Произведение «Когда и почему появляется равновесная экологическая цивилизация?» (страница 1 из 8)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Читатели: 153 +3
Дата:
Предисловие:
 
Возможно ли появление на планете иной цивилизации, в которой отсутствует развитие по сравнению с нынешней технологической цивилизацией? Кажется, что этого не может быть потому, что без развития или, по крайней мере, изменения ничего существовать не может. Однако имеется такое явление, как равновесие. Оно, конечно, рано или поздно нарушается, но вполне себе бытует. Поэтому имеет смысл показать возможность возникновения равновесной цивилизации и охарактеризовать ее.

 
Ключевые слова: равновесие, сознание, самосознания, цивилизация, неудовлетворенность, информация, свобода, равенство, братство, взаимопомощь, экологичность, собственность.

Когда и почему появляется равновесная экологическая цивилизация?


Как известно, ничто не вечно, и наша технологическая цивилизация непременно распадется.

Что же последует за ней?

По всей видимости, возможны следующие три варианта развития событий.

Первый, и самый вероятный сценарий, если, конечно, цивилизация будет практически мгновенно снесена ядерной войной или подобными ей глобальными катаклизмами, сводится к впадению сохранившегося населения в дикость из-за полного исчезновения имевшихся ранее технологий.

Поэтому, скорее всего, сохранившимся жителям планеты придется волей-неволей очень быстро вернуться в рамки первобытнообщинного строя, ведя полуголодное существование в перманентном положении выживания до той поры, пока уровень самосознания не поднимется до того предела, за которым у людей появится потребность в улучшении условий жизни за счет изобретения или вспоминания самых простейших технологий хотя бы в виде изготовления примитивных орудий труда, приручения животных, культивирования растений и т. п.

Следствием этого длительного процесса является возникновение избыточного продукта, провоцирующего появление частнособственнических отношений и переход части имеющихся сообществ от состояния архаики к рабовладельческому строю и далее – к феодальному, а за ним – к капитализму, с соответствующим ускорением.

Подробнее о роли собственности в появлении и развитии цивилизации рассказано в моей статье «Собственность как основа ускоренного развития цивилизации» [1].

Вторым сценарием может быть обрушение цивилизации в результате менее разрушительных воздействий на нее. Этими воздействиями могут быть, например, эпидемии, широкомасштабные войны без применения ядерного оружия, природные катаклизмы значительного масштаба и т. п. В результате этих событий управляемость для государств будет потеряна, и они прекратят свое существование. Воцарится хаос, но значительное число технологий сохранится, как сохранятся и основы культуры, благодаря чему уровень самосознания населения не претерпит существенных изменений.

Поэтому с течением времени произойдет восстановление некоторых государств на прежней основе собственности и цивилизация возобновится, оставшись скорее всего на том уровне технологий и культуры, который не был затронут происшедшим распадом.

Третьим сценарием последствий разрушения цивилизации может быть то или иное воздействие на нее, в результате которого население планеты будет почти полностью уничтожено, но некоторые простейшие технологии сохранятся, как не исчезнут и специалисты, которым они доступны.

Сочетание немногочисленного населения и оставшихся технологий позволит этому населению не впасть в архаику, а занять промежуточное положение между первобытнообщинным строем и технологической цивилизацией.

То есть для этого немногочисленного уцелевшего населения появляется возможность трансформироваться после многих потерь в равновесную экологическую цивилизацию, которая лишена возможности начать собственное развитие в силу объективных причин – малочисленности населения, разобщенности сохранившихся поселений вследствие отсутствия транспортных сообщений, крайней слабости технологической базы, недостаточности энергетических ресурсов, учебных центров и специалистов-техников, налаженного производства необходимых товаров и организации оказания услуг и т. п. Тем не менее, эта квазицивилизация имеет возможность существовать некоторое время в подобном застойном режиме, сохраняя остатки технологий и культуры довольно долго, то есть без впадения в дикость.

Иначе говоря, эти остатки прежней цивилизации имеют достаточный культурный потенциал и развитость самосознания сохранившегося населения для того, чтобы образовать своего рода равновесную цивилизацию на основе самоорганизующихся и самоуправляющихся ячеек с горизонтально-вертикальными связями. Этой цивилизации, в силу уравновешенности всех ее элементов и соответственно отсутствия антагонистических противоречий не требуется оболочка государств, сдерживающая проявление этих противоречий.

Дело в том, что индивидуалистические (эгоцентричные) стремления животной формы сознания каждого человека и всего сообщества в целом, а также эгоистичные желания самосознания уравновешиваются коллективистской составляющей сознания, которая, тем не менее, так же как и в архаичных сообществах, выходит на первый план ради сохранения образовавшихся самоорганизующихся и самоуправляющихся ячеек, существующих в условиях крайней слабости оставшейся технологической базы, позволяющей всего лишь вести жизнь на грани голода. Тем самым эгоцентричные и эгоистичные стремления сознания каждого человека и сообщества в целом блокируются коллективистской составляющей сознания.

В результате, эти ячейки сохраняются благодаря дружным коллективным усилиям для производства продуктов потребления, орудий производства и предметов быта, что обеспечивает бесконфликтное существование сообществ хотя бы в таком убогом виде, представляющих собой, в сущности, наследие технологической цивилизации, вырождающееся в архаику.

Это постепенное вырождение происходит вследствие плавного падения уровня самосознания в условиях отсутствия конкурентной борьбы и, значит, в значительной степени, инициативы членов сообщества, которая не поощряется большинством членов ячейки, поскольку разрушает равенство членов сообщества, основывающееся на том, что выбираемые менеджеры по всем направлениям деятельности постоянно и часто меняются, становясь рядовыми членами сообщества, а также - на нивелировании потребностей людей, обеспечивающимся равным доступом к имеющимся продуктам и услугам.

По сути, инициативность замещается взаимопомощью и многообразием видов деятельности, которыми каждый может заниматься в соответствии со своими интересами, умением и желанием, периодически меняя приложение своих сил к делу.

Таким образом, каждый член этой ячейки-сообщества, во многом подобной ячейке первобытнообщинного строя, так же вынужден отказаться от сугубо индивидуальных действий и приобретения собственности в пользу работы на коллектив с помощью имеющихся не слишком эффективных технических средств ради выживания своей ячейки в условиях сопротивления могущественным силам внешнего природного окружения, стремясь к установлению наиболее благоприятного для сообщества существования в полном равновесии с природой и не конфликтуя с соседними ячейками, поскольку более выгодным в сложившихся условиях является сотрудничество в виде обмена продуктами, ресурсами и услугами.

Подобные равновесные экологические цивилизации постепенно распадаются и исчезают, как и технологические цивилизации, но уже по другой причине. Они, вследствие отсутствия развития, то есть находясь в состоянии безынициативности и, значит, постепенно понижая уровень собственного самосознания, которое способно развиваться только в борьбе, постепенно разлагаются, теряя остатки технологий, доставшихся им от распавшейся предыдущей технологической цивилизации, а также медленно, но неуклонно утрачивая имеющиеся культурные основы.

Основной причиной столь печальной судьбы этих квазицивилизаций – наследников технологических цивилизаций - является доминирование коллективистского сознания в каждом члене сообщества, блокирующего инициативную составляющую самосознания примерно так же, как это происходило в крестьянских общинах царской России.

Такого рода промежуточные цивилизации, как и обычные технологические цивилизации, существовали на нашей планете ранее, как бы временно замещая распавшиеся не до конца технологические цивилизации, чему есть доказательства в виде целого ряда артефактов, которые приведены и описаны в работах М. Кремо, Р. Томпсона и М Бейджента [2, 3].

Таким образом, причиной образования равновесной экологической цивилизации является неполный распад технологической цивилизации при почти полном уничтожение населения планеты.

Эта квазицивилизация представляет собой слабо связанные друг с другом разнообразные по роду деятельности самоорганизующиеся и самоуправляющиеся ячейки, характерные уравнением всех своих членов как в потреблении, так и в производстве, несмотря на все их различия, но не затрагивая их интересов. Все эти ячейки в силу своей коллективисткой основы предоставляют всем своим членам равный доступ к имеющимся благам, блокируя появления частной собственности.

Как ни парадоксально именно такая жалкая цивилизация представляет истинно справедливое сообщество равных членов, так как им не нужно бороться и проявлять инициативу ради себя, - они тратят все силы на благо коллектива, который, тем не менее, в подобном индивидуально безынициативном обществе не развивается, а пребывает в стабильно спокойном состоянии, результатом чего является однообразная жизнь ячеек. Однако эта «справедливая» жизнь приводит к постепенному отупению всех аборигенов вследствие снижения уровня их самосознания, и они в своих сообществах в конце концов опускаются на уровень архаики.

*

[justify]Все идеи, радеющие о благе человека в рамках государства - от идеального государства Платона до диктатуры пролетариата - оказались утопией [4], поскольку их авторами не были учтены следующие факторы: перманентная эгоцентричность животной (природной) формы сознания и эгоистичная составляющая самосознания человека, не позволяющие проявляться бесконфликтному взаимодействию не только между людьми, но и людей с любыми управляющими структурами

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Делириум. Проект "Химера" - мой роман на Ридеро 
 Автор: Владимир Вишняков
Реклама