Произведение «Интерпретация сакрального содержания петроглифов Кавказа» (страница 1 из 13)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Естествознание
Автор:
Читатели: 1390 +1
Дата:
Предисловие:
Предисловие (рисунки смотреть на портале http://samlib.ru/editors/z/zilxberman_m_i/).                                                                                                                                               

Несомненно, что подобно письму, любое «рисование» в древности, в том числе и с использованием сакральных знаков и эмблем (петроглиф, писаница, орнамент), - тоже акт богослужения. Содержание графем петроглифических композиций обычно связано с культово-мифологическими представлениями этноса, но далеко не всегда - с определёнными (конкретными) сюжетами его мифологии, ибо наиболее часто это - обращение к божеству, увековеченное в камне (и постоянно находящееся перед его глазами (аналогия - вотивные статуэтки)), просьба о ниспослании чего-то очень важного, моление о совершенно необходимом [М.И. Зильберман. «Древний человек и божество». Инет].

Интерпретация сакрального содержания петроглифов Кавказа


                                                                   
                          Интерпретация сакрального содержания петроглифов Кавказа.
                                                                    М.И. Зильберман
                                                             
                                                                                                                                                                                                                    «Для архаического сознания все, что обладало значением и относилось к...
                                              реальности, имело сакральный смысл и сакральное достоинство».
                                                                                                                                      Мирче Элиаде

Познание конкретного семантического смысла и назначения наскальных изображений продолжает оставаться главной проблемой петроглифики и в настоящее время. И посему в работе, на основе метода сакральной символики, подробно рассмотрено (интерпретировано) более ста петроглифов Кавказа и иных мест. Определено назначение таких символов, как, в частности, свастика, отпечаток ладони руки, различного вида спирали, а также конкретизируется символика, связанная с культами Великой богини-матери  и бога-отца, солярные эмблемы, разобран «текст» Бокиндукского камня (Чечня).
Ключевые слова; петроглиф, писаница, графема, сакральная символика, интерпретация, божество, богиня-мать, небо, Кавказ.

Предисловие (рисунки смотреть на портале http://samlib.ru/editors/z/zilxberman_m_i/).                                                                                                                                               
Несомненно, что подобно письму, любое «рисование» в древности, в том числе и с использованием сакральных знаков и эмблем (петроглиф, писаница, орнамент), - тоже акт богослужения. Содержание графем петроглифических композиций обычно связано с культово-мифологическими представлениями этноса, но далеко не всегда - с определёнными (конкретными) сюжетами его мифологии, ибо наиболее часто это - обращение к божеству, увековеченное в камне (и постоянно находящееся перед его глазами (аналогия - вотивные статуэтки)), просьба о ниспослании чего-то очень важного, моление о совершенно необходимом [М.И. Зильберман. «Древний человек и божество». Инет].

Петроглифы, - эти уникальные и нетленные памятники древнего искусства и глубинных пластов духовной жизни, хорошо и достоверно отражают культово-мифологические представления этносов.
Как известно, практика нанесения кроманьоидами изображений на скалы (петроглифы и писаницы) существует в Евразии не менее 30 тыс. лет. При этом не исключено, что и много ранее, ещё в Африке, кроманьоиды наносили изображения на скалы и камни. Так, наиболее ранние образцы европейского наскального искусства из пещеры Шове (юг Франции) датированы в 29-33 тыс. л.н, и классифицированы как ориньякские. Изображения же животных в пещере Арси-сюр-Кюр (Бургундия) созданы 27-29 тыс. л.н. [Е.Г. Дэвлет «Памятник наскального искусства».М. 2002].
Известно и то, что в период ориньякской археологической культуры (ок. 30-24 тыс. лет до н.э.), соотносимой с натуфийцами (термин использован для идентификации одной из ветвей кроманьоидов (по К.С. Куну [«Расы Европы». 1939]), многие наскальные изображения наносились (делались) не только кроманьоидами, но и неандертальцами. Во времена же после 25 тыс. лет до н.э., когда неандертальцев уже не стало, а до начала эпохи голоцена (первая фаза голоценового температурного максимума (и соответственно первая фаза трансгрессии вод морей и океанов) началась в интервале 9-8 тыс. лет до н.э. и длилась по 6/5 тыс. лет до н.э.) кроманьонцы находились (обитали) на землях Евразийского шельфа (М.И. Зильберман «О кроманьонцах как предтече ариев». Инет), затопленного в процессе голоценовой трансгрессии, следовательно, наскальные изображения в доголоценовой Ойкумене сделаны, по всей вероятности, натуфийцами и/или альпинидами, и/или борребю (о наскальных изображениях денисовцев данных нет).
И как отмечает Ариэль Голан [«Миф и символ». М-Т. 1993], «Натурно-фигуративное искусство мадленской [натуфийских истоков] эпохи (16-9/8 тыс. лет до н.э.) на территории Франции и Испании предстает как яркая вспышка художественного гения человека». Кроманьонцы же, как выяснилось, спасаясь от голоценового Всемирного Потопа, покинули прежние места обитания (на шельфе) и вначале расселились вблизи новой береговой линии, но затем (с ок. 7-5 тыс. до н.э.) мигрировали по всей Ойкумене. И примерно с этого времени (констатирует А. Голан) «исчезает яркое изобразительное искусство верхнего палеолита. Рисунки становятся более условными, (сравнительно простыми и) схематическими, как бы «скорописными». Так, «Орнамент керамики древнеямной этнической общности (III тыс. до н.э.) беден мотивами, невыразителен («рисунки на камнях, связываемые с древнеямной культурой, представляют собой зигзаги (символика присутствия бога-громовика, позднее - громовержца) и пере¬крещенные ромбы (символика моления о повсеместном (во всех четырёх частях света (прямой равносторонний крест)) перманентном жизнепорождающем священном браке)» (т.е. использовались отдельные простые архаичные знаки и символы, а сложные (т.е. многозначные), развёрнутые обращения (моления) к божеству не практиковались). Примечательно, что в изобразительном искусстве кроманьонцев (предтечи праариев) нашло отражение их далёкое прошлое ч.н. «производственного происхождения» (А. Голан). Характерно, что «нередка также орнаментация, имитирующая вид сосудов, которые изготовлялись путем обмазки глиною корзин [изготовлением керамики, как и плетением корзин, первоначально занимались женщины-собирательницы]; она (орнаментация) напоминает плетенку (из ветвей) - сетчатую, зигзагообразную или иных типов [«Миф и символ», Рис. 417]... На иных сосудах нанесены узоры, происходившие, очевидно, от связок, скреплявших детали гли¬няных заготовок (А. Голан. Рис. 416)».
Так, установлено (эволюционные генетики Марк Липсон и Дэвид Райхом, Гарвардская медшкола), что нализ ДНК детей в западной и центральной частях Африки свидетельствует о том, что в древние времена существовали три или четыре основных человеческих популяции, гены которых есть у всех современных людей. Известно также [«Древние анатолийцы и Евразия»], что эмигрировав из Африки в Евразию, многие племена кроманьоидов (по К.С. Куну) и далее продолжали веками мигрировать. Так (М. Отт), в пору особенно сильных похолоданий в 19 и 12,5 тыс. лет до н.э. земли Европы, практически, обезлюдели (и кроманьоиды добрались не только до Кавказа, но и до Индии и Америки). Как отмечается [«История народов Северного Кавказа», ред. Б.Б. Пиотровский. 1988], на верхний палеолит (и мезолит) Северного Кавказа (45/30-12/10 тыс. до н.э.) хронологически пришёлся заключительный этап последнего (вюрмского) оледенения со сменяющими друг друга фазами сильных похолоданий и относительных потеплений. Поэтому принято полагать, что в период верхнего палеолита на Северном Кавказе были заселены, в основном, предгорья и низкогорья. И, по мнению антропологов [Д.А. Канделаки «Древнее население Абхазии в каменном веке: экологическая адаптация; ранний антропологический и этнокультурный облик». Доклад. 2008], восемь черепов (мезолит), найденные в «Холод¬ном» гроте (абхаз. Супинипшакве) свидетельствуют о том, что об этих, обнаруженных на Кавказе, «первых Homo sapiens sapiens следует говорить [усматривать в них] как о... (в) антропологическом плане типе - евроа-фриканском» (так, О.Х. Бгажба и С.З. Лакоба сообща¬ют, что «антропологи (даже) воссоздали по этим костям (черепам) древний облик «цебельдинца» с негроидными признаками». Показательно и то, что в этом гроте (Супинипшакве) найдены орнаментированные костяные гарпуны, подобные обнаруженным на юге Франции [О.Х. Бгажба, С.З. Лакоба «История Абхазии с древнейших времён до наших дней». М. 2007]. Следовательно, наиболее вероятно, что этот этнос - ориньякские или граветтоидные натуфийцы (ещё не освоившие земледелие (см. и ниже)).
Отметим и то, что в пещере Апианча (Абхазия), заселённой ещё в эпоху мустье неандертальцами (поздний мустье  - 65-35 тыс. лет до н.э.), оби¬таемой также в верхнем палеолите и мезолите, обнаружено множество разнообразных микролитических орудий (а также костяные иглы, булавки, шила, ножевидные и гарпунообразные предметы и др.), т.е. налицо технокомплекс ориньякских натуфийцев.
Показательно (и важно), что в части наскальных изображений Азербайджана, в частности, проф. В.И. Равдоникас (1937 г) полагает, что такие же «стилистические черты представлены в самом раннем искусстве палеолита - в искусстве ориньяка». Отмечается [М. Фараджева «Верхнепалеолитическое искусство Азербайджана». Сб. «Мир наскального искусства». Б. 2005], что и по мнению А. Брейля и Г. Кюна некоторые наскальные изображения Гобустана сделаны в «стиле орииьякских изображений». Несколько позднее информация дополняется [М. Фараджова «Петроглифы Азербайджана». М. 2009] сообщением о том, что в Гобустане, как установлено, «Изображения (фигурок) женщин по стилю и летоисчислению относятся к мадленскому периоду [16-8 тыс. лет до н.э.] верхнего палеолита» (т.е. данные изображения, как по стилю ориньякские, вполне могли быть сделаны натуфийцами, покинувшими Европу в пору экстремального похолодания 12,5 тыс. лет до н.э.).
И знаменательно [З.В. Анчабадзе «Очерки этнической истории абхазского народа». М. 1976], что «Верхнепалеолитическая культура на Кавказе и в при¬легающих районах Передней Азии [Анатолия] отличается удивительным однообразием, что позволяет сделать заключение об общих этнических чер¬тах ее носите¬лей». Так [Чарльз Берни, Дэвид Лэнг «Древний Кавказ. От доисторических поселений Анатолии до христианских царств раннего Средневековья». М. 2016], раскопки в Армении, проведенные на юго-западном склоне горы Арагац, обнаружили поселения, датированные мезолитом (миграция после похолодания в 12,5 тыс. лет до н.э.). В Кабардино-Балкарии (Центральный Кавказ) же найдена пещерная стоянка Кала-Тюбю, дат. в интервале 13-11 тыс. лет до н.э. (здесь в гротах обнаружены микролиты и составные орудия (И.М. Чеченов. 2012)). Там же, в Кабардино-Балкарии (в 70 км от горы Эльбрус в ущелье реки Фандуко) в 2018 году (Journal of Archaeological Science. 2019), открыта стоянка «Навес Псытуаже», дат. Х-IХ тыс. до н.э. И, как сообщает археолог Екатерина Дороничева, «В одном из слоев этого памятника нами обнаружены многочисленные орудия из кремня и обсидиана, а также нуклеусы…но самое интересное - роговой отжимник и каменный абразив [натуфийско-граветоидная технолгия]. Эти находки говорят о том, что… использовали отжимную технику расщепления, которая позволяла по максимуму использовать каменное сырье и получать с одного куска максимальное количество качественных сколов-заготовок правильной формы». Помимо этого, на одном из опубликованных рисунков показаны два микролита, лежащие посредине мужской ладони.
Важно отметить, что раскопки у горы Артин (в Бароже (Бароше) и Загхе (Zagha), Армения) выявили на поселениях отсутствие земледелия и скотоводства и в пору расцвета «неолитической рволюции» - ок. 7500-6000 гг. до н.э. (т.е. хронологически возможен приход на эту территорию кроманьонцев,


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама