Произведение «Половец. Значение и происхождение ловец...» (страница 1 из 6)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Естествознание
Автор:
Читатели: 721 +1
Дата:
«После побоища Игоря Святославича с половцами. Васнецов.»
Предисловие:
     «Наша страна не раз проходила через серьезные испытания: и печенеги ее терзали, и половцы — со всем справилась Россия. Победим и эту заразу коронавирусную», — президент РФ Владимир Путин вставил в свою речь сам... Он добавил, что печенеги «терзали» Киевскую Русь, «славянские племена, которые жили к востоку», а также доставляли «много головной боли» Византии. На вопрос, было ли упоминание о печенегах вставлено для «красного словца», или это были завуалированные территориальные претензии, журналистам напомнили, что современные Россия и Украина имеют общее прошлое — период Киевской Руси. «Не забывайте, что территория, на которой находится Украина, она исторически была Киевской Русью. Киевскую Русь, вы же ее никуда не денете, вы же ее из нашей истории не вычеркните», — приводит его слова ТАСС. Пожалуй, лучшего начала для статьи и не придумать. А где же Беларусь? Единственное, что хотелось бы и спросить всех участников творческой беседы в соавторстве с президентом о злом половце, сравнимом разве с чумой или вирусом...

Половец. Значение и происхождение ловец...

    Если бы меня спросили, какая самая большая загадка в истории? Положа руку на сердце и чуть повыше, я бы ответил:
    - Сама история. Безусловно.
    - А внутри её?
    - Половцы.

    Половцы это самая большая загадка в истории. Потому что отгадка лежит на поверхности. В древнерусской литературе самая сложная повесть для понимания это «Слово о полку Игореве». Но она оказалась проще понимания половца. Тут ведь дело даже не в сложности прочтения, а в доверии. После того, как расшифровал «Слово», доверие к людям пошатнулось, а как убедился в этимологии половца - упало всё... Упало доверие к власти, к Конституции, к собаке соседа, о науке я уже давно молчу. Сейчас допишу, опубликую и тут же пойду в церковь, поставлю свечку за здравие половца.

    С таким настроением садиться за статью нельзя, люди чувствуют настроение автора, поддаются эмоциям и выплёскивают свои непроизвольно. Оттого и начало моё такое, чтобы больше ко всему плохому не возвращаться, а думать только о хорошем и добром, не кривя душой себе, но и не забывая, что мир полон зла. Итак, за очевидное и невероятное, и в самом добром расположении духа, продолжу я тему о половце, начатую давно. Ну, как давно, лет сорок, как Моисей по песку, примерно столько же ушло на «Слово», а параллельно рассуждал за полову. И вот что я Вам скажу, та повесть целиком мне показалось даже легче, чем это одно словцо. Там перед тобой лежит текст от Автора и, если не слушать академические аннотации и прочие субъективные мнения (стараюсь выражаться корректно), то любителю истории вполне можно разобраться, в чём там дело. Если ты знаешь буквы, читай себе, да читай, если смысл обрывается и ты летишь в пропасть, значит, уснул. Начинай сначала. Я по своей наивности везде ищу смысл, подразумевая, что и пишущий - оттуда - пытался мне его передать сюда. А вот о половцах, наоборот, о них есть много разрозненной информации и количество вымыслов такое, что голова моя пошла кругом. Я просто привык верить старшим и слову печатному, но ясно даю себе отчёт, что если на заборе пишут слово - правда, то это кривда... И наоборот.

    Слово половец меня достало, если честно, прекрасно понимая значение, не мог найти способа доказать это. Одни люди верят, что бог есть, другие что нет. И то и другое недоказуемо. Но я о этимологии слова. Кочевник, язычник - самые популярные версии от ведущих филологов мира. И всё бы хорошо, не будь половецкого стиля избы, что нам достался от «кочевника», да не проживай они по Днепру и западнее Днепра - по Дунаю. С таким успехом я могу назвать любого приезжего и ставить знак равенства между лимитой и полотой. Все «понаехавшие тут» - кочевники, а уж в повести о тех, «временных», тем более - о них. Все мы кочевники с этого света на тот, если обобщить понятие. Если конкретизировать понятие - язычник, будь он трижды верующим, но не там и не в том месте, даже в мире христианском, таковым останется. Язычник - прозвище любого, кто против христианина, но первая ваша ассоциация - с многобожием, определяющим ментальную сущность. Шаман, капище, идолы, кровная месть и всё такое создают неповторимый образ нехристя. Есть у меня и третья и четвёртая причина не верить тому, что пишут о половце, однако, если взялся, то придётся по ходу разобрать все. Когда пишут много и не конкретно, например - человек с другого берега реки, или половина реки, приходит на ум сравнение половина целого: половцы = пол овцы.

    Занимаясь изучением «Слова о полку», в первую очередь замечаешь, с кем воевали князья. Они всё время воевали с половцами, как только приняли крещение (пока сами «не попали в ощип»). Щипач - на сленге это карманник, вор высшей квалификации. Но это ни разу не мешало им воевать между собой, жениться на половчанках. Пример Владимира (сына Игоря) и Свободы (дочери половецкого хана), чем дело кончилось, несмотря на то, что «Солнце земли Русской» поехал к Пирогощей по Боричеву спуску. Начало повести такое, там два брата Игорь (Новгородский) и Всеволод (Трубчевский и Стародубский) выступили на половцев. «Тiи бо два храбрая Святъславлича, Игорь и Всеволодъ уже лжу убуди, которую то бяше успилъ отецъ ихъ Святъславь Грозный - Великый Кiевскый». То есть «грозные» они были за 500 лет до Ивана Васильевича, грозные, - это не профессия и не этнос, вероисповедание. Но выиграть дело им с первого похода не получилось (в повести три похода с 1980 по 1985), дружины русские разбиты: «Ту Игорь Князь выседе изъ седла злата, а въ седло Кощiево уныша бог Радомъ забрал ы, а веселiе пониче». Бог Радом - радимичей. Соседнее племя, в то время уже держава приличного размера. Финал повести говорит о том, что противостояние с половцами русскими выиграно, тем не менее, сын Игоря Святославича женится на половецкой девушке. Весь род Ольговичей лет через 30 пресекут (галичане), все погибнут, как и род Давыдовичей, которого нет уже. Три ветви одного рода схлестнулись как ненормальные. Мономах воюет с Олегом, Олег с половцами воюет против него, а дети Олега - Святославичи воюют против половцев. Соответственно половцы против них в союзе с Византией и всяко-разно оказываются то в Сибири, то Венгрии. Цитата из повести о насилии со стороны половцев: «...им насилiе отъ земли Половецкыи!». Задаёшь себе вопрос, а они всю жизнь вот так бесились и враждовали? Нет, началось с обращения в веру. Объясняется историей Вещего (язычника) так: «На седьмомъ веце Трояни връже Всеславъ жребiй о девицю себе любу». Имеется в виду Полоцкий князи и вера, тут и началось... Добыл «стружiемъ злата стола Кiевскаго, скочи отъ нихъ лютымъ зверемъ въ плъночи изъ Бела-града... оттвори врата Нову-граду, разшибе славу Ярославу - скочи влъкомъ до Немиги съ дуду токъ. На Немизе снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоце животъ кладутъ, веютъ душу отъ тела. Немизе кровави брезъ не бологомъ бяхуть посеяни, посеяни костьми Рускихъ сыновъ». Вот такой был князь Всеслав Чародей, он же Вещий, ведун и язычник. «Всеславъ Князь людемъ судяше, Княземъ грады рядяше, а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше — изъ Кыева дорискаше до Куръ Тмутороканя — великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше. Тому въ Полотске позвониша заутренюю рано у Святыя Софеи въ колоколы, а онъ въ Кыеве звонъ слыша». История о полоцком Всеславе подведена ко времени похода (1185) не случайно, Автор рассказал в двух строках о предыстории. Не вдаваясь в подробности и без полемики (у нас другие задачи), просто оцениваем что видим. Язычник обладал большой властью и возможностями. С Киева до Кур (до петуха), надо пояснить, ведь по-древнерусски «петух» - «кур»; «курица» - kura, пилетина, курыца, kurczak, что и кержак. Курочкин и Кержаков братья по маме, условно, а Петухов - из Курска, где куряне и комони (кони), как в повести. Судя по тому, что храм Софии уже есть, детинец закладывался в 1046 году, да пока строился - вот и примерное время события. Опять же, понятно, что за вера и почему - «великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше» - ссылка на Харесови (Христове, Христа). В повести несколько раз встречаются непонятные выражения или термины, например, «харалужные мечи, чепи», их не расшифровать, пока не переведёшь: хара = гора, а чепь - цепь, чапок, чепец. Ну и так далее, надо потерпеть, я не буду всю повесть здесь приводить, но отдельные фрагменты необходимо. Для понимания события в целом и частности, где велись наиболее ожесточённые битвы.  «На Немизе снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоце животъ кладутъ, веютъ душу отъ тела». Ток - полевой стан, по-нашему, место - Минск. Бывая в Минске, хотел найти речку, всегда легче писать о том, что видел. Но такой уже нет, она в трубе под землёй, а в память о реке - есть название станции метро «Немига». Станция - от стан, стать, st...

    Следует упрёк от Автора (повести) с сожалением о случившемся: «...суда Божiа не минути! О, стонати Руской земли, помянувше пръвую годину и пръвыхъ Князей. Того стараго Владимiра нельзя бо пригвоздити къ горамъ Кiевскимъ». Первая година (как судьбина, не лестно) прямое указание на бога, а под «Старым» следует понимать Владимира Первого (Крестителя), не остановленного в этом месте - горах, а не Маномаха. Пригвоздить от слова гвоздь - сын (отрок, нагель, ноготь, дети, клинцi). А фраза «... трещатъ копiа харалужныя, въ поле незнаемъ среди земли Половецкыи» говорит о том, что Половецкая - земля в первую очередь (потом всё остальное), что в середине земли - поле (поле незнакомое, не ведомое). «Съ заранiя въ пяткъ потопташа поганыя плъкы Половецкыя и рассушясь стрелами по полю, помчаша красныя девкы Половецкыя, а съ ними злато, и паволокы... и всякыми узорочьи Половецкыми». Начало о времени - Съ заранiя въ пяткъ - к религиозному празднику, с утра пятницы. В православии статус Пасхи, как главного праздника, отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств». Мы к этому значению придём в переводах слова половец ниже. Древнееврейское слово «Песах» обозначает иудейскую Пасху, буква «пси» - символ науки философии (смотри статью). Что бросилось в глаза и резануло, так это полки. Полки - от того же слова (пол, половец), что неожиданно, не правда ли? У кочевников полки, - это круто. Подумал я, жаль, ни разу не слышал об этом нигде. Слово «поганыя» означает языческие, их надо обязательно топтать, тем более полки... из девиц? Абсурд. Не с красными же девками воевали сыны русские. Или как? Глаза с паволокой. Не суть, конечно же, речь о религии, о выигранном сражении над язычниками. Резными украшениями славятся мастера из Злынки, смотри фото и читай статью, за половецкий стиль избы.

    Кстати, дом, в котором родился Сергей Есенин в Рязанской области, половецкий. Характерные черты или конструктивные особенности таких домов: крыша четырехскатная шатровая или с коньком, крытая соломой, стропила укреплены непосредственно на стенах, и крыша нависает над ними. Карниза у дома нет. Сельский дом в Словакии, традиционная украинская хата, крытая соломой с четырехскатной крышей (кыпчакский стиль), да они везде. Эти половцы. Стены домов могут быть глинобитные, деревянные, кирпичные, но характер крыши остаётся типично половецким. Такие дома в Беларуси, на Брянщине, в Орловской области, в Ярославской области, в Тульской области, Новгородской. К ним, что ярмо приклеено - «кыпчакский стиль», причём, слово это объяснить не могут или не хотят. Оно и к лучшему, скоро поймём почему. Но в первую очередь изба сохранила память о половцах. Самые богатые «кыпчаки» живут в Словении, путешествовал там по просёлочным дорогам, ездил от Любляны до озера Бохиньско (Божественное). Топонимика что от Любани через Чудово на Вишеру, а в Болгарии - Ясная Поляна, как на Орловщине. Полки встречаются по тексту часто, в самом начале повести: «Боянъ бо вещiй, аще кому хотяше песнь творити ... храброму Мстиславу, иже зареза Редедю предъ пълкы Касожьскыми!» - о реке Сож. Без апелляций и возражений. Река Сож (левый приток Днепра), по Сожу и Днепру «сидели радимичи». И я там был (сто раз), и полный карман оберегов было. Например, коник-рысик или лунница из бронзы (9-11 век), по времени вполне соотносятся с временем летописных событий. Несколько языческих оберегов от радимичей ещё сохранилось. Никогда не думал, что буду писать о них. Выше области расселения радимичей на картах


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама