Произведение «Детдомовец 3 часть» (страница 1 из 8)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Повесть
Темы: О жизни детдомовца
Автор:
Читатели: 1895 +1
Дата:

Детдомовец 3 часть

ДЕТДОМОВЕЦ.
                              .
Часть  третья.

Глава  первая.


Насте исполнилось три с половиной года, и родители устроили ее в детский садик недалеко от дома. Анна вышла на работу. Директор пригласил ее в кабинет и после недолгого разговора предложил должность заместителя по воспитательной работе. К этому времени техникум переименовали в колледж, произошли некоторые изменения в статусе учебного заведения. Анна еще раньше чувствовала благосклонность директора к себе и не удивилась такому предложению. От преподавания на полставки она отказалась, сославшись на маленькую дочь. У Матвея дела складывались удачно. Он был самым ценным игроком и получал приличную зарплату. Как совладелец бизнеса имел хорошие проценты, хотя совсем не помогал Виктору, который подобрал опытных работников и контролировал весь процесс на современном компьютерном уровне. Евгений и его охранники несли службу на совесть. Все шло своим чередом. У Матвея появилось время для семейного  отдыха  и более тесного общения с друзьями. С  Виктором и Евгением он регулярно встречался один раз в месяц в небольшом уютном кафе, где они  ужинали, пили  вино, вспоминали детдомовскую жизнь. После этих встреч у Матвея возникало непреодолимое желание поехать в родные места повидать дядю Егора и его жену Настю, младшего брата Бориса и других родственников, а заодно своего учителя Аркадия Николаевича Квасникова, которому было около восьмидесяти лет. Различные эпизоды детства и юности легкой грустью постоянно напоминали ему об этом. «Закончится этот спортивный сезон, тогда и поеду»,- решил он после очередных воспоминаний и успокоился.
  Анна поддержала мужа, когда Матвей сообщил ей о своем желании.
- А вы с Настей  в это время съездите в Крым отдохнуть и набраться здоровья,- посоветовал он ей.
-Вот здорово,- обрадовалась она, прижалась и поцеловала его в щеку. Матвей обнял жену, почувствовал родной запах волос и подумал: «Насте четыре года, пора, наверное, и второго рожать».
 В конце июня пасмурным днем Матвей отвез Анну с дочерью на вокзал к поезду до Симферополя.
-Слушайся маму и никуда от нее не отходи.
-Хорошо папа, я всегда слушаюсь маму,- пролепетала Настя. Матвей взял ее на руки, поцеловал в голову и опустил рядом с Анной, которая в это время с улыбкой смотрела на них.
-Как устроишься, сразу позвони,- напомнил он ей. Диктор оповестила об отправлении поезда до Симферополя . Проводница поторопила пассажиров, и Анна с Настей поднялись в вагон. Пошел мелкий дождик. «Дождь перед поездкой к удаче»,- вспомнил Матвей  народную примету, глядя на уходящий поезд.
   На следующий день Матвей поехал на своем автомобиле  «РАФ-4»  в город детства и юности Азинск. Раньше дорога была вымощена булыжником, и маленький автобус добирался до областного центра «П» целых три с лишним часа. Поездки на соревнования были радостным событием, но  тряска утомляла. Некоторым становилось плохо до тошноты. Хорошо, что водитель на полпути останавливался пообедать в районной столовой и пассажиры, выйдя из автобуса, разминали затекшие тела, разбредались по нужде на полчаса.
Теперь иномарка легко и плавно катила по асфальтированному шоссе.  Матвей глядел по сторонам, узнавал знакомые пейзажи, а в памяти всплывали эпизоды детдомовской жизни, школьные товарищи. Вспомнил и руководителя танцев Нонну Степановну, которая однажды увидев Матвея во время игры, поразилась его ловким движениям, прыгучести и пригласила в танцевальный кружок.
-Ты же прирожденный танцор,- убеждала она его не единожды.
-Да ну, с девками танцевать,- отказался он категорически.
С легкой грустью вспомнил Юлю и подумал: «Где она, как сложилась ее судьба?» Подъезжая к городу, Матвей почувствовал легкое волнение. При виде Троицкого собора оно усилилось. «Москва»,- вспомнил он дошкольный детдом и Сашку Бусоргина. Новый автовокзал находился при въезде в город. Аркадий Николаевич, как объяснили Матвею земляки, жил в деревянном доме сразу же за ним. Матвей остановил машину на широкой  обочине напротив жилища учителя, повесил черную спортивную сумку на плечо, щелкнул сигнализацией и по узкой тропинке через небольшой зеленый лужок пошел к старому, запыленному домику в три окна. Подошел к калитке и постучал. Залаяла собака во дворе. Подождал, прислушался.  В доме тишина. Шагнул к окну закрытому изнутри белой шторкой и побарабанил по стеклу. Шторка отодвинулась, показалась голова Аркадия Николаевича. Он посмотрел на Матвея, узнал, заулыбался и исчез. Вскоре раздался громкий со старческой хрипотцой знакомый голос: «Иду, иду». Засов щелкнул, калитка отворилась, и Аркадий Николаевич показался в проеме. Некоторое время они разглядывали друг друга радостно, улыбаясь. Седые редкие волосы на макушке, чуть гуще короткие с боков, белесые брови, густые рыжие усы, уши, с помятыми волосатыми мочками смешно торчащие по сторонам старили его, но молодо блестевшие синие глаза еще излучали энергию. Одет он был во фланелевую светлую в клеточку рубашку, штаны из грубой серой ткани на широких подтяжках и валенки с галошами.
-Сколько лет, сколько зим,- продолжая улыбаться, протянул он Матвею жесткую ладонь. Они обнялись, похлопывая друг друга по спине.
-Совсем ведь не изменился,- отметил Аркадий Николаевич, приглашая Матвея в дом. По деревянному настилу вдоль дома они прошли к входу, где около широкого в одну ступеньку крыльца за железной сеткой злобно лаяла и металась небольшая пегая собака с отвислыми ушами. «Фу, Полкан».- скомандовал учитель, но пес продолжал лаять, изливая свою преданность хозяину. Вошли в дощатые сени, потом в избу. Старой побелки русская печь занимала половину кухни. Справа у окна стоял покрытый измызганной клеенкой стол с различной посудой. Рядом газовая плита и старый холодильник «Бирюса». Прошли по скрипучим, истертым половицам в комнату и сели за стол. Откуда ни возьмись, появились две кошки. Одна черная мягко прыгнула на колени учителя, серая начала мурлыкать и тереться о ноги Матвея.
-Кошек держу. Лечат они меня. Лягут на больное место, и мне легче становится,- сказал Аркадий Николаевич, поглаживая по голове и загривку чернавку. Матвей согласно кивнул головой.
-Слышал я от наших общих знакомых про твою жизнь после того, как ты неожиданно бросил школу и уехал в училище. Знал, что не затеряешься. Матвей со скромной улыбкой снова покачал головой и спросил:
- Ребята с девчатами заезжают ли к вам?
- Некоторые ученики поначалу приезжали и заходили ко мне, а теперь их не вижу.
-Время идет, у каждого свои заботы,- ответил Матвей и добавил,- к тому же, по правде сказать, все ребята между собой звали вас Аркаша, а я Аркадий Николаевич потому, что всегда уважал вас.
-Спасибо Матвей,- с улыбкой ответил учитель. Встал, прошел на кухню и поставил на плиту закопченный неопределенного цвета чайник.
- Обедать будешь?-
-Спасибо, не хочу.
-Тогда чаю.
-Чаю можно,- согласился Матвей, оглядывая комнату со старым шкафом, зеркалом, не заправленной постелью на диване, этажеркой в углу. Под окном на полу стоял большой сундук.  Напротив стола на стене с выцветшими обоями висел портрет пожилого мужчины в фетровой шляпе с большими усами.
-Это кто?- спросил Матвей.
-Мой отец. Всю жизнь проработал маляром. Я по его примеру тоже усы отрастил,- охотно ответил учитель.
- Надолго, ли заглянул?- тут же спросил он.
-Сейчас поеду в село к родственникам. Мимо вас не мог проехать не повидавшись. У них побуду дня два и обратно заеду к вам, может с ночевкой.
Они пили чай с печеньем, вспоминали поездки на соревнования. Потом незаметно Аркадий Николаевич стал рассказывать о себе. После твоего отъезда мы всей семьей уехали в Молдавию. Олег после школы поступил в медицинский институт в Одессе, закончил его и теперь работает хирургом. В начале девяностых в разгар перестройки я развелся с женой. Она полюбила другого мужчину и стала мне изменять. Обе дочери остались с ней. Я вернулся сюда. Живу один. Были у меня здесь женщины, но видимо из-за моего характера не прижились. Получаю нормальную пенсию. В прошлом году  исполнилось мне восемьдесят лет, так еще две тысячи добавили, жить можно. До  прошлого года летом рыбачил на Каме, ловил сомов. С Олегом я не имею связи. Он характером в мать и обижается на меня за то, что я ушел из семьи, не понимает в чем причина. Старшая дочь теперь живет в Казани. Звонила как-то, сказала, что у Олега конфликт на работе, и он скоро вернется сюда с женой. Младшая дочь живет здесь, но тоже не заходит, развелась и живет одна с ребенком. Замолчал, потом переспросил,- С ночевкой заедешь, значит?
-Конечно Аркадий Николаевич. У меня сейчас отпуск ответил Матвей, с уважением глядя на него.
-Вот и хорошо,- обрадовался учитель. Матвей поблагодарил его за угощение, взял сумку и пошел на выход. Аркадий Николаевич проводил ученика до машины и сказал: «Буду ждать».
 Через час Матвей подъехал к родному селу. Вспомнилось раннее детство, старшие братья, дядя Егор с женой Настей и их сын Геннадий, Борис, который жил у дяди пока отец не забрал его к себе. Последний раз Матвей был в селе больше десяти лет назад, когда дядя Егор с разрешения Дарьи Семеновны в девятом классе отвез его на неделю погостить к себе домой. Вспомнил, как они с Борисом ходили по селу навещали родственников, но к отцу Матвей не пошел, да и брат не настаивал. Село изменилось, разрослось после банкротства совхоза. Соседние деревни обезлюдели, народ разъезжался, многие переселились кто куда. К этому времени в пяти километрах от села протянули нефтепровод, и появилась большая нефтебаза. В ней работало двести с лишним человек из села в пожарной части, военизированной  охране, бухгалтерии, в гаражном комплексе, обслуживающем персонале.
Матвей расспросил людей на небольшой торговой площади в центре села, где живет Попов Борис и поехал по указанному адресу. Борис оказался дома. Он как раз шел с заднего двора к избе и, услышав стук в ворота, подошел со словами: «Кого еще несет ясным днем в рабочее время»? Матвей в тон ему ответил: « Попова Матвея ветром занесло». Радости встречи не было предела. Братья не виделись больше десятка лет, но сразу узнали друг друга, ибо  были похожими словно погодки.  Борис работал на нефтебазе в пожарной охране, сутки дежурил, двое отдыхал и сегодня у него был выходной. Он удивился росту Матвея, хотя считал себя высоким. «Поди, в баскетбол играешь»?- спросил он его.
-Играю брат, играю,- снисходительно ответил Матвей.
-Не будем ждать всех, давай-ка выпьем за встречу,- сказал Борис и повел Матвея в дом. Собрал на стол нехитрую закуску: колбасу, сыр, огурцы, хлеб. Достал бутылку водки, открыл и собрался наливать. Матвей крепкий алкоголь не употреблял, поэтому заранее купил столовое красное вино «Каберне».- Брат, я водку не пью,- предупредил он его и открыл свою бутылку.
- Не употребляешь, так наливай вино,- с улыбкой ответил Борис. Они выпили, разговорились. Об отце даже и не вспомнили. За этим разговором Матвей узнал о работе брата, пчелах. Оказывается, Борис разработал свой проект двухэтажного улья. Медосбор каждое лето был не плохим. Проблему сбыта он решил со своим начальником. Каждый месяц прилетал вертолет по делам нефтяной компании. Летчики покупали мед по обычной цене и

Реклама
Реклама