Произведение «Житие учителя» (страница 1 из 10)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Повесть
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 114
Дата:

Житие учителя

ЖИТИЕ УЧИТЕЛЯ

Пролог

       

     Я долго не решался поведать о моем знакомстве с учителем, который научил меня уму-разуму, как жить. Моя нерешительность была вызвана тем, что мой учитель по жизни вел жизнь одинокую, удаленную от людей. Поэтому я думал, зачем нарушать его покой возможным появлением непрошенных гостей, которые могли пожаловать к нему в случае моего публичного сообщения о том, где он есть и чем занят.

        Как я понял, это был человек, может быть, человек, а может и не человек вовсе. Только знаю точно, что не из нашего времени, а может не из времени, вообще, но из вечности. Так зачем привлекать к нему излишнее внимание? Можно и навредить в таком случае и ему, и им, а заодно и самому себе. Ну, его к лешему. Так спокойней. Ведь не случайно он жил поодаль людей. Скрывался от них, наблюдал за ними со стороны, вроде космического или небесного инспектора.

        Тут меня спросит нетерпеливый читатель: "Так зачем же ты при таких страхах и опасениях сам нарушил молчание"? Знамо дело, затем, что нет его более. - улетел или пропал пропадом. Третий год, как он исчез. Я уже и к людям успел перебраться. Вот для этого и пишу, чтобы сообщить, какого хорошего учителя, к сожалению, они так и не узнали, как знал я. Вот этим знанием я и решил поделиться с вами, дорогие читатели.


 

Глава первая. Встреча

        Встретился я со своим учителем, если мне не изменяет память, десять лет назад. Было это летом, где-то в начале июля. Пошел я в лес по ягоды - по грибы и..., к лешему, заблудился. Шел, шел, смотрел по сторонам, под кустиком, где есть ягода или гриб какой, задумался и сам, не знаю, как, запутался в чаще леса. Не помню, как я вошел туда. Настолько меня увлекла отвлеченная мысль, что я невольно сбился с верного пути. Стоял и вертелся, приходя в сознание сложности создавшегося положения.

        Вероятно, я зашел не туда, куда следовало зайти, и оказался в тупике.  Место было незнакомое. Я здесь никогда не был. Лес, как лес. Те же деревья, та же трава, земля и насекомые, озабоченно спешащие по своим делам и ловко обегающие меня, стоящего столбом, со стороны.

        Но что-то в нем или во мне было не так, как прежде. Мне стало тревожно не столько потому, что я заблудился, сколько потому что попал неизвестно куда, например, в никуда и лишь по инерции вижу то, что видел прежде. Я поймал себя на чувстве не реальности происходящего.

        - В самом деле? - вдруг я услышал у себя за спиной.

        От неожиданности я чуть не присел на стоящий рядом пенек. Мой ответ терпеливо ждали. Только тогда я немного расслабился и повернул голову. Краем глаза я увидел сидящего на траве старика, убеленного длинными седыми волосами и бородой ниже пояса. На нем ладно сидело просторное серое одеяние. В руках он держал сучковатый посох и с любопытством рассматривал меня, вращая, как ворон, круглыми бусинками глаз неопределенного цвета. При этом он неестественно наклонил голову, как это делают хищные птицы.

        - Что вы сказали? - переспросил я старца и невольно отвел глаза.

        - Вы отлично слышали, - отрезал он и потом добавил, иронично посмотрев на меня, - ваши чувства вас не обманули, - вы оказались там, где вам не место.

        - Это где? - невольно вырвалось у меня.

        - Где-где... В одном месте.

        - В каком именно?

        - В том самом. Это вы поняли?

        - Понять то понял, но не вполне.

        - Так кто же вполне понять такое может?

        - У меня такое впечатление, что я попал в заколдованное место по вашей вине. Не колдун ли вы какой лесной, который водит по лесу загулявших людей?

        - Я хорошо понимаю вас, - да и как вас не понять, - заблудиться одному в лесу - это страшное дело. Вот вы понять меня никак не можете, - стал объяснять мне тяжелое положение, в котором неведомо, как для меня, оказался я.

         И тут, наконец, я обратил внимание на возможного виновника того, что я оказался незнамо где. Так всегда бывает: в своих неудачах и проблемах, в данном случае в неумении сориентироваться на местности, мы виним других, но не себя.

        "Колдун" был средних лет худощавый мужчина, заросший волосами. Ко всему сказанному от него еще сильно пахло прелыми травами так, что хоть нос зажимай.

        - Вы, вероятно, травник. И своими лесными травами одурманили меня, так что я потерял чувство реальности и заплутал в лесу, - предположил я.

        - И как, мне интересно, я смог это сделать? Не скажите - не подскажите?

         - Ну, как сказать? Вам лучше известно. Не я же маг, колдун, а вы.

         - Ты ошибаешься. Я не колдун, а учитель.

        - И чему вы учите, скажите на милость.

        - Я учу жизни, как жить, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.

        - Вас зовут Павел, Павел Корчагин?

        - В некотором роде "да". Жизнь имеет смысл. Необходимо ее разгадать. Она загадка. На каждую загадку есть отгадка. Догадайся. Процесс превращения загадки в отгадку есть догадка.

        Другими словами, этот процесс или путь, ведущий от загадки или тайны к разгадке или откровения, есть путь познания, целью которого является знание, которое открывает то, что скрыто от тебя в жизни, - ее тайна, не знание, точнее, незнаемое, непознанное. Не все будет познано и нечто таким останется непознанным тобой, непознаваемым, непостижимым для тебя. Жизнь коротка, но познание вечно; оно бесконечно, как мир, который познается, а познается то, что есть. Мир есть и есть ты в мире. Но ты, как и я, конечен в качестве познающего. Жизнь наша имеет место и время. Но познание и мир существуют везде и всегда, имеют всеобщий характер.

        Для того, чтобы познать весь мир, необходимо передать знание другому, своему ученику, который после тебя продолжит общий поиск знания в качестве познающего, готового уже учить тому, что знал не только его учитель, но он сам, самостоятельно узнал. Так ученик превращается в учителя, становится на его место, заменяет его в этой роли, когда учитель уходит в мир иной.

        Иначе говоря, смысл жизни раскрывается в ее познании, в общении с миром, который задает тебе загадки, которые ты разгадываешь, и таким образом живешь в мире среди людей. Ты спрашиваешь в качестве ученика, они отвечают в качестве учителей, твоих предков. Так жизнь продолжается, продолжается и традиция, ткется сама жизнь и смысл в качестве текста, который следует исследовать, расследовать, истолковать его толк, интерпретировать смысл текста, чтобы его знать, понимать.

        Ты задаешь вопрос о том, что скрыто от твоего внимания, понимания, чтобы оно открылось, ответило тебе. Этот обмен вопроса на ответ и есть познание, общение со знанием, установление истины, познание того, что действительно есть.

        Что же есть? Все, включая тебя. Так, занимаясь познанием всего, ты занимаешься познанием самого себя, узнаешь себя и начинаешь понимать. Познавая себя, ты познаешь другого. Познавая другого, ты познаешь себя.

        Для чего учитель, вроде меня, обучает другого, например, человека? Чтобы лучше узнать себя. Он задает своему ученику вопросы, загадки и показываешь на своем примере, как можно ответить на них. Попробуй догадайся. В вопросе скрыт ответ. Поставь вопрос так, чтобы можно было догадаться, раскрыть его. И тогда тебе будет откровение. Нечто откроется, конечно, не все, но так, чтобы ты дальше занялся познанием.

        Познание по своей природе имеет эротический характер. Оно открывается, чтобы вновь скрываться, увлекая за собой. Ведь жизнь меняется, но продолжается, полностью не исчезает, не скрывается, как иной мир, мир невидимого. Мы любопытны, соблазняемся неведомым. Оно влечет нас к себе, призывает раскрыть себя. Оно есть любовь, близость, связь познающего, как субъекта, со знанием, как объектом влечения, еще не познанным и соблазняющим познающего познать его, сблизиться, слиться с ним, овладеть им и обладать, как самим собой.

        Так, познавая другого, человек познает самого себя. Вот для чего нужен я, как учитель, а ты, как ученик. Ты уже давно стал взрослым. Подошло для тебя время заняться уже своим, взрослым познанием. Видишь, что жизнь продолжается и продолжается познание. Теперь ты можешь познать то, что никем еще не познано.

        - И что это?

        - Ты сам.

        - Ага, я все понял. Мир для меня тайна, загадка. Я увидел его, как лес загадок, как место тайны и ты явился мне, как тот, кто способен показать мне место в нем, откуда будет видно, что он такое, разгадается.

        - Все понять нельзя, невозможно. Но можно попытаться найти свое место во всем, как в мире целиком. Но для этого следует самому быть цельным, целеустремленным к познанию всего. Все раскроется, точнее, будет раскрываться для тебя на твоем месте, то есть, на таком месте, которое предназначено тебе. Какое же это место?

        - Не знаю.

        - А ты подумай. Для чего тебе дан разум? Для разгадки загадки мира, доя понимания смысла жизни в нем. Ты живешь в мире. И в чем заключается смысл жизни в нем?

        - В том, чтобы быть на своем месте? - неуверенно ответил я, теряясь в сомнениях.

[justify]        - Смысл имеет место и время,

Обсуждение
Комментариев нет