Предисловие: Как повествует История, империя III династии Ура подверглась тотальному разрушительному нашествию племён амореев-номадов, вследствие чего многие из «народа черноголовых» (шумеро-аккадцы) были вынуждены навсегда покинуть родину. Особенно массовым было бегство населения при подавлении восстания «народа черноголовых» царём Самсуилуной, разрушившим Ур, Урук, Ларсу и многие другие цветущие города. «Народ черноголовых» в диаспоре. М.И. Зильберман
«Народ черноголовых» в диаспоре.
Предисловие
Как повествует История, империя III династии Ура подверглась тотальному разрушительному нашествию племён амореев-номадов, вследствие чего многие из «народа черноголовых» (шумеро-аккадцы) были вынуждены навсегда покинуть родину. Особенно массовым было бегство населения при подавлении восстания «народа черноголовых» царём Самсуилуной, разрушившим Ур, Урук, Ларсу и многие другие цветущие города.
Введение.
1. О прародине шумеров.
2. Шумеры в Месопотамии.
3. Аккадцы земли Сеннаар.
4. Амореи.
5. Сирия.
6. Ханаан.
7. Угарит.
8. Египет.
9. Аравия.
10. Пиренейский полуостров («Иберия»).
11. Миграция на восток.
11.1 Туркменистан.
11.2 Хараппа и Мохенджо-Даро.
11.3 Саяно-Алтайский регион.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Месопотамская земля царства «Шумер и Аккад» (Вавилония) называлась древними египтянами (1.) «земля Сеннаар» (др.-егип. «Есси-н-арти» - «речной остров; местность, подобно острову, омываемая водами рек». Как известно, месопотамская плоская равнина (или «степь, долина» - шум. «эден») окаймлена с севера и востока горами Армянского и Иранского нагорий, а на западе она граничит с Сирийской степью и пустынями Аравии, с юга же равнина ограничена Персидским заливом, куда впадают реки Тигр и Евфрат.
И поскольку в ассирийских текстах южная часть Месопотамии называлась «Шумер», а северная - «Ак¬кад» («Земля Ак(к)ад(и)» лежала между Тигром и Евфратом (ок. Багдада)), то на этом основании Юлиус Опперт и наименовал (17 января 1869 года) жителей Южной Месопотамии шумерами.
Термин «шумер» - староаккадский, и означает (2.) - «страж»; а «Земля Шумер» - «Земля Стражей», причём термин «страж» («шумер») - не самоназвание народа шумеров. И наименование акк. хак(к)ади - также не самоназвание, но собирательное наименование для всех племён семитов Нижней и Средней Месопотамии до эпохи владычества амореев (для обозначения понятия «аккадцы», как этноса (3.), в клинописных шум.-акк. текстах обычно использовалось выражение «сыны (города) Аккада (Агаде)», который в перечне городов стоял после Вавилона и Урука. И, как известно, и шумеры, и аккадцы, каждый на своём языке, называли себя «народом черноголовых»: шум. - «санг-нгига», и акк. - «цальмат-хаккади» (последнее, как предполагается, заимствованное у шумеров (по аналогии), свидетельствует о глубине ассимиляции).
В части значения (содержания) термина «хаабиру» существует ряд разноречивых толкований (в дипазоне: от это («хаабиру») - «конкретный этнос («народ черноголовых»)», до это - «люди (любого происхождения), отторгнутые обществом; изгои)». Вместе с тем, этимология этого слова однозначно свидетельствует о том, что оно исконно аккадское и, по всей вероятности, было занесено в Шумер (получило распространение) в пору воцарения династии саргонидов (царь Саргон Аккадский (Древний) являлся и верховным жрецом, по-видимому, не бога шум. Наннара (акк. Суэн/Син), верховного бога Ура, а затем и государства «Шумер и Аккад» (империи III династии Ура), но староаккадского (видимо, ещё древнеаравийского) бога Абба - главного бога и покровителя города Аккада.
Рассмотрим этот теофорный этноним («хаабиру»), представив его в виде «ха-Аб(б)и-ру» (здесь ha - определённый артикль, Абба - староаккадский бог-отец (Аб(б)и - «мой Абба (Отец)»), отождествлённый шумерами с богом-отцом Энки; а слово [-r-] - «свет, светлый; сияние» («Древний человек и божество», т.1). В таком случае выражение «хаабиру» должно означать «Мой светлый Абба» (он же - Энки), т.е. этноним «хаабиру» - наименование некоего племенного объединения аккадцев (ср акк. (ха)-«А(б)би-р(у)» и акк. «Ам(м)у-р(у)» (амореи), где др.-семит. Амм(у) - бог Луны, главный бог аравийцев и прародитель ряда их племён). Несомненно (4.), что всё шум.-акк. население страны (весь «народ черноголовых») считало себя «детьми» Абба/Энки (ибо бог Энки - творец человека). Заметим, что с именем данного бога связано и шум.-акк. имя (выражение) «Аб(б)-раам», означающее «Абба возвратил, вернул» (это древнее имя свидетельствует о том, что в глубокой древности у староаккадцев (и у убейдцев) бытовала вера в концепцию посмертного возрождения к новой, земной, жизни).
Как известно, древние евреи, ха-ибри (хаабиру), именовали себя «сынами Э(в/б)ера(-Абраама)» (где «Эб(б)-ер» и означает «Светлый Абба»). Любопытно, что если этноним «ар-аб» (обратное (по слогам) термину «(э/а)б-ер (עבר)» (корень [бр])) представить в виде выражения (hа)«ар-аб(би)» (корень [рб]), то и он означает (мой) «Светлый отец (Абба)» (как родоначальник (первопредок) некоего (на)рода/ племени; т.е. не исключено, что этот этноним («араб») занесен в Аравию «народом черноголовых», поскольку у самих арабов слово «араб» впервые встречается в древних южноаравийских надписях (йоменская южная ветвь арабских народов, см. ниже). Заметим также (Б. Льюис «Арабы в мировой истории». 2017), что термин «араб» («ариби Гиндибу») появляется в ассирийской надписи Салманасара III лишь в 853 г. до н.э..
1. О прародине шумеров.
«Что касается происхождения шумеров, то мы знаем только то,
что мы ничего не знаем».
Самюэль Крамер
«Исторические исследования о народе неразрывно связаны с важным и значительным вопросом о его первоначальной отчизне, о той колыбели, в которой протекало его детство», - писал знаменитый египтолог конца ХIХ века Генрих Бругш. Очевидно, что для шумеров земля их предков - наилучшее место в Ойкумене, «рай» («чистая», «непорочная», «светлая», обустроенная богами «страна на вос-токе»), и они поместили его на острове Дильмун (соотносён с Бахрейном), откуда, по версии, по всей вероятности, заимствованной (вследствие многовековой ассимиляции) у убейдцев (как и варианты мифов о Потопе с ткачом Тагтугом или праведником Зиусудрой), шумеры прибыли в Междуречье.
Как известно («История человечества». Том I. YUNESKO. 2003), убейдские артефакты найдены на Бахрейне, к примеру, в эль-Мархе; а также выяснилось и то, что «в целом месопотамские ранние протодинастические периоды I-III широко представлены в районе Персидского залива» (в «допотопные времена» (до поры голоценовой трансгрессии) остров Бахрейн, по-видимому, был полуостровом ещё в VII тыс. до н.э. («Древние анатолийцы и Евразия»)). Важно отметить, что неолитическая архео-логическая культура Бахрейна/Дильмуна (убейд), как считается, была распространена и на территориях (современ¬ных) Кувейта и части Саудовской Аравии (к примеру, поселения Калат-аль-Бахрейн или Саар). Существенно и то, что «печати индийского типа были найдены также и на нескольких поселениях в Бахрейне, а в Индии, в приморском поселении Лотхал. была обнаруже¬на печать из Бахрейна» (что помимо торговых отношений (как принято полагать) может говорить и о миграции убейдских жителей Бахрейна (Дильмуна) в долину Инда как на первом температурном пике голоцена (спасались от Потопа), так и много позднее - шумеров в Меллуху (от нашествия кутиев и/или амореев).
Попутно заметим, что Самуэль Крамер считал, что «Есть все основания полагать, что сама [библейская] идея рая, [как] сада богов... к востоку в Эдеме... (и который) изначально идентичен Дильмуну... имеет шумерское [убейдско-шумерское] происхождение». Как известно, и аккадцы, ассимилировавшись с шумерами в единый «народ черноголовых» и полагая их фабулы легендами своих предков, тоже поместили на этом острове свою «Страну жизни», блаженную обитель для вечно живущих праведников.
Важно отметить, что и в настоящее время единое мнение (консенсус) о стране исхода протошумеров, их прародине, всё ещё не сложилось (М.И. Зильберман «О кроманьонцах как предтече ариев». Инет).
Так, проф. С.Н. Крамер (9.) о возможной локализации прародины шумеров пишет следующее: «Судя по циклу эпических сказаний об Энмеркаре (втором легендарном правителе Урука) и Лугальбанде (преемнике Энмеркара)... ранние шумер¬ские правители имели необычайно тесные, доверительные отношения с городом-государством «Аратта», «городом за семью горами», расположенным где-то в районе Каспийского моря (возможно, в предгорьях Кавказа, поскольку на языке ингушей (и, вероятно, хурритов («Древние анатолийцы в Евразии»)) слово «ератIа (ерата)» означает «возвышенность»).
Примечательно и то, что в «Сказании об Энмеркаре и владыке Аратты», пра¬витель Урукского нома Энмеркар называет себя отцом араттцев и требует от правителя Аратты (который тоже носит шумерское (шум.-дравид.) имя - Энсухкешданна) подчинения и дани, что может говорить об араттцах, как о мигрантах-убейдцах (бананоязычном населении), вытесненных протошумерами из Урукского нома, (термин «арати» - на санскрите означает «по направлению к добродетели», а древнеславянское «орать» значит «пахать»). Заметим, что и в Уруке, и в Аратте главной богиней считалась Великая богиня-мать, богиня Неба Инанна (заметно дискредитированная шумерами). Тот мифопоэтический факт, что убейд.-шум. бог-громовик Ишкур принёс (ознакомил) правителю Аратты дикорастущую пшеницу (и ещё какие-то зёрна), может говорить об убейдских истоках этого «сказания» (и, видимо, даже раннеземледельческих анатолийско-натуфийских - времён «неолитической революции»), адаптированного шумерами (боги убейдско-шумерского пантеона почитались в Аратте).
Шумерский язык - язык агглютинативный, в определённой степени напоминающий урало-алтайские языки. В 2001 г. Ян Браун аргументировано указал на родство шумерского языка со старотибетским (тибетский язык относится к тибето-бирманской подсемье в сино-тибетской семье языков). Выявлено 337 лексических соответствий, в т.ч. в показателях 1-го и 2-го лица ед.ч. местоимений, числительных, обозначениях частей тела и терминах родства, фонемных соответствиях между языками, в словообразовании и элементах морфологии.
Как известно, Тибетское нагорье было заселено уже 50 тыс. лет тому назад: на Тибете открыты стоянки, относящиеся к нижнему и среднему палеолиту (и не исключено, что денисовские). В неолите, в частности, «Стоянки с микролитами и керамикой (были) распространены в области Чамдо. Жилища, обнаруженные в этих стоянках, имели стены из камня, очаги. Найдены остатки мест жертвоприношений и кухонные отбросы. Памятники датируются V-IV тыс. до н.э.». В качестве их (этих памятников) особенности отмечается, что поселенцы (как потомки натуфийцев и сопутствовавших им этносов, видимо, мигрировавших в пору экстремального оледенения - ок. 12,5 тыс. лет до н.э.) не занимались (не знали) земледелием, поскольку не обнаружено «костяных орудий и зерен пшеницы и ячменя» (Е.И. Кычанов, Б.И. Мельниченко «История Тибета с древнейших времен до наших дней». 2005). И показательно, что микролиты из тибетских неолитических стоянок «тяготеют к микролитам Южноазиатского субконтинента», а культура каменных гробов, распространенная по всей территории Тибета, близкая той, которая обнаружена в Западной Сычуани. Заметим, что и шумеры хоронили своих усопших
|