Действующие лица:
Леонидов
Галя
Ангел
Петров
Алка-Алла-Аллочка
Медильяне
Человек-Мультик (иногда он молчаливо руководит балаганчиком)
Балаганчик: Актеры, которые по любому поводу появляются на сцене, с удовольствием играя разные роли, меняют реквизит и вносят атмосферу непрекращающегося ШОУ.
Действие 1
1
В ПРАВОМ УГЛУ В ГЛУБИНЕ СЦЕНЫ ПО ДИАГОНАЛИ СТОИТ СТОЛ (МЕСТО ЛЕОНИДОВА), КОТОРЫЙ ПЛАВНО СТЕКАЕТ ДО ПОЛА, СЛИВАЯСЬ С НИМ. НА НЕМ НЕСУРАЗНЫЙ МОНИТОР, ЛАМПА И ПР. МЕЛОЧИ. ЗА СТОЛОМ НЕСУРАЗНЫЙ СТУЛ, НА ЗАДНЕЙ СТЕНЕ ОГРОМНОЕ ОКНО. ВСЕ ЭТО ДИКИХ, НЕРЕАЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ И ФОРМ В ДУХЕ СЮРРЕАЛИЗМА. ОТДЕЛЬНОЕ МЕСТО ЗАНИМАЕТ ГИГАНТСКИХ РАЗМЕРОВ ТЕЛЕФОН. ТЕМНОТА. НА СЦЕНЕ ПОСЕРЕДИНЕ ЕЩЕ ОДНА СЦЕНА (ПОВОРОТНЫЙ КРУГ). ЗАГОРАЕТСЯ ЛАМПА НА СТОЛЕ ЛЕОНИДОВА. ЛЮДИ БАЛАГАНЧИКА ПРОВЕРЯЮТ РЕКВИЗИТ. ЛЕОНИДОВ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ - ПЕЧАТАЕТ. ВХОДИТ ГАЛЯ.
Галя (Балаганчику): - А ну, кыш отсюда! (Леонидову) Леонидов, тебе письмо!... Почему ты не проверяешь свою почту? Ты слышишь меня?
Леонидов (в сторону): – Хорошо, что успел дописать главу.
Галя: - Письмо, я тебе говорю!
Леонидов: - Слышу, Галя, слышу! Я не глухой!
Галя (Ангелу): - А ты кто такой? Марш отсюда.
Ангел: - Я Ангел! (выглядит очень комично)
Галя: - Ангел? Чей Ангел?
Ангел: - Ваш, то есть его!
Галя: - Бред какой-то. Проходной двор!
Ангел: - Письмо прочитай!
Галя: - Письмо? Да, письмо… (заглядывает через плечо мужа) Ничего себе! Леонидов, да они же хотят купить твой сценарий! Ну, ты даешь,… ну, Леонидов! (читает) Кинокомпания НИК-Пикчерс готова рассмотреть ваши условия о покупке киносценария для создания художественного фильма. Вам надлежит позвонить по телефону, обговорить все детали, а также прибыть по адресу … для получения гонорара!
Ангел: - Ну вот! Гонорара!
Галя: - Это ты принес добрую весть? ( Ангел скромно потупил глаза.)
Леонидов: - “Надлежит прибыть”? Прибывают в места поневоле!
Галя: - Что ты бормочешь?
Леонидов: - Ничего, это я так, о своем.
Галя: - Ничего? Давай, звони! Так, спокойно. (набирает номер) Соберись с мыслями, думай, что будешь говорить. Хочешь, я поговорю сама… Ну, как твой литературный агент. Так сказать, импресарио…
Леонидов: - А “импресарио” читала мой сценарий?
Галя: - Нет,… ну,… пока нет... Ты же знаешь, Леонидов, у меня куча дел,… я не успела,… я обязательно прочитаю!
Леонидов: - К тому же, импресарио бывают у музыкантов…
Галя: - Не отвлекайся, это сейчас не важно.
Она включила громкую связь. Длинные гудки.
Екатерина: - Кинокомпания НИК-Пикчерс, Екатерина. Слушаю вас!
Леонидов: - Будьте добры господина Силаева.
Екатерина: - Кто его спрашивает?
Леонидов: - Леонидов.
Екатерина: - И все?
Леонидов: - Пока да! (Он улыбнулся, а Галя сурово погрозила ему кулачком.)
Екатерина: - Так,… давайте еще раз. Кто вы и как вас представить?
Леонидов: - Просто, Леонидов.
Екатерина: - Просто?… Вы думаете, этого достаточно?
Леонидов: - Думаю, да!
Екатерина: - Вы уверены?
Леонидов: - Конечно.
Екатерина: - Он знает вас, он ждет вашего звонка?
Леонидов: - Безусловно.
Звучит громкая мелодия телефона. Галя замерла. Весь разговор она нервно ходит и тычет рукой в воздух, словно, приколачивает его ответы, придавая им больше убедительности.
Силаев: - Слушаю вас.
Леонидов: - Господин Силаев?
Силаев: - Слушаю, слушаю вас?
Леонидов: - Здравствуйте. Вы написали мне письмо, насчет моего сценария. Меня зовут Леонидов.
Силаев: - А, Леонидов?! Здравствуйте.
Леонидов: - Я бы хотел подробнее поговорить о вашем фильме.
Силаев: - Подробнее… ну, конечно, подробнее. Во всем нужна конкретика. Сколько?
Леонидов: - Не понял,… в каком смысле… алло? Вы слышите меня?
Силаев: - Да, очень хорошо слышу, только не слышу ответ на мой вопрос – сколько? (пауза)
Ангел: - МИЛЛИОН!
Галя: - Миллион!?
Леонидов: - Что - миллион?
Галя: - Миллион! (шепотом подсказывает ему)
Леонидов: - Миллион? (тупо повторил за ней).
Силаев: Миллион рублей, конечно же?
Леонидов: - Конечно!
Силаев: - Хорошо! (Небольшая пауза.)
Леонидов: - Что я должен сделать? Нам нужно встретиться, обсудить сценарий? Когда мы сможем поговорить?
Силаев: - Завтра… в 14.00, если вам будет удобно, вы можете приехать, подписать договор и забрать ваши деньги.
Леонидов: - И все?
Силаев: - Да... А что еще?
Леонидов: - Нет-нет, ничего.
Силаев: - Тогда, до свидания, господин Леонидов, до завтра.
Леонидов: - До завтра.
Галя: - Мой муж только что заработал миллион!!!... (Ангелу) Твоя работа? Ангел: - Конечно!
Галя: - Ну, что ты не радуешься?... Леонидов, что с тобой?... (он подавлен)
Ангел: - Это шок, это пройдет, надо выпить. (Галя достает бутылку виски)
Галя: - Миллион! А может, нужно было сказать… два?... Или три!?
Ангел: - Нет, миллион тоже хорошо!
Галя: - Для начала совсем неплохо. Да? Леонидов? Ну, что ты молчишь? Хочешь, я поеду с тобой? Надену свое лучшее платье. Даже не думала, что оно пригодится когда-нибудь! Я буду твоей Лаурой,… как у Дали, помнишь? (Ангел давится коньяком.)
Леонидов (очнулся): - Лаура была у Петрарки, а у Дали - его Гала.
Галя: - Ну, Гала… не важно… пусть будет Гала.
Леонидов: - Нет, Галя, пожалуй, я поеду один. А тебя возьму на премьеру – идет?
Галя: - Идет, идет, мой Леонидов. Идет… Миллион! На премьеру! (Ангелу) Значит, мы должны тебя поблагодарить? Наконец, у нас появился добрый Ангел?
Ангел: - Не стоит благодарностей!
Галя: - Ладно, оставайся! Только где же нам взять для тебя место в нашей конуре?
Леонидов: - Ну что ты, Галя! Это для нас большая честь!
Ангел: - Вот! Честь! Собственно, мне ничего не нужно. Посижу на плече.
Галя: - На каком?
Ангел: - На ПРАВОМ!
Леонидов: - Почему не на левом?
Ангел: - Плюют через левое плечо.
Леонидов: - Ах да, конечно.
Ангел: - Впрочем, свое дело я уже сделал, не буду вам мешать. К тому же у меня еще куча дел! Увидимся. Привет! (исчезает)
Галя: - Ангел! Ну, надо же. Несуразный какой-то?! Смешной!
Леонидов: - Нормальный Ангел!
Галя: - Тебе виднее!... (поет) Миллион… Миллион… На премьеру! Есс! Я тоже пойду! (Целует мужа в затылок, танцуя, уходит.)
Леонидов (бормочет): - Миллион… миллион… сценарий… миллион рублей… миллион…
2
ЗА СТОЛОМ ЛЕОНИДОВА ПО-ХОЗЯЙСКИ СИДИТ СИЛАЕВ.
Силаев: - Вот договор, ознакомьтесь и подпишите.
Леонидов: - Да-да, договор… Можно узнать подробнее, что это будет за кино? (Силаев удивленно на него смотрит.) Я понимаю, что это дело режиссера, но я, как никто другой, в материале, и сумел бы помочь…
Силаев: - Вы не будете читать договор?
Леонидов: - Нет,… то есть,… я уже прочитал,… ознакомился…
Силаев: - Тогда подпишите и дело с концом.
Леонидов: - И все же, я могу услышать некоторые подробности? Какова концепция фильма, каков замысел? (Пауза) Ах, договор! (Расписался не глядя.) Формальности окончены, теперь мы можем поговорить по существу?
Силаев: - Конечно, по существу. (Достает из стола две пачки купюр.) Прошу, ваш гонорар… У вас есть еще какие-нибудь вопросы?
Леонидов: - Да! У меня масса вопросов!
Силаев: - Вы не будете пересчитывать деньги?
Леонидов: - Я уже пересчитал… Вы знаете, я начну с конца,… для меня самое важное в форме реализации сюжета – эзотерический финал…
Силаев: - Какой финал?
Леонидов: - Эзотерический, … ну, вы понимаете!
Силаев: - Да-да, понимаю, отчего же не понять? (загрустил)
Леонидов: - Замечательно! От такого финала зависит, пожалуй, все. Вся история сводится именно к такому концу. Не технологии, не деньги или политические акции, не сцены насилия или перевороты - ничто не спасет общество! Переворот в сознании, смещение акцента, переоценка ценностей. Только, когда человек снимет надоевшую обувь, пройдет босиком по траве, окунет ноги в волнах океана, будет ходить по мокрому песку, смотреть на солнце и просто жить, тогда вся эта история оживет и засверкает. Привычные законы или, как сегодня говорят, понятия, отойдут в сторону и тогда зритель задумается. А задумается – значит поймет!
Силаев: - Честно говоря, я еще не читал ваш сценарий.
Леонидов: - Как?
Силаев: - (раздраженно) У меня слишком мало времени! (мягче) У нас есть люди, которые делают это лучше меня. Я всего лишь продюсер, всего лишь хозяин проекта, но режиссер мне обязательно подробно доложит обстановку,… то есть сюжет.
Леонидов: - А могу я поговорить с режиссером? Дело в том, что это мое детище, как вам сказать… мой ребенок, и я хочу достойно передать его из рук в руки.
Силаев: - Я не определился еще с кандидатурой режиссера… Да, не волнуйтесь вы так! Во-первых, вы прошли огромный конкурсный отбор – наши люди пересмотрели сотни работ, прежде чем остановиться на вашей! С чем вас и поздравляю! Во-вторых, мы профессионалы, и вы полностью можете довериться нам! Киностудия НИК-Пикчерс – это вам не детские игры! Господин Леонидов, это будет настоящий блокбастер!
Леонидов: - Блокбастер? (непонимающе)
Силаев: - Да-да! Настоящий Экшен!
Леонидов: - А, понятно. (непонимающе)
Силаев: - Экшен! Вы можете не волноваться! Так вы будете пересчитывать деньги?
Леонидов: - Нет, нет,… спасибо… я уже пересчитал (забирает деньги).
Силаев: - Мы обязательно пригласим вас на премьеру, господин Леонидов. Вы нам понадобитесь на презентациях и пресс-конференциях, о чем указано в договоре, который вы внимательно прочитали. (Улыбается)
Леонидов: - А когда будет премьера?
Силаев: - По плану – ровно через год!
Леонидов: - Через год…
3
ВБЕЖАЛА ГАЛЯ. ЕДВА НЕ СТОЛКНУЛАСЬ С СИЛАЕВЫМ. ТОТ ЕЙ ПОДМИГНУЛ И УШЕЛ.
Леонидов: - Как потратить миллион? (Бросил на стол пачки с деньгами)
Галя: - Как потратить? Никак! Нужно делать второй миллион! Мы не будем терять целый год! Потом ты промелькнешь в титрах, и о тебе сразу же забудут. А мы за этот год до премьеры раскрутим тебя и сделаем настоящей знаменитостью! Какое издательство теперь откажется от нас?
(Длинная пауза.)
Леонидов: - Ты хочешь превратить мое занятие в коммерческое предприятие?
Галя: - Конечно! А как же еще?
Леонидов: - То есть, ты хочешь, чтобы я писал и делал на этом деньги?
Галя: - Ты уже сделал это - они лежат перед тобой.
Леонидов: - Это случайность, но не самоцель!
Галя: - Любую случайность можно превратить в закономерность или ты что-то имеешь против?
Леонидов: - Нет, милая, нет! Этого не будет! Или я пишу и серьезно делаю свое дело или занимаюсь “остальным”. Есть вещи несовместимые! Так, как хочешь ты, не получится!
Галя (спокойно): - Почему?
Леонидов: - Если ты делаешь это ради денег, то ничего существенного не напишешь!
Галя: - А как же Бальзак или твой любимый Дали? Они стремились заработать как можно больше. Я недавно смотрела передачу. Дали даже называли Мистер Доллар. Но он гений! Или ты изменил свое мнение о нем?
Леонидов: - Не помню, чтобы Бальзак заработал сумасшедшие деньги, скорее наоборот, всю жизнь считал долги… Дали? Да, он стал очень богат, но это заслуга Галы. Пойми, имея такой стимул, никогда не сделаешь ничего достойного - это закон! Такой стимул по своей сути порочен. Посмотри, что сегодня творят “мастера” на экранах и в литературе, в театрах, в кино. Можно сойти с ума! Суррогат, дешевый заменитель, хот-дог! Я не хочу этого, мне это не интересно! (Долгая пауза.)
Галя: - Ты говоришь, Гала? Значит, я и буду твоей Галой, а ты сиди и твори, писатель. Остальное - не твоя забота, разделим обязанности, устраивает?
Леонидов: - Если тебе это интересно!?... Конечно, почему бы и нет.
Галя: - На том и порешили. А чего, собственно, хочешь ты? Написать и положить в стол?
Леонидов: - Нет, Галя, конечно же, нет. Хочу, чтобы меня читали…
Галя: -
(Пьеса для театра по роману “Миллион для гения”)
Я посадил к себе на колени уродство и почти сразу же почувствовал невероятную усталость.
(Сальвадор Дали)
Если начнешь играть в гения, то непременно им станешь.
(Сальвадор Дали)
ISBN: 978-985-549-678-7
Переиздание:
ISBN 978-5-4485-8299-8: 2017 г.