Романтикам и идеалистам посвящается.
Ветер слова не напомнит,
В зыбучих песках утонут следы,
Имя в истории строк не дополнит,
И в том не будет беды…
- 1 -
«Не все, что светится, способно освещать»
«…Сначала было Небо. Одно только Небо: пустое, безразмерное и незамутненное, как в колодце вода.
Потом возникла Мысль. И первой Мыслью было – сделать в этом колодце дно. Так появилась Земля.
И была первозданная Земля - как чудный магический кристалл, в котором можно было видеть прошедшее и грядущее. До тех пор, пока на нем от чрезмерно сырого климата не завелись мхи, грибы, мокрицы и люди. А уж вслед за ними завелось и все остальное. Люди начали разводить огонь, отчего кристалл закоптился и потускнел.
Потом прошла Чума, погасив за собой огни и застелив Землю пеплом. И тогда Небо стало пасмурным и влажным от слез - так появился Дождь.
А потом пришла Зима, и все невыплаканные слезинки превратились в
звезды. И каждая из них содержала частицу того изначального волшебного камня. И была обречена гореть вечно, как поминальная свеча, храня в себе память и скорбь давно почивших и еще не рожденных. С течением времени количество звезд прибавлялось, и всякой находилось место на небесном кладбище. Постепенно они слагались в образы, которые на Земле называют созвездиями.
А потом люди обезумели - то ли от света, то ли от переизбытка открывшихся истин - и стали раскачивать Небо. А звезды отклеивались и опадали. Поэтому теперь мы можем видеть очертания созвездий только на иллюстрациях учебников или в своем воображении.
Но, что самое обидное, сколько бы звезд не упало на Землю, им никак не найдут разумного применения. Их шлифуют, распиливают, заковывают в металл и - что совсем уж несуразное - продают за деньги. И мало кто понимает, какой безграничной силой обладают эти «стекляшки», сколько тайн, сколько вековой Мудрости и Печали несут они в себе!
Ну а те, на ком до сих пор еще держится мир, кто узрел в упавшей звезде неисчерпаемый источник познания - те становились провидцами. Если, конечно, сразу не сходили с ума. Ибо тот, кто видит одновременно Прошлое и Будущее, как правило, выпадает из Настоящего…»
- …И что, все это - правда? Все в действительности было так?..
- Конечно же нет. Все было гораздо сложнее и дольше…
- Почему тогда здесь так написано?
- А ты не верь тому, что написано.
- Чему же тогда верить?
- Верь глазам своим.
- Значит это все только красивая выдумка?.. – Мальчик разочарованно захлопнул тетрадь.
- Возможно, что и так. Людям нужны мифы…
- Но что же тогда на самом деле?..
- А
на самом деле, Мальчик - почти все то же самое. Люди продолжают воевать и веселиться, небосвод по-прежнему ходит ходуном, как на развинченных болтах, а звезды все падают и падают… А отдельные наиболее предприимчивые особи даже разъезжают по Небу на дирижаблях и ловят их на удочку, как малька…
-
ЗВЕЗДЫ?..
- Звезды. И торгуют ими с лотков…
- Но так ведь их и вовсе не останется! – возмутился Мальчик. - О чем же думают эти, на которых все держится? Взяли бы и давно уже экран соорудили!..
- Что за
экран?..
- Ну, примерно, как телевизионный - Вы телевизор смотрели?
- Да как-то не было надобности. Вроде и так пока живется…
- А под экраном было бы куда безопаснее! И Небо не штормило бы, и звезды бы не падали почем зря...
- Не будь наивным, сынок. Кому нужен вместо Неба «липовый» навесной потолок с электрической подсветкой? Рано или поздно на Земле иссякнут запасы кислорода, и экран этот твой разобьют. А звезды… Не тревожься, их не убудет, покуда люди не разучились плакать и мечтать.
- Странный Вы. Ни дома, ни друзей… Шляетесь по болотам, скупаете эти звезды у всяких прощелыг и дарите таким же нищим проходимцам! Разве можно так поступать с бесценными вещами? Разве не должны они оставаться неприкосновенными для простых смертных?..
- Ну, это как поглядеть. «Бесценные вещи» – они потому и «бесценные», что
никому и ничего не должны. А ты чей будешь-то?..
- А, - Мальчик пространно махнул рукой. - Можно считать, ничей. Персонаж из одной игры. Компьютерный Мозг счел меня за никчемный элемент, хотел удалить, а я вот почему-то материализовался…
- А звать как?
- Вы смеетесь? Разве ж я упомню имена всех тех, что за меня играли!..
- Ну а коль так, то запомни, приятель: самое
бесценное, что есть на белом свете – это души человеческие. Только большинство людей вспоминает об этом, лишь глядя на звезды и слыша их музыку, пронизанную светлой, непостигаемой грустью… Промозгло здесь как-то… И комары… Идем отсюда...
- Куда же?..
- Вперед, Мальчик, ТОЛЬКО ВПЕРЕД!..
…Так они и шли, придерживаясь Лунной Дорожки:
Скупщик Падающих Звезд и
Компьютерный Мальчик с люминесцирующим лазерным лучом. Сегодня Мальчик узнал чуть больше, чем знал до этого - когда еще жил в компьютерной игре.
А в Городе тем временем уже вовсю велись приготовления к предстоящему празднику. Он должен был начаться в Полночь - Великий Праздник Солнечного Затмения…
«Выход» № 1
Чужой День рождения на Красном Холме
…Громко цокая каблуками, в черном пальто с капюшоном, закрывающим почти все лицо, и с изящным саквояжиком из змеиной кожи она уверенно вышагивала по тропе заброшенного парка, облицованной желтоватой плиткой.
Она остановилась у развалин колоннады, грациозно оперевшись об одну из колонн, и с прищуром хищника стала вглядываться в сводчатый коридор из полуоблетевших кленов, отбрасывающих продолговатые тени. Она ждала, когда с другого конца аллеи появится человек, которого она никогда не видела вживую…
А человек уже стремительно шел в ее сторону, с каждым шагом все отчетливее приобретая физические параметры. Правда, никакого развевающегося плаща и, уж тем более, меча при нем не было, но это был
именно тот человек. Она сразу вычислила его по старинному рыцарскому медальону ручной работы и усталым, совершенно «нездешним» глазам.
Она приосанилась, одела светонепроницаемые очки и откинула капюшон. Она была чрезвычайно хороша собой и знала, что это - ее козырь. Знала и конечный пункт свидания, и то, что ей во что бы то ни стало надо заполучить этого человека, хотя она пока смутно представляла себе - зачем.
Но, не углубляясь в самоанализ, она двинулась ему наперерез. И, не сводя глаз с медальона, бархатным голосом произнесла: «Я так боялась, что ты не придешь!» - «Скажи, зачем тебе очки?.. – со странной интонацией спросил незнакомец, словно пытаясь что-то разглядеть под зеркальными стеклами. - Солнце ведь уже зашло…» - «Ну так скоро взойдет Луна – разве тебе это неизвестно?.. Пойдем же! Пойдем на наше заветное место!..» – с придыханием проговорила она. И, состроив самую обворожительную из своих улыбок, взяла его под руку. А юноша все смотрел на нее пристальным синим взглядом, излучающим едва уловимое свечение. Смотрел в лицо, смотрел в глаза сквозь зеркальные очки, и дальше – туда, где, по общему мнению, должна находиться душа. «Ну, пойдем…» - ответил он чуть повременив, будто все еще теряясь в догадках.
...Они без спешки прошли по аллее, пропахшей прелой осенней листвой, миновали кирпичный арочный мостик над оврагом и вступили под сень леса. И всю дорогу она искусно изрекала всяческие каламбуры, подключив весь свой запас остроумия и беззаботно взъерошивая ботфортами груды кленовых листьев. Она даже порывалась декламировать Бодлера, но при этом все время путала слова. Потом они вышли на склон, покрытый сухой прошлогодней травой, и тогда прямо перед ними величественно и неприступно, точно вход в некое сказочное королевство, вырос Красный Холм.
- Не понимаю, почему все называют его «красным»? – скривила она личико с натянутой непосредственностью. – Он же серый, как болотная глина!
И тут она поняла, что выдала себя окончательно. Теперь у ее спутника отпали все сомнения, что в этом «заветном месте» она впервые.
- Это все оттого, что Солнце сегодня зашло слишком рано, – говорил он отвлеченно, словно самому себе. - И вереск уже осыпался. И еще как будто чего-то не достает…
- Быть может, вот этого?.. – кокетливо подмигнула она, надеясь как-то разрядить обстановку и вынимая из сака бутыль с золотистой этикеткой. Затем, элегантно расправив полы пальто, она уселась на пенек, твердо решив-таки доиграть эту заведомо безнадежную партию.
А рядом еще дымился жиденькой струйкой незатушенный костер, и валялось отколотое горлышко такой же, только распитой, бутылки от шампанского.
- По-видимому, здесь уже кто-то побывал, – продолжал озвучивать свои домыслы молодой человек, подбирая из кострища обгоревшие лепестки роз.
Что-то мимолетно сверкнуло среди углей, но тотчас же было заметено золой. Должно быть, осколок той же стеклотары.
- Определенно. До нас здесь был
кто-то еще…
- И… кто бы это мог быть?.. – насторожилась она, заерзав на пне и уже выказывая явные признаки дискомфорта.
- Полагаю, еще один
обознавшийся… Впрочем, теперь это уже вряд ли на что-то повлияет.
Далее последовало неловкое затяжное молчание, которое с каждой секундой становилось все нестерпимее.
- Ну а как… как же шампанское?.. – чуть замявшись, спросила девушка, с трудом сохраняя маску непринужденности. - Сегодня же все-таки День рождения!..
- Оставьте его здесь. Тем паче, что этот День рождения –
не Ваш… - человек отшвырнул в кусты останки бутылки и поставил на освободившееся место непочатую. - По крайней мере, так будет честно…
- Честно?!? – вдруг вскричала красавица, впившись в странника разгневанным взглядом и вмиг раскрывая все карты. – Да как ты смеешь так оскорблять меня?! Кто
она - и кто Я?!. Звезды ей, видите ли, стихи надиктовывают! Да я и без всяких звезд во сто крат талантливее ее, и в тысячу раз краше! У меня еще будут и власть, и сила, и голос чище и звонче, чем у неё! А ты – ты просто жалкий слепец, ну так сейчас я открою тебе глаза!..
Она вскочила и вцепилась руками в медальон, но тут же отдернула пальцы - так, будто её прошибло током.
- Не стоит утруждать себя, сударыня. Мои глаза уже прозрели. Это ж надо было так сесть в галошу...
- Звездный выродок, ты меня еще попомнишь! Ты отказался от меня, но и
её ты больше никогда не увидишь, понял?! НИКОГДА!..
- Снимите-ка на минуту очки, - неожиданно попросил молодой человек. И, не дождавшись обратной связи, сам приподнял светозащитные заслонки. – А ведь и правда - есть что-то общее! – сардоническая усмешка проскользнула по его утомленному лицу. – Глаза вот только совсем другие…
Развернувшись, он быстро пошел прочь и вскоре исчез за густосплетенными ветвями кустарника. А девушка непримиримо смотрела ему вслед и в кровь кусала губы. Потом, при неудачной попытке распечатать шампанское, она сломала ноготь и от злости пнула бутылку ногой. Бутылка покатилась вниз и увязла в трясине. Девушка плакала. И это был первый раз в ее жизни, когда она это делала
от души…
- 2 -
«Летай не во сне, а наяву»
- …Так что, Мальчик, нелегкая это штука – Память. Но, как бы то ни было, она во многом определяет наше существование. Поэтому, чтобы она не застаивалась, мы должны регулярно в нее заглядывать и обновлять.
- Ну,