Произведение «В станице у дедушки с бабушкой» (страница 1 из 7)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 84 +2
Дата:

В станице у дедушки с бабушкой

1.Что у бабушки в сундуке?

Привез папа Ваню в станицу к дедушке с бабушкой в гости. Ваня поздоровался с дедушкой и бабушкой и тут же похвастал:
-А я с папой на  военном  параде был!  И  видел много казаков. Одни  были на лошадях, а другие просто шли, пешком. А самыми первыми  казачата маршировали. Ух, как  здорово! У них такая форма красивая!
-Так ты, Ванюша,  только форму на казаках и увидел? – спрашивает бабушка.
-Нет, у них еще барабаны были, - говорит Ваня. – А у взрослых казаков сабли висели. Дедушка, а зачем казакам сабли? Сейчас же уже никто саблями не воюет.
-Это, Ванюша, традиция такая! – отвечает дедушка. – Из давней старины дошла до нас. Казаки всегда свято  чтили и теперь чтят  свои казачьи традиции.
-А традиции – это что?
-Это, когда что-то хорошее и памятное передается от отца к сыну, а тот своему сыну и дальше  еще сыну – и так много, много лет. Если в одной семье что-то передается, то это семейная традиция, а если в станице  все станичники что-то берегут, а потом передают своим детям,  то это будет станичная традиция. Есть еще народная традиция.
-А-а, это когда весь народ своим детям что-нибудь передает?
-Совершенно верно!
-Что ли, руками  передают?
-Ну, смотря что! – улыбается дедушка. – Если, к примеру, какую-нибудь историю о казачьих  подвигах, или о войне, или о том, как жили в старину казаки, то про это рассказывают – вот, как я тебе сейчас. А если про какой-нибудь обряд, или праздник, то это лучше всего показать. Скажем, показывают, как  раньше свадьбу справляли, или  какие игры  на масленицу затевали. Еще собирались все вместе где-нибудь и пели песни. И детишки вместе со взрослыми пели. Так и учились всему у стариков. А если какие вещи надо было детям или внукам  на память оставить, то эти вещи хранились у казаков  в сундуках.
-Это шкафы такие?
-Да нет же! Ты ж видел, Ваня, у бабушки в комнате сундук.
-А-а! Это ящик такой большой на ножках? Он еще железный, и с замком – вспомнил Ваня.
-Ну,  вообще-то, сундук деревянный на самом деле. Только он  тонкими листами железа обит со всех сторон
-А что там, у бабушки, в этом сундуке лежит? – спросил Ваня.
-А,  вот,  если  мы  хорошо бабушку попросим, то, может быть, она и покажет нам с тобой, что там у нее в сундуке спрятано?
-Попросим, попросим! – запрыгал Ваня на месте. – Бабулечка! Ты же покажешь нам, что в сундуке внутри? Ну, пожалуйста! Мне очень хочется посмотреть!
-Ну, - говорит бабушка, - если ты так хорошо просишь, то, пожалуй, и покажу! Все одно время пришло до казаков тебя, внучек, притулять.
-Притулять, Ваня, это в данном случае - приобщать к казачеству, - пояснил дедушка.
Бабушка  вытерла фартуком руки, потому что они у нее были мокрые после мытья посуды, и повела  внука и дедушку в свою комнату.
Сначала бабушка открыла ящик в комоде и вытащила оттуда небольшой ключик.  Потом бабушка подошла к сундуку. Он у нее стоит в углу, за кроватью. Аккуратно стянула с сундука толстое полосатое рядно  (очень похоже  на коврик), свернула его и  положила на стул. Под рядном еще белая простыня расстелена. По нижнему краю простыня цветными узорами расшита.  Очень красиво! Бабушка и простыню так же аккуратно стянула с сундука, как и рядно,  и так же бережно сложила  на стуле.
Большой темно-зеленый, почти черный, сундук оказался старым-престарым. На пиратский похож. Еще и ручка на нем пиратская, и замок висит на  петле. Только у пиратов сундук небольшой.  А  на бабушкином  запросто можно растянуться, как на кровати. Только спать на нем неудобно, потому что  крышка у сундука немножко выпуклая. Вдруг, если заснешь, то и свалиться можно.
Бабушка  всунула в замок свой ключик, повертела им туда-сюда. Замок открылся. Бабушка сняла замок с петли, а потом  стала поднимать крышку сундука. Ваня глаза зажмурил: вдруг в сундуке золото-серебро  заблестит или камни драгоценные засверкают! Открыл глаза потихоньку – а в сундуке  тряпочные вещи  сложены. Ваня  к сундуку вплотную приблизился. Может,  еще под вещами что  обнаружится?
Вытащила бабушка из сундука всякие покрывала,  длинные вышитые полотенца, которые она рушниками назвала. И все это она тоже на стуле сложила поверх  вышитой простыни. Потом она еще долго по одной вещи вынимала из сундука всякую женскую одежду. При этом, прежде чем разложить каждую вещь на кровати, она  с удовольствием прикладывала её к себе, примеряя: то к талии примерит, то к плечам.
-Кохточка! – торжественно провозглашала  бабушка, примеривши вышитую белую кофточку с длинными широкими рукавами. -  Гусарка! – и прикладывала к груди  уже цветную кофточку  со  шнурками.
Наконец из сундука вылезла  длинная черная черкеска с красным бешметом, башлыком,  широкими красными манжетами и газырями.
-Дедушка! – удивленно воскликнул Ваня. – Что ли, ты тоже был казаком?
-Да почему же был?  Я и теперь казак, - сказал  дедушка. – Казачество – это, брат, не работа, на  которой отработал свое время, а потом на пенсию отправился. Казак всю жизнь казак
-Почему? – спросил Ваня.
-Потому что  казак всю жизнь служит Родине, людям, вере нашей православной.
-Как  солдат?
-Э-э, нет! Бери выше, Ванюша! – усмехнулся дед. – Служить – это не всегда  с автоматом  на посту стоять, или на танке в бой рваться.
-А что же это такое?
-Ну, как тебе объяснить, чтоб ты понял? Вон, Серко наш возле будки  прохлаждается, мух лапой от морды прогоняет. Он что делает? Просто так  валяется? Нет! Он служит своему хозяину. Потому что, когда кто чужой ко двору подойдет, Серко тут же на чужого залает. Во-первых, подаст голос хозяевам, что на горизонте посторонние появились, а во-вторых, этих посторонних напугать постарается. А то и зубами схватит, если надо. Серко, стало быть, внучек, дело свое делает.  Службу, то есть, несет. Конечно, собачью службу негоже приравнивать ко всякой службе человека. Но я и не приравниваю, а просто  хочу пояснить, что  настоящая служба – это служение. Оно с малых лет начинается.  Опять же, к примеру, Серко наш служить начал, когда еще  крохотным щеночком был. Мать его, Дамка, бывало, залает на кого, а он следом тявкает. Ну, прямо заливается! Большим псом себя воображал.
-А теперь Дамка где?
-Как, где? Известное дело: отслужила свое – и на покой. Собачий век недолгий. 
-А вон, гляди, Ванюша, какая от  твоего прадеда  папаха  осталась! – Бабушка  извлекла из сундука черную  меховую шапку  с красным верхом.
Дедушка осторожно принял папаху из бабушкиных рук и надел её на Ванину голову. Вся голова вместе с ушами и лицом утонула в шапке. Дедушка приподнял папаху.
-Пока еще слегка великовата, - произнес  дедушка. – Но со временем, я думаю, добрый у нас казак получится! Ей-богу, добрый!
Придерживая на голове папаху, Ваня  побежал к зеркалу.
      Любуется на себя в папахе и думает: «Эх, жалко, что черкеска сильно длинная! В черкеске и папахе я б уж точно совсем похож  был  бы на тех, которые на параде были».
-Ну, вот еще о чем журиться вздумал! – прочитал его мысли дедушка. – Придет время твое! Не заметишь, как и вырастешь. Учись только, внучок, хорошенько! Чтоб все науки знал, какие надо! А форму эту казачью бабушка для тебя бережет. И ты  беречь будешь. Эта форма тебе досталась  от прадеда.
-А что там еще казацкое  в сундуке есть? – спросил Ваня, снимая с головы папаху.
-Да все, что надо для доброго казака, - ответил дедушка. – Только все остальное мы как-нибудь в другой раз посмотрим. А теперь нам уж и обедать время пришло.
Бабушка  бережно и аккуратно сложила все вещи назад в сундук,  закрыла крышку, навесила замок, а потом  накрыла сундук сначала покрывалом, а потом  рядном. Завершилась экскурсия в  бабушкин сундук.



2.Лучшее лекарство от скуки.

Скучно Ване  у дедушки с бабушкой в станице. Друзей  из местных ребятишек Ваня пока не завел, потому что  мало еще в станице пожил. Телевизора у дедушки в доме нет. То есть, по правде,  сам телевизор стоит в большой комнате на тумбочке. Но никто его не  смотрит. Бабушка даже и не включает. Раз только вечером дедушка включил, когда с работы пришел. И то, потому что Ваня попросил.
Плохо Ване оттого, что дедушка целыми днями работает  на каком-то элеваторе. Бабушка, конечно, не работает, но все время крутится со своими делами: то во дворе, то в доме, то по хозяйству управляется.  Управляться – это значит кормить кур, гусей, уток, свинью с поросятами – всех животных, которые  у бабушки имеются. Еще  убирать в сарае, у коровы в базу, у свиньи в сажу, в курнике, где куры находятся.  Есть у бабушки  и огород, большущий такой.  В огороде  растут всякие овощи: огурцы, помидоры, капуста, перец, лук, чеснок, морковка – целых пологорода. А на другом пологороде у бабушки картошка растет.
Вот бабушка  целый день и управляется. А Ваня ходит за нею хвостиком и ноет:
-Бабушка, ну, поиграй со мной немножко!
-Некогда мне, Ванечка, - говорит бабушка. – Вот вечером дедушка приедет с работы, он и поиграет.
-Ага! Когда это он приедет? А мне сейчас скучно.
-А ты, внучек, возьми вот эту мисочку, сходи в летнюю кухню. Там в сенцах на табуретке чувал стоит с зерном. Ты  мисочкой набери зерна из чувала да во дворе курочкам и рассыпь. От, они тебе благодарны будут!
-А что такое сенцы, бабушка, и чувал?
-Сенцы – это сени. Ну,  прихожая такая крохотная перед  комнатой. Как в хату заходишь… ах, да!..  хата – это казачий  дом в станице, или в хуторе. А хутор – это маленькое село. Станица – это  большое село, а хутор – маленькое. Ну, вот! А чувал – это мешок. В общем, сразу, как войдешь в летнюю кухню со двора, то напротив двери в комнату стоит табуретка с мешком. Ну, теперь понял?
-Ага! – кивает головой  Ваня, берет у бабушки из рук  алюминиевую миску и бежит  за зерном.
Покормит курочек, опять  ходит за бабушкой следом и канючит:
-А что теперь делать, бабушка?
Бабушка вновь поручает ему что-нибудь по мелочи. Выполнив поручение в мгновение ока,  мальчик  продолжает мучиться  от скуки. Наконец, бабушке надоедает вся эта канитель. Она подхватывает на веранде небольшое полиэтиленовое ведро и говорит внуку:
-Ну, пошли, что ли,  за ворота!
-Зачем? – спрашивает Ваня.
-Затем, что черешня там уже вся осыпается. Будем с тобой, Ванечка, черешню рвать на компот. Я с дерева буду рвать, а ты на земле пособираешь, да хорошенько в траве пошукаешь, ну, то есть, внимательно  поищешь.
Набрали бабушка с Ваней целое ведро черешни. Бабушка высыпала черешню из ведерка в таз, и опять пошли к черешне новое ведро наполнять.
Первое ведро Ваня наполнял охотно. Конечно, и про свой рот не забывал: вкусные же черешенки. Потом, ко второму-то ведру подустал  немного, да и наелся уже. А бабушка и  это ведро опорожнила и опять к черешне направилась.
-Бабушка! – стонет внук. – Давай, уже не будем собирать! Я устал уже! У меня  ноги не ходят!
-Я-то не против, мой дорогой! Да ты ж сам, небось, через пять минут скучать начнешь.
-Нет, не буду. Я лучше пойду в дом книжку смотреть.
И Ваня отправляется в дом. Минут через десять смотрит бабушка, а внука рядом нет. Идет в дом выяснять, чем же это он там увлекся?
Ничем. Спит Ваня на  бабушкиной кровати. Свернулся калачиком между горками из подушек  и посапывает сладко-сладко.



3.За столом в летней кухне

Сидят Ваня с бабушкой в летней кухне за столом и пьют из больших фарфоровых кружек узвар. Узвар – это компот из сухофруктов.

Реклама
Обсуждение
     01:39 26.08.2024 (1)
Начало понравилось, потом вернусь.
Такое впечатление, что внук приехал к бабушке в донскую станицу.
У нас в городе живёт журналистка Шулепова, нередко принимала
участие в жюри на артфестивалях.
     08:02 30.08.2024
Здравствуйте, Анна! Журналистка Шулепова - это не я. Моя полная фамилия Шулепова-Кавальони. Я живу в Краснодаре. В произведении, действительно, внук приехал в станицу, но не в донскую, а в кубанскую. Но, думаю, жизнь и быт кубанских казаков мало чем отличается от донских. Картинки, разумеется, списаны, что называется, с натуры.
Книга автора
Ноотропы 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама