Произведение «Гиксосы и их потомки» (страница 1 из 35)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Баллы: 3
Читатели: 9871 +13
Дата:
Предисловие:
Гиксосы - кто они такие, эти "авантюристы" древности? Многие исследователи не отрицают, что в период господства гиксосов в Египте хаибири (хаабиру, апиру), «возможно, предки какой-то ветви древнееврейского народа, сыграли в стране (в Древнем Египте) очень заметную роль», связывая это мнение с возвышением библейского Иосифа до ранга первого вельможи государства. Характерно, что обсуждение участия месопотамских племён "черноголовых" в Союзе гиксосских племён вообще в науке не обсуждалось.

Гиксосы и их потомки

                                                                 Михаил Зильберман

                                           Гиксосы и их потомки.

     
            Содержание
            Предисловие.  
1.  О проблеме идентификации гиксосов.
2.  «Пятая колонна» гиксосов в Египте эпохи Среднего царства.
2.1 О протошумерах в Египте.
3.  География Малой Азии в терминах египтян.
4.  Народ «аму, амеу» и этимология термина "гиксосы".
5.  Гиксосское наследие Египта.
5.1 Гиксосские боги у египтян.
6.  О гиксосах второй волны.
6.1 К вопросу: гиксосы - кто они?
7.  Пророчество Неферти.
8.  "Сириец Ирсу" и Осарсиф.
9.  Ареал расселения "амеу" в Постгиксосский период.
10.  Ха-ибри на землях Ханаана и Сирии в Предамарнский период.
11.  Административная система в Азии Амарнского периода.
12.  Телль-Амарнский период в истории евреев.
13.  Образование союза Израильских племён.              
14.  Филистимляне
15.  Евреи и арамеи.
      Заключение.
      Список литературы.
      Приложение: карты.


                                                                                                     Согласно плещут вёсла нашей барки.
                                                                                                     По Нилу вниз плыву с вязанкой тростника.
                                                                                       В Мемфис хочу поспеть и помолиться Птаху.

.
Предисловие.
Гиксосы - кто они такие, эти "авантюристы" древности? Многие исследователи не отрицают, что в период господства гиксосов в Египте хаибири (хаабиру, апиру), «возможно, предки какой-то ветви древнееврейского народа, сыграли в стране (в Древнем Египте) очень заметную роль», связывая это мнение с возвышением библейского Иосифа до ранга первого вельможи государства. Характерно, что обсуждение участия месопотамских племён "черноголовых" в Союзе гиксосских племён вообще в науке не обсуждалось.
                 
1. О проблеме идентификации гиксосов.
Вопрос: гиксосы - кто они? озадачивает исследователей уже не один век, поскольку совокуп-ность артефактов на эту тему весьма скудна и, практически, не пополняется. О состоянии проблемы гиксосов замечательно высказалась В. Новомирова (81.) в своей книге "Гиксосы": "Науке неизвестно ни когда это случилось, ни кто такие гиксосы, как неизвестна причина, побудившая это кочевое племя пренебречь инстинктом самосохранения... напасть на могущественный Египет и... без труда овладеть им". "Сколько специалистов - столько и мнений", - констатирует она, - Древняя история - это область догадок". "Какие бы версии о гиксосах не создавались... в основе их, так или иначе, присутствует схема, предложенная Манефоном", хотя и "египтологи единогласно признают ошибочность многих приведённых Манефоном данных". Так, "Царские списки" Манефона "далеко не всегда подтвержда¬ются памятниками" (94.с26). У древнеегипетского историографа "смешаны воедино цари ХVII, XVIII и, частично, ХIХ  династий Египта" (48.с40). Соглашение, регламентирующее условия сдачи египтя¬нам осаждённого ключевого города-крепости, было заключёно не с гиксосами, обороняющими Аварис (при Яхмосе I), а через сто лет у Меггидо (при Тутмосе III) с сирийско-ханаанейской коалицией (потомками гиксосов)). Можно предположить у небеспристрастного патриота Манефона и наличие погрешностей в изложении истории захвата Египта ненавистными гиксосами или о нечистом "сирийце Ирсу". Следовательно, необходимо  попытаться изыскать иную фактологическую схему (иной вариант аргументации), нежели  существующую у Манефона.
Приведём мнения некоторых выдающихся востоковедов по проблеме идентификации гиксосов. Так, Б. Тураев (94.,с262) задаётся вопросом: "Какое племя могло выставить 240 тыс. солдат для (охраны одной только) крепости (Аварис)?.. Речь может идти только или о крупном народе, или о союзе племён... Несомненно, среди гиксосов было много семитов, и они даже играли значительную роль".
Ю. Перепёлкин (История Древнего Востока. 1988, с415), в свою очередь. полагает: "Основу довольно пёстрого  гиксосского объединения составляли семитские племена, близкие арабам и ханаанеям".
Секст Юлий Африкан, раннехристианский (III век н.э.) грекоязычный историк,  пишет (94.с261): "ХV династия (в Египте была) пастухов (гиксосов). Они (фараоны этой династии) были финикийцы (ханаанеи), иноземные цари, взявшие Мемфис и основавшие город (крепость Аварис) в Сефроитском номе, опираясь на который владели египтянами".
А. Васильев (Древний Восток и античный мир. 1998. с13-16) предполагает: "Возможно, что основу гиксосской общности составляли кочевники-шасу, обитавшие на юге Палестины".
Высказано также предположение (W. Helck (95.с49)), основанное на применении гиксосами боевых колесниц, что само гиксосское завоевание Египта было частью хурритской экспансии.
Итак, "сложный конгломерат племён" (63.), "разнородные орды пришельцев" (54.), "племенной союз обитателей Южной Сирии и Северной Аравии" (2.); или западные семиты-амореи и ханаанеи, к которым примкнули отдельные несемитские группы (54.); или семитские племена и хурриты (63.); или выходцы из Сирии и кочевники-шасу (48.), - вот набор  мнений историков по поводу состава и этнической принадлежности гиксосов на сегодняшний день. Были сделаны различные попытки соотнести гиксосов с амореями, касситами, хеттами, с хурритским царством Митанни (гиксосы были связаны с Митанни (94.с165)), армянами и т.д. В настоящее время большинство специалистов едины лишь во мнении о том, что гиксосы представляли собой большой и разнородный в этническом плане (детально не конкретизируя) союз азиатских племён (54.с556).
Уместно подчеркнуть, что участие месопотамских племён хаибиру ("черноголовых") в Союзе гиксосских племён вообще не обсуждалось (с "лёгкой руки" И.М. Дьяконова и евреи (ха-ибри) не отождествлялись с са-газ - хаибиру ("Отцы Авраама")).
Как отмечает российский историк В. Головина:  «За последние десятилетия, во многом благодаря работам Битака, гиксосская проблема обрела иной характер... Гиксосы, эти «хека-хасут» (эти пас-тухи)… как названы они в «черепках проклятий», несомненно, были знакомы с городской культурой ближневосточного типа".
Поскольку тот факт, что военная сила азиатов-гиксосов основывалась именно на использовании лошади в военном деле, что и позволило гиксосам, применившим боевую двухколесную колесницу, этот "танк" древности (54.с169), в конечном итоге завоевать Египет: "Азиаты в Аварисе... царствовали, не ведая бога Ра" (Из надписи царицы Хатшепсут (94.с263)), вполне может свидетельствовать о вхождении хурритов в Союз гиксосских племён.
Рассмотрим кратко историю хурритов, оставивших весьма впечатляющий след в судьбах Древнего Ближнего Востока. Наименование "хурри(ты)" (субир, шум.; субареи, акк.) - самоназвание и означает "восточные" (от прахатто-хурритского «хурри» - «утро, восток»). По языку же анатолийцы-хурриты принадлежат к кавказско-иберийской группе кавказской языковой семьи (64.с11). Хурриты - яфетиды.
Как известно, на смену халафской культуре в Месопотамии пришёл знаменитый «Убейд/Обейд», который, как принято полагать, был порождён носителями т.н. «самарской» археологической культуры, а последние известны и как субареи (т.е. «са¬маррцы» - этнос, сложившийся в результате растворения субареев в среде прахурритов (мигрировавших на земли субареев  примерно в VI тыс. до н.э. (108.)). Наименование «субареи» сформировавшийся этнос унаследовал (в дополнение к  прежнему - «хур¬риты») как название территории их обитания - "Шубур" (в монгольском языке (алтайская языковая семьч) есть слово "шибир", означающее "низменное место, низина"). Считается, что прахатто-хурриты, мигриро¬вав в Шубур и рассе¬лившись на землях субареев, унаследовали их этническое наименование. Примечательно, Земля Шубур (Субир/Субарту упоминается в древнейшем шумерском эпосе «Энмер¬кар и правитель Аратты» и соотносится с тем временем, когда "вся Вселенная, все народы в полном согласии прославляли Энлиля на одном языке". Бытует мнение, что «са¬маррцы» мигрировали с севера в Нижнюю Месопотамию (и Элам) и заселили её вплоть до Персидского залива.
Характерно, что в VI тыс. до н.э. и тахунийские поселения Ханаана, практически, прекратили своё существование (104.с84), ибо мощная волна анатолийских носителей культуры «керамический неолит», прока¬тившись вдоль побережья Средиземного моря по землям Ханаана и вытеснив тахунийцев, достигла и долины Нила (Э. Анати. 1962). В Ханаане же сформировался этнос - протоханаанеи, прахатто-хурритский по происхождениию ("Земля Ханаанейская").
Принято полагать также (к примеру, И.М, Дьяконов), что и широкое распространение куро-аракской культуры (вторая пол. IV тыс. до н.э. - ок. сер. III тыс. до н.э..) соотносится с миграциями племён прахатто-хурритов. Так, появление новой волны хурритов в Сирии и Северной Палестине (4.с185) датируется концом эпохи куро-аракской культуры, что подтверждается исследова¬нием ряда погребений (ок. 2400/2300 г. до н.э.) Рас-Шамры (Угарита). Считается (107.с34), такие артефакты, как бронзовый пояс с приспособлениями для кинжала (из Телль-Эль-Фара близ Наблуса), или ряд находок из Рас-Шамры, явно соотносятся с аналогами, обнаруженными на Кавказе. Примечательно (подчеркнём), что в ХVIII в. до н.э. (в предгиксосский период) множество хурритов населяло город Алалах в ханаанейско-аморейской Сирии, районы Катны (63.с356) и Угаритского нома, а также восточную часть Анатолии.
В Угарите (106.с38), в частности, поклонялись таким божествам хурритов, как «отец богов» Куммарве (Кумарби), громовержец Тешшуб (отождествлялся с акк. Хаддадом) и воинственная Шавушка (идентифицировалась с акк. Иштар). Вполне идентичен угаритскому Рашапе и хурритский бог огня Иршапа. В городе Нузи (дохурритское название - Гасур) и его окрестностях (хурритское царство Аррапхэ, образовавшееся в ХVIII-ХVII вв. до н.э.) супругой Тешшуба считалась некая хурритская богиня с наименованием  «Нин (Госпожа)», идентифицировавшаяся с Иштар Ниневийской (и Иштар-Шавушкой - богиней-воительницей). Известный хурритский бог Гилель не только был адаптирован (50.с232) в ханаанейско-аморейском пантеоне (как сын бога утренней зари Шахар(у)), но и был заимствован племенами "черноголовых": в ветхозаветной мифологии он отождествлён с Люцифером, как сыном Зари (99.с79). Вместе с лошадью хурриты также занесли в Угарит (и Египет, как гиксосы) культ бога-целителя лошадей Харану. Почитание хурритских богов Тешшуба и его супруги Хебат (Hebe) засвидетельствовано и в городе Халебе (центр Северной Сирии). Примечательно (99.), что в Телль-Амарнский период один из правителей Иерусалима носил имя "Абду-Hebe" (т.е. был хурритом).
По мнению И. М. Дьяконова, именно хатти и хурриты на рубеже III-II тыс. до н.э. создали в Малой Азии (в стране народа хатти) такие города-государства, как Пурусханда, Амкува, Куссара, Хаттуса, Вахшушана, Самуха и др.. Показательно, что в Сирии и Северной Палестине открыта группа погребений (ок. 2300 г. до н.э.), по особому типу гривн (torques) названная "носителями гривн", которая соотносится с индоевропейцами, (довод подкреплён наличием характерных курганов, дольменов и пр. (104.с 166)). Известно, что индоевропейцы-хетты, занявшие земли хатти и хурритов примерно в кон. III тыс. до н.э., испытали чрезвычайно сильное


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     13:36 21.03.2016
Почему только ПОЛтомки?  А где целые?
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама