"Глория", роман. Третья часть
"Если искусство священно, разве
не священны и мы, его жрецы и законодатели?"
Ж.Санд, «Консуэло»
* * *
Посёлок Октябрьский
ОНИ ЕХАЛИ В ПОСЁЛОК Октябрьский Горячеключевского района с целью найти тот дом, в котором последние годы своей жизни любил уединяться дед Андрея, чтобы закончить в нём свою автобиографическую повесть и привести в надлежащий вид архив, личный архив, как и все писатели.
- Скоро приедем в Горячий Ключ, Глория. Где находится посёлок я, примерно, знаю. Нужно ехать по Хадыженской трассе вверх, потом будет указатель и, кажется, нам нужно будет свернуть вправо.
- Ясно. Твоя мать, всё подробно описала в письме. Надо её поблагодарить за это в ответном послании. Значит, наш писатель в этом доме, проводил много времени, дописывая свою повесть. Надеюсь, мы её найдём - ценнейший материал.
- Скоро ты допишешь свою книгу. Я рад за тебя.
- Вот, послушай, этими словами из книги «Горячий Ключ – восторг и вдохновенье» Геннадия Дементьева, я хочу завершить свою книгу. Кстати, твой дед принимал активное участие в её создании; она до сих пор находится во всех, или почти во всех, библиотеках города и библиотеках больших санаториев. Они с Дементьевым работали над ней почти три года – 2008, 2009 и 2010-й. По сути, она является антологией о творческих людях, живших в то время. Читаю, слушай: «…С чувством глубокого удовлетворения я уезжал из ставшего для меня родным Горячего Ключа. Сколько новостей, встреч, выступлений! В рабочей папке я вёз готовый материал для второй части книги. За окном были видны деревья, сады, станицы. Я стоял у окна и думал: «Как хорошо, что мы написали книгу о людях, живущих в небольшом курортном городке, они заслужили это. В Горячем Ключе и его районе я открыл для себя много талантливых, одарённых и трудолюбивых людей. Какая-то неведомая сила собрала их в этом городе. Некоторые из них приехали из других регионов, бывших союзных республик развалившегося СССР. И все они, совместно с выходцами из этих мест, превратились в творцов как кубанской, так и российской культуры. И я не знаю, под силу ли будет новым талантам последующих поколений поднять на должную высоту значимость города в культуре? Хотя бы не опустить этой планки. Смогут ли они написать столько стихов, выпустить столько сборников стихотворений, издавать свой альманах, написать романы, рассказы, написать как художники сегодняшних поколений столько потрясающих картин? Создать видеостудию, театры, наподобие «Белой вороны» и других, занимать призовые места на городских, региональных и российских конкурсах и фестивалях? Смогут ли они добиться таких результатов в искусстве как те творческие люди, о которых я хочу написать вторую часть? Дай-то Бог!»
- Хорошая концовка, - одобрил Андрей.
- Так я хочу закончить книгу. Таким эпилогом. В конце книги перечислены консультанты: Эдгар Загорский, Татьяна Плешакова, Леонид Дубинов и Виталий Никитин. Триста тридцать шесть страниц, много цветных фотографий и иллюстраций. Да, и в книге Дементьева есть большое интервью моего главного героя Дементьеву из города Волгограда, которое Эдгар дал ему в 2008 году.
Андрей свернул направо, доехал по улице Революции до светофора, затем доехал до улицы Ярославского и по ней до Развилки.
- Теперь повернём направо. Вот улица Хадыженская. Нам вверх. Магазин «Юлия», проезжаем его, вот ещё один магазин и дальше лес.
Через двадцать минут они доехали до указателя, который указывал на то, что посёлок Октябрьский находится справа. Андрей свернул, и они тихо поехали по улице. Накануне здесь прошёл сильный дождь. На деревьях начинали созревать яблоки, груши, вишня, черешня.
- А тут чистый воздух. Дыши, дыши, Андре. Наполняй лёгкие и мозг кислородом. Это тебе не Краснодар, не Сочи.
- Так, едем прямо, объезжаем лужи и ямы.
- Вон бабушка впереди идёт, видишь? Останови около неё.
- Здравствуйте! Не скажете, где улица Кирова?
- Вы по ней едете. Местных жителей в посёлке проживает мало. В основном дачники. Есть даже те, которые приезжают из Краснодара, Адыгейска, Москвы. Летом они приезжают к нам отдыхать. Смотрите, какие замки понастроили! Какой дом вам нужен?
- Номер пятьдесят шесть.
- Пятьдесят шесть? - переспросила старушка. - Да там, милые, никто не живёт. Всё травой заросло. Дом старый. К кому же вас принесло?
- Вы тут живёте?
- Да, с самого рождения, - ответила она.
- Может, вы вспомните, кто в этом доме проживал раньше?
- Припоминаю. Женщина всё приезжала раз в месяц. В этом доме он жил, её отец, что-то писал. Несколько раз она приезжала с маленьким мальчиком. Мы, местные, не ходили к нему, не общались. Да и он мало выходил из дома. На зиму он уезжал в Горячий Ключ. Чем занимался, не знаю. Может, был писателем?
- А к нему ещё кто-нибудь приезжал? - поинтересовалась Глория.
- Да. На хороших, дорогих машинах, как говорит сейчас моя внучка Стелла, они с сестрой приезжают на лето из Москвы, дочери моей внучки, «на крутых тачках». Так она говорит. Стелла послушная девочка. Ей сейчас тринадцать лет. Любит читать. Даже рассказ написала.
- О! Родственная душа! Бабушка, сколько вам лет?
- Восемьдесят пять будет, милая.
- Здорово! Спасибо. Значит, нам нужно ехать в самый конец улицы?
- Да. Турлучный дом. Рядом с домом растёт большой дуб. Дверь выкрашена зелёной краской, если она ещё сохранилась.
- Будьте здоровы, бабушка. Хорошего Вам дня! Поехали, Андре. Слышал, как говорят в посёлках? На простом русском языке и всем рады.
Они доехали до утопающего в высокой траве домика без калитки. Увидели зелёную дверь, росший рядом с домом большой и высокий дуб, и остановились.
- Мы на месте, Глория. Ты правильно сделала, что надела джинсы и кроссовки.
- Да! Глядя на этот домик, вспоминаются фильмы ужасов. Сколько и какие духи в этом доме сейчас обитают? Мне кажется, что сейчас, к нашему удивлению, откроется дверь и из неё выйдет наш писатель и поэт. Посмотрит на нас и скажет: «Заходите, гости дорогие. Что-то ты, внучёк, давненько не навещал деда? А эта девушка, стройная и высокая с зелёными, как у кошки глазами, твоя жена? Это она идёт по моему следу, за моей судьбой?»
- Ты уже начала работу с новым материалом? Лучше постой здесь и подыши свежим воздухом, а я пойду и попытаюсь проникнуть в дом.
- Фонарик возьми, Андре. И нож. В доме наверняка нет света. Буду тебя ждать. А пока соберу букет цветов. Смотри, сколько их тут, - сказала Глория, сунув большой белый цветок себе в волосы, с правой стороны.
Андрей стал пробираться через высокую густую траву к дому. Глория собирала цветы. «В гости нужно ходить с букетом цветов», - думала она про себя.
Через десять минут Андрей позвал Глорию:
- Любовь моя, пробирайся ко мне, тут открыто. Я сейчас распахну окна, и свежий воздух наполнит комнаты.
- Иду. Пробираюсь…
Она сделала пару снимков дома и стала пробираться сквозь траву; дошла до крыльца и вошла в комнату служившей, очевидно, гостиной.
- Вот веник, я смету паутину, - сказал Андрей.
- Да, тут, наверно, и мышей, и крыс полно? Надеюсь на то, что грызуны пощадили рукописи и не погрызли их, - рассмеялась она.
- Ты же не боишься крыс и мышей, как ни странно.
- Андре, открой шкаф, может, там рукописи?
- Нет, он пустой, - ответил муж жене. - Я проверил.
- Значит, в этой комнате архива нет? - оглядывая комнату, всю мебель которой составляли старый шкаф, стол с четырьмя стульями, тумбочка и настольная лампа, спросила охотница за архивом.
- Глория, будь осторожна. Некоторые доски в полу прогнили, да и потолок опасен. И постарайся много не двигаться, пока мы не освоимся, понимаешь?
Глория положила букет диких цветов на стол и направилась во вторую комнату.
- Смотри, Андре, как красиво, когда на паутину попадают лучи солнца. Такое впечатление, что дверь сделана из света. Красиво! Словно сама память былых времён, без всякого сомнения, преграждает нам путь, - Глория сделала снимок. - Убери веником паутину. Я пройду в эту комнату, в которую нас не хотят впускать, погружённые в свои мысли, исполинские пауки. И, разумеется, духи.
- Всё. Прошу, моя принцесса. Старое время уступило дорогу новому. Оно, надеюсь, откроет нам много тайн.
- Надеюсь, - входя в комнату, вздохнула принцесса.
Вторая комната была меньше и в ней, кроме кровати, на которую было накинуто одеяло, находилась тумбочка. В этой комнате было одно окно. Кровать стояла посередине и была придвинута к стене, на которой была нарисована стрелка жёлтой краской, указывающая вниз.
- Странная стрелка? Указывает на кровать. Что за фокус? Что наш писатель хотел этим сказать: «Моё ложе!» - может быть?
- И в этой комнате нет архива. Чердака здесь, по всей видимости, нет, но я проверю. А ты, расхитительница гробниц, вытри стол и пару стульев, чтобы мы могли пообедать.
- Повинуюсь, мой повелитель. Вот и ведро, а воды тут предостаточно. Я заметила рядом с дубом бочку. Она наполнена до краёв дождевой водой. Бочка из пластика, была бы железной, давно бы сгнила, - рассуждала Глория, стоя у окна.
- Я полез на чердак.
- Будь осторожен! Там уж точно всё прогнило! И не ходи по крыше. Постарайся всё разглядеть с дерева. Не хватало ещё… Я тебя не слышу, мой персонаж.
Глория набрала воды, сходила в машину, взяла термос, корзину с едой, тряпку и вернулась в дом. Вымыла стол, стулья. Налила в трёхлитровый баллон воды, поставила в него букет цветов и начала накрывать на стол. Андрей спрыгнул с дерева, вошёл в комнату и увидел накрытый стол, на котором была разложена еда и разлит по разовым стаканчикам душистый чай.
- Милости прошу!
- Впечатляет! На чердаке ничего нет. Пусто.
- Ты хорошо посмотрел, мой Паук-2?
- Да, - вытирая руки и садясь к столу, ответил Андрей. - Пусто. Там вообще ничего нет.
- Неужели мы приехали сюда, чтобы пообедать и подышать свежим воздухом? Узнать, что бабушке будет восемьдесят пять лет, что её правнучку зовут Стелла и, что она написала приблизительно один рассказ! Забыла ещё про пару снимков, - с досадой сказала Глория.
- Не переживай. Может, архив в другом месте. Возможно, пропал, так тоже ведь бывает. А может, скорее всего, Эдгар дал его кому-нибудь из писателей, чтобы тот его сохранил и отдал, при первой возможности, родственникам.
- Всё может быть. Ешь курицу. В библиотеке его нет. У твоей матери его нет. И здесь его, к сожалению, нет. Значит, он в чьих-то руках. Надеюсь, в добрых руках.
Наши герои, приехавшие в посёлок Октябрьский, сидели и обедали. После обеда они ходили вокруг дома. Глория делала снимки, собирала цветы. Через час они вернулись в дом, сели за стол и стали пить чай.
Солнце светило ярко. На небе не было туч. В двадцати километрах от посёлка жил своей обычной жизнью город Горячий Ключ. На улице было жарко, а в доме – прохладно.
- Хоть подышим свежим воздухом, - наливая себе чай из китайского термоса, сказал Андрей.
Глория пила лимонад и смотрела на стрелку, нарисованную на стене, и думала:
- Кто её нарисовал? Зачем? Может, её нарисовали ещё до того, как этот дом, полный тайн и загадок, купили дед и бабушка моего компьютерного гения? Странная стрелка.
И вдруг ей вспомнился фильм, в котором герои искали клад, приключенческий фильм. В конце, когда героев покинула надежда, что они отыщут клад и
|