Произведение «Поговорим о литературе и заработной плате?.. Гонорар - это премия (награда) или заработок?»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Произведения к празднику: Международный день интеллектуальной собственности
Сборник: Публицистика, интервью, дискурс
Автор:
Читатели: 506 +1
Дата:
Предисловие:
Лев Альтмарк  29 апреля ДЕНЕЖНЫЕ ПРОЕКТЫ

 

Поговорим о литературе и заработной плате?.. Гонорар - это премия (награда) или заработок?

Лев Альтмарк  29 апреля ДЕНЕЖНЫЕ ПРОЕКТЫ

Меня уже почти не удивляют многие наши современные властители дум. Бывает, начнёшь разговаривать с каким-нибудь писателем, худо-бедно засветившимся в интернет-литературе, и он тебе стандартно выдаёт, мол, участвую только в денежных проектах, то есть тех, за которые можно получить какое-то вознаграждение. Иными словами, создаётся впечатление, что если ему платить не будут, то он и писать больше не станет.
Практика показывает, что все эти окололитературные игры никакого отношения к литературе не имеют. Ни к хорошей, ни к плохой. Сколько было за последние, скажем, сто лет функционеров и ответственных работников в среде пишущих? Несть им числа. А сколько их книг осталось в благодарной памяти читателя этих гениев администрирования? То-то и оно…
Сколько, интересно, денежных проектов окучил Пастернак? А Мандельштам? А в каких креслах заседал Булгаков? А сколько, в конце концов, гонораров получил Пушкин за свои стихи? Разве что Фадеев с его «Молодой гвардией». Но нынешним до Фадеева, как на самокате до Киева…
Всё-таки надо выбирать что-то одно – деньги или литературу…
Тем не менее, нынешние похитрей будут. С чем их и поздравляю…


                Эдуард Ярошевский

                Несколько слов о творческой работе. Прежде всего надо быть в профессии. Например я как художник работал в комбинате на заказах. Не всегда работа была творческой, но была полезна длч семьи. А заработав плюсовые деньги пока они не кончались можно было заняться творчеством. И так параллельно. Ночью работа а днём творчество. Или наоборот. Но если начинаешь творить всегда теряешь в деньгах.

                Еркозы Бахытович Урманбаев

                С.Дали разве не творил? Роден, Пикассо ...список можно множить без числа. Про время Ренессанса, где все работы писались под заказ, и говорить нечего.
 
                Эдуард Ярошевский   
                
                Заказы бывают разные. Допустим забор покрасить. Нужны деньги будешь красить.
 
                Еркозы Бахытович Урманбаев  

                Правильная логика. Так всю жизнь. По нужде и "красим". Заказ есть всегда. Даже тираны исполняют некий заказ, так как что-то нужно ещё. А деньги всего лишь инструмент, подменяющий множество "хотелок".

Александр Брасс 

Можно прекрасно всё совмещать

Еркозы Бахытович Урманбаев

Все же, дорогой Лев, стоит заметить, что капитализм внедрил деньги для товарно-денежного оборота с целью не только и не столько обогащения и эксплуатации населения, как вещали целый 20-ый век совковые агитаторы, но с целью обеспечить людям должную (рыночную) оценку их труда и творчества.
 Так что в желании продать свою работу ничего предосудительного нет. Я думаю, что в современном мире вполне себе можно и нужно совмещать деньги и литературу. О бескорыстном служении ради светлого будущего - это к коммунистам и к священникам.
 Литература - это только лишь одна ипостась человеческого труда, который рынок и общество оценивает деньгами. Как и должно. Пастернаку вполне себе безбедное существование мецената от литературы могла бы дать одна Нобелевская премия ... Можно только сожалеть о его нищете в СССР, а восхищаться тут нечем. Этим необходимо стыдиться и каяться за то, что мы допустили такое... Мандельштам, Бабель, Цветаева, Гумилев, ... список длинный, который наши потомки могут предъявить и нам. Будь они живы небось и графоманы предлагали бы рынку нечто более удобоваримое ...

 По поводу М.А.Булгакова Сталин несколько раз созывал Политбюро, вынося решения. Несомненно, что М.А.Булгаков в СССР пользовался исключительным, привилегированным положением в сравнении со всеми профессиональными писателями. В воспоминаниях современников сохранились записи того, как жила в Москве знаменитая супружеская пара в 1930-ых годах, практически не отказывая себе ни в чем. Вот такие официальные показания дал и подписал сам Булгаков органам ОГПУ еще в 1926-ом году:

 «Литературным трудом начал заниматься с осени 1919 года в городе Владикавказе, при белых. Писал мелкие рассказы и фельетоны в белой прессе. В своих произведениях проявлял критическое и неприязненное отношение к Советской России. На территории белых я находился с августа 1919 года по февраль 1920 года. Мои симпатии всецело на стороне белых, на отступление которых я смотрел с ужасом и недоумением. (...) С моих слов записано верно. Михаил Булгаков».

Выдержка из допроса 35-летнего Михаила Булгакова в ОГПУ 22 сентября 1926 года, который произошел после обыска в его доме и изъятия рукописи повести "Собачье сердце".

 Этот документ хранился в архиве в личном деле М.А.Булгакова.

 Но даже имея столь вопиюще контрреволюционную бумагу, ОГПУ, НКВД НИ РАЗУ не арестовали его!
 Про посещение четой Булгаковых посольства США в Спасо Хаус известно всем.
 Практически НИКОМУ из писателей тех лет не дозволялось даже часть таких возможностей, что была у Булгакова. Сам факт написания ультимативного письма вождю красноречив тем, что он был удовлетвлорён! М.А.Булгакова не арестовали, а восстановили во МХАТ-е на какой-то выдуманной должности.  
 Про Пушкина, вероятно, лучше всех написал в пьесе "Пушкин или последние дни" М.А.Булгаков.
 При жизни А.С.Пушкин из-за бесчисленных долгов был вынужден служить едва ли не прислугой при царском дворе Николая Первого, чтобы содержать свою семью. Должность камер-юнкера была низшим оскорбительным званием для дворянина.
 По пьесе дуэль с Дантесом срежиссировала царская охранка, чтобы открыть путь царя к вожделенному телу его легкомысленной супруги. После смерти поэта 50 лет (до 1887-го года) на гонорары от книг А.С.Пушкина кормилась вся его родня.

 Мне кажется в этой истории тоже больше стыда, чем справедливости.

Eugene Kuzmin 

На вопрос "Как заработать писателю" ответ очень прост - "никак"
 
                        Еркозы Бахытович Урманбаев
                    
                        Это заблуждение. Литература существует во всем мире, как и живопись, кино, промышленность, сельское хозяйство, предпринимательство, бизнес, ... Нигде писатели не выделяются среди прочих профессий. Талантливые люди любой профессии должны конкурировать между друг другом за спрос читателей, то есть за потребителей, чтобы "дышала почва и судьба..." Это абсолютно нормально. К слову, среди писателей полно вполне успешных и они многообразны. Перечислять нет смысла.
 
                        Eugene Kuzmin

                        Сегодня практически никто в мире не зарабатывает писанием книг. Многие работы, однако, предполагают, что сотрудник регулярно публикуется. Сами по себе публикации, однако, не приносят достойных доходов. на которые можно хоть как-то выживать.
 
                        Еркозы Бахытович Урманбаев
                       
                         Мир таков, каков он есть. И слава богу, что в России (и не только) не держат уже штатных литераторов, славящих власть. Выживать сегодня в цивилизованных странах не нужно никому. Можно жить и тунеядствуя. Творчество - это довольно тяжкий крест, который у новаторов продается ближе к старости, когда подрастет популярность (редко кому удается "взорвать" читателей откровением), а у рядовых литераторов продается в определенной среде любителей, чаще всего не богатых и придирчивых. Но даже самые талантливые писатели вчерашнего дня зарабатывали чаще всего не писанием, а проповедыванием литературы в массах на лекциях, концертах, встречах, умудряясь совмещать их с творчеством. Д.Л.Быков успевает еще и читать ... Уму непостижимо как. Понятие "достойный доход" слишком относительно, чтобы говорить о нем всерьез. Просто каждому свое. Есть такие, что пишут сценарии к сериалам, они живут довольно неплохо. Есть другие. И это нормально. Самыми богатыми людьми становятся не гении, создающие шедевры, а бизнесмены торгующие водой, подслащенной и обычной, энергоносителями, в общем тем, что нужно всем (ширпотребом, масс-культурой, ...). А литература пространство избранных, и этим можно гордиться.
 
                         Eugene Kuzmin

                         "Достойный доход" - доход, позволяющий жить на зарабатываемые деньги. Жить на гонорары невозможно. Это то, что я  хотел сказать. Я не оцениваю ситуацию. Это просто данность.
 
                         Еркозы Бахытович Урманбаев 
 
                         Не знаю. Гонораров никогда не получал. Платили за лекции и семинары. отсюда следует, что литература, как и все  искусство, по большей части развлечение. А истинный труд должен пользоваться спросом, чтобы хлеб насущный дасть нам.
 
                         Eugene Kuzmin 

                         Я получал. Но то были совсем смешные деньги. Поэтому и ответ на поставленный вопрос - "Никак". Можно редактировать,  переводить, читать лекции и т.п. Но как сегодня можно жить на гонорары... никак
  
                         Еркозы Бахытович Урманбаев 

                         Я хотел сказать, что раньше было хуже, чем сейчас. Что такое "жить НИКАК"? Я не понимаю. На одни гонорары никто из       уважаемых мной писателей в истории не жил, как мне кажется. Разве что А.Дюма, О.Бальзак, с кем сегодня можно сравнить  Донцову или М.Шолохова с С.Михалковым.Я вообще не понимаю, как может талантливый писатель созидать, сидя дома на диване? Он обязан бродить по свету, добывая хлеб насущный наравне со всеми. Только тогда ему будет о чем писать. 

Алиса Гринько

 У меня пятнадцать книг. Условно. Там еще переиздания были. Исторических романов точно пять. Кроме двух книг "На краю бездны". Скажем, в Библиоглобусе "Рыцари на Святой земле" стояли за 400 руб. Я получала гонорар 40 руб за книгу. Это еще много. Упаси меня Бог обижаться. На хера мне зарабатывать литературой, когда я прилично зарабатывала, пока работала по уходу за еще более пожилыми здесь в Израиле. И в бассейне убиралась. И пенсия в России шла. Стаж лит. работы порядка 50 лет считая десятилетия работы "в стол". Чего это сейчас написала - сама не знаю.
 
                          Еркозы Бахытович Урманбаев
                      
                          Все мы артефакты истории. Пусть то, что Вы написали читают Ваши дети и внуки. Глядишь, спустя годы, какой-нибудь        архиавариус от литературы обнаружит в Ваших трудах нечто важное и значительное .. Но ничего вечного на свете нет. Забудут и А.С.Пушкина. Жить надо ради себя, а плоды продавать при наличии спроса. Если его нет, то просто надо получать удовольствие от процесса. Полезное ощущение для Вас и для психики всех окружающих. У меня нет стажа лит. работы, нет обычных изданий, тем более переизданий ... Ну и что?.. Все равно писать хочется. Не знаю, зачем написал. Подумалось.

Послесловие:
 Ну, а Вы, друзья Фабуляне, что скажете?..

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Реклама