Произведение «Небесный ореол» (страница 1 из 9)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Повесть
Темы: Афганистанповестьореол
Произведения к празднику: День памяти воинов-интернационалистов
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 2744 +2
Дата:
Предисловие:
Писатель старший лейтенант запаса Летунов Игорь Александрович в 1980 году проходил срочную службу рядовым в 181 МСП находившемся в 30 км от Кабула в местечке Пули-Чархи.
В январе 2007 года сборник документальной повести и рассказов «Небесный ореол» об Афганистане (изд. «Пролетарский светоч», г. Тамбов, 1999 г.) был удостоен Диплома за 3-е место в тамбовском региональном этапе Всероссийского литературно-публицистического конкурса «Спасибо тебе, солдат».

Небесный ореол

Документальная повесть



НЕБЕСНЫЙ  ОРЕОЛ
   Огромный лайнер медленно плыл над бескрайними нагро¬мождениями гор Гиндукуша. Глядя в иллюминатор, хоро¬шо различались гребни гор, простилавшиеся вдаль. Снеж¬ные вершины чередовались с темными проемами ущелий. Острые грани создавали рельефные контрастные картины с четким разделе¬нием светлых склонов и их теней. Впечатляло, но земля не притяги¬вала и наоборот отталкивала своей безжизненностью. Временами облака застилали местность под крылом самолета, что возвращало к действительности, и возникал вопрос: «Что ждет впереди?» Возмож¬но в эти минуты была пересечена невидимая граница Афганистана.                 Пассажирами военно-транспортного самолета являлись офицеры и солдаты сформированных двумя днями ранее в Термезе подразде¬лений и направленных в ДРА1 для выполнения интернационального долга. Основная масса людей прибыла эшелоном из Новосибирска. И в большинстве многие оказались знакомы еще до посадки в воз¬душный транспорт. Местами слышались беседы, словно давних дру¬зей. Мощные турбины АНТея не заглушали разговор собеседников.
- Нашел земляков, - явно навеселе, заломив набекрень шапку, сообщил своему соседу солдат, прильнувшему к иллюминатору, - Николай, - обратился он вновь к нему, - Клевые ребята оказались. -Где начинается авиация...
- Угостили спиртом? - наконец отозвался Николай.
- Технический, но употребимый. Буквально за полчаса перед вы¬летом за встречу и за отъезд... по-походному.
Энергичный парень со слегка продолговатым лицом постоянно находился в движении. Когда внешне фигура замирала, глаза про¬должали энергично что-то искать в окружающем пространстве, не¬прерывно меняя положение зрачков. Душа источала еле уловимую доброту, открытую для друзей.
- Иван, ты вовремя вернулся, - поддержал разговор Николай,
одетый в тщательно подогнанную по фигуре шинель. Внешне был подтянут, сказывалась еще недавняя служба в учебке и строевой части. Лишь кожаный ремень напоминал, вторую половину. - Перед посадкой в  самолет подходил подполковник. Какого рода войск не обратил внимания, но между прочим сказал: «В годы молодости, в 1941 году, отправляли на  фронт также, как  и сейчас». Так что соображай, что может нас  ожидать в ближайшее время.

______
1 Демократическая Республика Афганистан
Иван пристально взглянул на собеседника, отвел взгляд, но, слегка улыбнувшись, произнес: «За нами не пропадет», и поправил подсу¬мок со снаряженными магазинами и штык-нож, висевший у него на ремне, другая рука непроизвольно сжала автомат АКМ1, стоявший рядов.
Гул двигателей затих. Поступила команда: «Покинуть самолет». При выходе Николай не мог определить - где они. К тому же стояла кромешная тьма, лишь видно, что к самолету подъезжают БМП2 и происходит посадка в них, освещаемая прожекторами и фарами дру¬гих машин.
  - Залезай! - крикнул с ближайшей боевой техники водитель.
    Николай не заставил себя ждать, и, бросив рюкзак с вещами в отверстие люка, последовал за ним. Влезли еще несколько ребят.
В полумраке кабины некоторые знакомые лица. Но среди них он не мог различить Ивана, с которым летел самолетом. Люк закрыли. Зарычал двигатель. Машина напряглась и покатила по этой, еще не¬понятной и неведомой земле.
- Зема, - обратился Николай, к дремавшему напротив. - Посмот¬ри, где мы?
- Да видно склоны гор… темно, - ответил тот, прильнув к отвер¬стию для стрельбы и, откинувшись, продолжил дремать. Хотя сохра¬нялся холод от остывшей брони.
Но вот все почувствовали, что дорога стала неровной, с крутыми подъемами и спусками. Временами мотор надрывно гудел, чтобы преодолеть очередную преграду, но, добравшись до вершины, про¬должал ровно урчать. Наконец все замерло. Наступила тишина.
- Прибыли! Вылазь! - объявил водитель.
Продрогшие солдаты, подхватив автоматы и вещмешки, выбра¬лись наружу. Подошедший офицер указал на палатки, расположен¬ные чуть выше на склоне. В них мерцал огонь.
- Располагайтесь.
Четверо солдат, среди которых и Николай, влезли в одну из пала¬ток, что стояли в ряд. Сугроб снега у входа заслонял и без того малое входное отверстие.
Тусклый свет пробивался из прорезей по бокам трубы, установ¬ленной в центре палатки. Рядом, на ящиках с боеприпасами, сидели двое солдат в шинелях. Возраст явно за 30.
- Замена прибыла, - сообщил тот, что справа.
- Залезай дальше в палатку, - взглянув на вошедших, сказал дру¬гой, поднял с пола стоявшее рядом ведро с темной жидкостью и влил содержимое в уголок, вваренный в одно из отверстий, распо¬ложенное на почти метровой высоте от пола. Труба гулко пыхнула гарью солярки, быстро нагрелась и отозвалась теплом и светом.
Зашел офицер, коротко сообщил, что вновь прибывшим необхо¬димо

_____
1 Автомат Калашникова модернизированный.
2 Боевая машина пехоты.
организовать охрану на посту при въезде в расположение полка внизу склона и вышел, направившись к соседней палатке. Первым вызвался солдат невысокого роста. В нем Николай узнал Сергея, вспом¬нив его привычку носить АКМ дулом вниз еще на пункте формиро¬вания, в Термезе.
- Время к полуночи, - посмотрев на часы, произнес Сергей, -Точнее 11.30, через 2 часа смена.
- Я сменю, - ответил Николай, пока двое других прибывших ре¬бят располагались у огня.
Стреляют ведь, - сказал Сергей, щелкнув предохранителем на
автомате, и вышел. Вдалеке из приоткрытого полога паники временами вспыхивали прочерки трассеров.
Обитатель палатки с пышными усами и явно с кавказскими, слегка смуглыми чертами лица, но говоривший без акцента, привстал и закрыл полог.
- Мороз крепчает.
- А в Термезе снег почти растаял, - отозвался новенький.
- Домой к теплу нам пора, ребята, - продолжил обитатель палат¬ки, по небрежно одетой форме было видно, что он - «партизан»1.
- Новый год встречали на перевале «Саланг», так что вторая неде¬ля солдатской жизни. Это не по нам. Дома жена в теплой постели, дети, - «кавказец» снисходительно развел руками.
- Нас, ребята, - «партизан» приподнял голову, - завтра утром отправят на Кабульский аэродром, а затем домой. Вам же служить и служить: в регулярные войска не на один день направляют. Совет есть хороший: патроны на наркотики не меняйте - иначе по вам же ими будут стрелять.
- Ну, а товар имеется какой?
- Тряпки неплохие, - доставая из рюкзака красивую ткань, пока¬зал собеседникам, - домой везу. Жене подарок. Достал сигарету и прикурил ее от расколившейся докрасна трубы. Глубоко затянулся, слегка склонив голову.
- Ну, да, - отозвался вновь прибывший солдат, - на пост пойду третьим.
- Николай взглянул на часы... Нужно отдохнуть до заступления на пост. Достав фуфайку из вещмешка, пододел под шинель. Теперь мож¬но лечь на голый пол палатки. Поправил ящик с гранатами поудоб¬нее под голову вместо подушки, положил под бок автомат, прида¬вавший некоторую уверенность в этой напряженной обстановке. Тело ощущало легкое тепло от печи... Погрузился в тревожный сон.
Озноб прокатился по телу. Ноги в сапогах и без движения остыли. Николай взглянул на часы: было около часа ночи. Огонь еще теплил¬ся в трубе, мерцая временами, готовый вот-вот затухнуть. «Партиза¬ны»,
___________
1 Военнослужащий, призванный из запаса.

поддерживавшие тепло, спали в полулежащих неестественных позах. Временами некоторые солдаты поеживались во сне, но тягост¬ный сон не отпускал.
Скоро в караул. Николай встал. В полумраке отыскал ведро с со¬ляркой. Горючее еще имелось и вполне могло хватить, до yтpa. Вылил дозу в ложе для подпитки печи. Лишь струйка коснулась огня, хлоп¬нула труба во все отверстия едкой сажей, но приятное тепло поплы¬ло по всей палатке, доходя до дальних углов.
Выйдя из палатки, Николай увидел ясную лунную ночь. Внизу по склону, шагах в пятидесяти, заметил фигуру часового, в ком узнал Сергея. Направился к нему.
- Смена прибыла! - окликнул.
- Давно пора. Мороз-то видишь какой... А здесь в одной шинели. Мог пораньше прийти. Вообщем-то все спокойно, - продолжил Сер¬гей. - Только полчаса тому назад, вон на том склоне, - указал на противоположную сторону оврага, - что-то мелькнуло, так я пару очередей всадил туда из АКМа. ...Тишина.
- Хорошо, только перед сном подлей солярки в трубу.
Сергей энергичными движениями перебросил автомат за плечо и скорыми шагами поспешил к палатке.
Минут через десять мороз начал донимать и заставил двигаться энергичнее, притоптывать кирзовыми сапогами временами в такт какой-то непонятной плясовой мелодии.
Глаза привыкли к темноте ночи. И хотя светила ясная луна, чер¬ное небо со множеством мерцающих звезд окутывало все окружаю¬щее пространство, а лунный свет лишь подчеркивал силуэты пала¬ток, машин, расположенных вдоль склона и внизу оврага. Да и сами склоны, укрытые глубоким снегом, представляли собой череду чер¬но-белых полос и пятен. Приглядевшись, можно было различить, что километрах в пяти с трех сторон окружают горы. Очертания засне¬женных склонов хорошо просматривались. Но светотени принимали более отрывистые линии с непроизвольными и ломкими краями.
Впрочем, ощущение ночи такое же, как в Крещенский мороз на Ро¬дине. Но безлюдность и исполинская громада гор отталкивала эти воспо¬минания. Дымок, вьющийся из труб палаток, не придавал душевного тепла и был безразличен. Неведомая земля не принимала и была загадоч¬на. Пугало чувство незащищенности: ведь незримый враг мог оказаться в любом направлении и подкрасться очень близко, а местность этому толь¬ко способствовала с ее неровностями. Это чувство тревоги в дальнейшем постоянно сопровождало на протяжении всей службы в Афганистане.
Сквозь сон Николай услышал голоса. За пологом палатки виднел¬ся серый снег. От холода пришлось поежиться, но вставать не хоте¬лось, ночной караул напоминал о себе.
- Подъем! - толкнув лежащего рядом солдата, произнес проснувшийся Сергей и поднялся к печке-трубе, чтобы поддержать тепло.
«Партизан» в палатке не оказалось. Николай встал и вышел.
Начинался новый день. Местность кругом совершенно преобра¬зилась. Исключительно белый, с голубоватым оттенком снег укутал все и выглядел более мягким. Мороз ослаб. Белая пелена снега скры¬вала даль. Горы, отчетливо видневшиеся ночью, просматривались темными пятнами в округе, впечатляя размерами. Из некоторых па¬латок выходили, а иногда из-за высокого снега вокруг выползали наружу солдаты. Приглядевшись, Николай рассмотрел ближайших и впервые за последние дни улыбнулся - буквально у всех на лицах оказалась черная маска от копоти солярки, напоминавшая негров. Он понял, что и у него внешность не лучше. Осмотревшись на склоне, продолжил путь на вершину. Находясь наверху, можно хорошо обозревать округу. Вдруг близко над головой взвизгнула шальная пуля. Николай решил не испытывать судьбу и спустился вниз. Во¬шел в палатку.
Большая консервная банка валялась в углу. Назначение ее опреде¬лилось солдатской смекалкой - оставалось только наполнить снегом и прислонить к печке-трубе. Что Николай и сделал.
Утренний туалет вышел наславу. Побрившись чисто, сбрив ос¬татки волос на голове, не без помощи сотоварищей, и вымыв¬шись, почувствовал облегчение после долгой дороги поездом, са¬молетом. К тому же предыдущая ночь, проведенная в КПЗ1, в душ¬ном подвале, где не только присесть, но и стоять было

Реклама
Реклама