетнего возраста, Исус Христос принял крещение от Иоанна Крестителя во Иордане-реке. В то время, когда Бог Сын вышел из воды, Святой Дух в виде голубя сошел на Него с небес. С неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое Благоволение» (Мф. 3;17). Так впервые людям было явлено видение Пресвятой Троицы. Поэтому праздник Крещения называется также Богоявлением. 
— Как староверская церковь отметит Крещение?
— Праздник Богоявления относится к великим праздникам. Проходит он на завершении святок, начало которых приходится на Рожество. По времени между празднованием Рожества и Крещения проходит порядка двенадцати дней, хотя фактический разрыв между этими новозаветными событиями составляет более 30 лет. В этом проявляется мудрый смысл святых отцов Церкви Христовой, которые поставили эти два праздники практически рядом, потому что они очень близки по своей духовной значимости. Праздник Рожества мы празднуем в честь явления Исуса Христа на землю, а праздник Крещения — в честь начала Его общественного служения, начала проповеди о наследии Небесного Царствия. 

    Замечаю, что Исус пишут с одной буквой И, как было до раскола церкви (1666) при Никоне, а Рождество у них - Рожество (без Д), напоминая одновременно топоним Рожны (между Клинцами и Беларусью), и, в какой-то мере - рога и даже род Рогволодов из Полоцка. Продолжу:

— Как староверы относятся к проводимым в Крещение купаниям в проруби?
— Купание в проруби на Крещение не принято в наших обычаях. И мы ссылаемся на Стоглавый собор 1551 года. Уже тогда этот вопрос разбирался, и Собор принял категорическое решение не проводить никаких купаний, никаких окунаний ни в праздник Рожества Иоанна Крестителя, ни в праздник Богоявления Господня. Это объясняется тем, что еще в те далекие времена, когда христиане молились, темные силы занимались колдовством. Как сейчас они колдуют, так и тогда. После колдовских действий они шли к водоемам, окунались и очищались от своих ночных непотребств. В древности праздновались языческие Русалии, что совпадало с кануном Рождества Христова и Богоявлением, отмечались Русалии и на неделе после Троицы или в Иванов день. Церковь осуждала подобные гуляния, когда «мужи и жены и девицы сходились на нощное плещевание». Постановлялось следующее: «По царской заповеди всем святителям комуждо во своем пределе по всем градом и по селам разослати к попом свои грамоты с поучением и с великим запрещением, чтобы однолично о Иванове дни и в навечерии Рождества Христова и Крещении Христова мужи и жены и девицы на нощное плещевание и на безчинный говор и на бесовские песни и на плясание и на скакание и на многая богомерзская дела не сходились, и таковых бы древних бесований еллинских не творили и в конец престали, зане же святыми отцы те все елленские прелести по священным правилом отречены быша, и православным хрестьяном не подобает таковая творити. Но божественныя праздники и святых и Богородице честно почитати и праздновати во славу Божию».

    Вспоминаю, что уже за неделю до Сочельника (18 января), меня из некоторых Европейских стран уже начали поздравлять с колядованием весёлыми роликами, ну знаете, как это обычно бывает... Достаточно вспомнить стихотворение Жуковского «Светлана»:

    Раз в крещенский вечерок
    Девушки гадали:
    За ворота башмачок,
    Сняв с ноги, бросали.
    Снег пололи; под окном
    Слушали; кормили
    Счётным курицу зерном;
    Ярый воск топили;
    В чашу с чистою водой
    Клали перстень золотой,
    Серьги изумрудны;
    Расстилали белый плат
    И над чашей пели в лад
    Песенки подблюдны...

    И, наверное, не зря беспокоилась Русская Церковь о нравственности своих пасомых, и не зря вопрос о «русалиях» и «плещеваниях» был вынесен на Собор. Непонятен смысл купания в проруби — если человек второй раз крестится, то это грех. Может, это поправка здоровья? Но, по-моему, с каким диагнозом нырнул в прорубь, с таким же диагнозом и вынырнешь. Или люди надеются избавиться от грехов? Но тут при купании никто не исповедуется. На сегодняшний день публичное купание в водоемах — при горячем чае с пирожками на закуску, с палаткой для согревания и дежурством спасателей — превратилось в популярное шоу, не имущее в себе ни капли духовного содержания. Стоглавый собор ясно говорит: «не надобно бесовских действий». И к этому наставлению нужно прислушаться и никуда не ходить купаться. Это не богоугодное дело. В Богослужебной книге – минее январской – мы имеем указание, как трепетно надо обращаться с освященной Богоявленской водой: раскаленным углем надо выжигать то место на полу, если случайно вода прольется! Но самое главное – Стоглавый собор, состоявшийся в 1551 году в Москве при Иване Грозном и митрополите Макарии, в 24-м ответе 44-й главы ясно предупреждает о недопустимости проявлять на великие Господские праздники, в том числе и на Святое Крещение, дремучие языческие обычаи плесканий в различных водоемах. На сегодняшний же день публичное купание в водоемах при горячем чае, с процедурой согревания и дежурством бригады спасателей превратилось в популярное шоу, не имеющее в себе ни капли духовного содержания. Поэтому и держимся мы в стороне от публичных купаний-шоу, и другим советуем поступать также. И это, кстати, не мое личное мнение, но есть Постановление Центрального Совета ДПЦЛ.
— Как староверы должны отмечать праздник Крещения?
— День этот непостный, праздничный, значит, в трапезе дается разрешение на все. Конечно, не нужно увлекаться всякими горячительными напитками. День нужно проводить в тишине, в праздничном настроении и желательно в благотворении. То есть в праздничные дни нужно думать не только о себе, но и о других. Посетить тех, кто болен, посетить больницы, дома престарелых, пансионаты. Постараться провести этот день в приближении к святости. 
— Староверы очень строго проводят само таинство крещения…
— Мы признаем истинным только погружательное крещение, согласно 50-му правилу Святых апостолов. Мы отторгаем поливательное и окропительное крещение, не считаем их крещением. При храмах всегда строили или держали отдельное помещение для крещений, т. н. крестильни. Там устраивали купель. Перед крещением кумовья носили воду. Они должны быть людьми воцерковленными, из числа тех, кто регулярно бывает на исповеди, должны знать простые молитвы. Кумовья не могут между собой быть мужем и женой. Если кумовья пришли крестить мальчика, мужской пол, то мы их предупреждаем, что в дальнейшем они могут крестить только мальчиков. Если кумовья пришли крестить девочку, мы их наставляем и говорим, чтобы впредь они крестили только девочек. Потому что как кумовья между собой не могут жениться и выходить замуж (поскольку являются между собой духовными братом и сестрой), так и те, кого они крестят, между собой также считаются духовными братьями и сестрами... Крестят обычно до обеда, чтобы кумовья, сам крещаемый и тот, кто проводит таинство крещения, были натощак.  Воду, которая остается после крещения, нельзя выливать в канализацию — она сливается в специальный отвод, как пишется в наших святцах, «в подпол». То есть туда, где не ходят люди. Староверы принимают крещение и на озере, и в реке.

    Что-то в этом есть, во всяком случае, доля логики преобладает в интересующем меня вопросе. Ещё западнее, на краю Европы, где снега не бывает, есть замечательный испанский город Аликанте (Валенсия), покровитель которого - св. Николай (он же Санта Клаус). Там Крещенские традиции такие. Испания на 95% населения - католическая страна, там такового Крещения нет, но если мы условно сдвинем циферблат времени против часовой стрелки влево на 2 недели, то обнаружим следующее. Новый год и Старый совпадут (1 и 14), Рождество православное с католическим Рождеством совпадут (7 и 25), а Крещение придётся на 5 января. Так вот в этот день там начинается праздник Трёх Королей -  с моря приходит корабль часов в 17, ряженые артисты выходят (Троица), их окружает толпа с фотоаппаратами и камерами телевидения, затем они общаются недолго с публикой и на кабриолетах едут к храму Святителя Николая. Это около 2 км, вдоль дороги расставлены белые кресла для пожилых испанцев,


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама