Предисловие: Если не касаться физиологии, то следует отметить: процессы, происходящие во сне с человеком, до сих пор или очевидны, либо непонятны, хотя имеется достаточно предположений разного рода, но у них отсутствуют убедительные основания. Поэтому имеет смысл попытаться найти более-менее убедительные доводы, объясняющие эти процессы, и не только, имея в виду регулярное выпадение человека из активной деятельности в процессе сна.
Ключевые слова: информация, время, сознание, самосознание, человек, интеллект, мозг, среда, сон, сновидения, жизнь, мышление, отражение.
Содержание
Введение.
1. Исторический экскурс.
2. Сон как пауза для информационного моделирования поведения наяву.
3. Об отличии и сходстве функционирования сознания человека во сне и наяву.
Введение
Отметим сначала, что за последние 2,5 тысячи лет умы ученых выдвинули различные соображения о сне и сновидениях, но, к сожалению, все их доводы о механизме и предназначении сна, кроме определения процедуры некоторых физико-химических процессов, происходящих с человеком в процессе сна, не имеют прочного основания.
Эти соображения либо очевидны, либо правдоподобны, но не доказаны, находясь на уровне догадок, или же они ошибочны.
Поэтому имеет смысл определить предназначение сна не только в качестве отдыха организма человека от дневной деятельности и его восстановления, но и отличие и сходство в функционировании сознания человека во сне и наяву, имея в виду время этого функционирования, а также роль сна в качестве моделирования поведения человека наяву.
Вместе с тем сделана попытка сопоставления поведения подавляющего большинства людей наяву с процедурой их пребывания в виртуальном мире сна на основании определенных фактов.
Известно, что около трети времени жизни развитые живые существа тратят на сон.
Наука определяет сон как периодически возникающее физиологическое состояние, противоположное состоянию бодрствования, характеризующееся, в отличие от бодрствования, пониженной реакцией на окружающий мир.
Банальность этого определения очевидна.
Поэтому хотелось бы выйти за его пределы.
В этом отношении определенных успехов достигли физиологи, но не психологи.
В последнее время физиологи обнаружили, что мозг и гормональная система животных, в том числе и человека, вырабатывают два типа сигналов. Один из этих сигналов не дает спать, а другой заставляет организм спать.
Колебания интенсивности этих сигналов в зависимости от суточных ритмов заставляют нас спать ночью и просыпаться утром.
Нарушение этой процедуры ведет к следующим негативным последствиям.
Наяву, особенно длительная и повышенная активность нейронов мозга проводит к накоплению разрывов и других повреждений ДНК.
Эти аварии устраняются во сне, поскольку «размах» движений ДНК вырастает примерно в два раза. Из-за этих движений хромосомы начинают постоянно менять свою пространственную конфигурацию, а число молекул, участвующих в ликвидации разрывов в геноме, достигает больших значений.
Таким образом, с точки зрений физиологов, сон и все процессы в нейронах, связанные с ним, необходимы для выживания и поддержки работоспособности организма, несмотря на то что во сне опасности, исходящие от окружающей среды, не воспринимаются.
Правда, это открытие физиологов всего лишь подтвердило соображение еще античных греков о том, что сон нужен для отдыха и восстановления организма, в том числе, конечно, и восстановления мозга.
Считается также, что во сне происходит перевод информации из оперативной памяти в постоянную (консолидация памяти) и реконсолидация, которая устраняет ненужные сведения, а также во сне происходит процесс формирования будущего поведения на основе полученного опыта.
Кроме того, в ходе ряда экспериментов, ученые обнаружили существование фаз медленного и быстрого сна, и что во сне кратковременная память превращается в долговременную, а мозг избавляется от ненужной ему информации, что, отчасти, помогает приспосабливаться к изменению жизненных ситуаций.
Что касается фаз медленного и быстрого сна, то их назначение до сих пор не определено.
Было также отмечено, что сновидения протекают с большей скоростью по сравнению с идентичными событиями в реальности, занимая временной интервал, в несколько раз меньший, но психологи не смогли объяснить этот феномен.
Психологи считают, что сновидения, которые представляются им как субъективное восприятие образов от органов чувств, возникающих в сознании спящего, происходят в основном в фазе быстрого сна, когда активность мозга высока. При этом психологи полагают, что невнятность образов, которые человек видит во сне, есть не что иное, как процесс образования его мыслей.
В этом подходе психологов к сновидениям сказывается их волюнтаризм, поскольку они принимают физико-химические процессы, происходящие в мозгу человека, а именно: обработку мозгом информации в период сна, частично отражающийся в сновидениях, за субъективное восприятие образов от органов чувств, тогда как, напротив, сновидения фрагментарно, часто смешанно, но довольно точно повторяют (копируют) в тех или иных сочетаниях соответствующие отрывки событий дневного времени.
Последние изыскания психологов привели их к идее, что сновидения не продукт воображения, а ответная реакция на актуальные проблемы и переживания, что особенно банально, потому что об этом толковали еще античные философы.
Таким образом, успехи в изучении сна имеются только у физиологов, которые обнаружили, что сон способствует переработке и хранению информации, устранению ненужных связей нейронов, выведению из мозга вредных продуктов активности нейронов. Кроме того, они обнаружили, что сон способствует устранению повреждений нейронов, сохраняет уровень иммунитета, восстанавливает работу внутренних органов.
Психологи же обсуждают очевидное или выдвигают одни догадки – более или менее сомнительные, вероятно, по той причине, что они изучают внешние проявления сознания, не пытаясь понять его внутреннее содержание хотя бы на уровне удобоваримых гипотез.
Поэтому имеет смысл попытаться рассмотреть данную проблему под другим углом – с позиции потребления каждым живым существом, в том числе и человеком, информации.
1. Исторический экскурс
Сначала представим то, что совершенно очевидно в процедуре сна и сновидений, а также то, что неочевидно, но представляется правдоподобным, хотя и не имеющим твердых доказательств, а затем – ошибочное, как это уже выяснилось к настоящему времени.
Древнегреческий историк Геродот так трактовал сновидения: «Обычно ведь люди видят во сне то, о чем они думают днем» [1. Геродот. История. VII, 16. М. Наука. 1972].
Античный философ Артемидор считал сновидения «созданием разных образов…» [2, с. 32].
Знаменитый античный философ Платон утверждал, что во сне удается «подглядеть» иномирное пространство, а в процессе засыпания создаются яркие образы [3, с. 19-21]. Человек, как считал Платон, из сна способен «черпать вдохновение» [3, с. 353-358].
Столь же знаменитый древнегреческий философ Аристотель полагал сновидения физическим явлением, которое не может быть следствием чувственного восприятия или мнения человека. Он также утверждает, что наша душа имеет потребность регенерации, поэтому люди спят и видят сны [4, с. 24-26].
Сон, по мнению Аристотеля, «восстанавливает силы». Во сне «чувственная способность души бездеятельна, неподвижна и как бы связана путами, она существует в возможности, но будет готова воспринимать, когда проснется… …Все ночные видения возникают в душе в результате ее дневной деятельности восприятия» [4, с. 454-455]. «Сны видят не только люди, но и неразумные животные… …Во сне нельзя истинно предсказать будущее» [5, с. 169-175].
Вещие сны Аристотель считал фикцией, хотя и указывал, что в сновидениях вообще имеется смысл раз они отражают действительность, и поэтому в них в некоторой степени можно верить, тем более что совпадения случаются. Но вместе с тем, отсутствие рационального объяснения предсказаниям по материалам сновидений не предполагает доверия к ним [там же].
Аристотель полагал, что сны сообщают человеку о его собственных проблемах и дают возможность обратить внимание на то, что в состоянии бодрствования осталось за пределами внимания; душа во сне от тела неотделима [4, с. 423-432].
Гиппократ полагал, что душа во время сна не отвлекается на посторонние воздействия. Поэтому, изучая сны, мы узнаем больше о самой душе [6, IV, с. 86].
Ницше утверждал, что каждый сон дает возможность постичь переходность вещей [7, с. 340].
Сон, по мнению П. А. Флоренского, позволяет «предощутить» существование «иномирного» пространства. Во сне время летит с неимоверной быстротой по сравнению с временем, воспринимаемым человеком в бодрствующим состоянии [8, с. 4-16].
Действительно, во сне проявляется некое дополнительное пространство, которое Платон и Флоренский назвали иномирным, хотя, на самом деле, это не пространство, а полная база данных – весьма обширная, которой в процессе сна пользуется интеллект сознания, тогда как наяву сознание человека ограничивается, за редким исключением, использованием оперативной памяти.
Сновидения, по мнению З. Фрейда, представляют желания осуществившимися [9].
Все сновидения есть не что иное как образные копии уже случившихся наяву событий, в основном в отрывочной форме. Часть из них хранится в долговременной памяти. Поэтому каждое индивидуальное сознание в процессе сна в форме собственного интеллекта (живого компьютера) способно моделировать различные ситуации на основе полученной за день информации, комбинируя с ней те или иные эпизоды прошедшего, напоминая при этом работающий по соответствующим программам компьютер, который настроен на выделение тех или иных проблемных ситуаций.
Любой взрослый человек в то или иное время может испытывать сексуальное желание, остающееся по разным причинам неудовлетворенным. Поэтому интеллект сознания в процессе сна может отыскать в памяти образную копию события, когда это желание было удовлетворено, и продемонстрировать в форме сновидения соответствующий ролик, удовлетворив тем самым это желание виртуально. Точно так же во сне человек может получить сильный импульс к контактам с противоположным полом, если назрела такая потребность.
Фрейд эту особенность виртуального удовлетворения желаний подметил, но гиперболизировал ее, тогда как сон в целом, но не сновидения, которые являются его образной частью, представляет собой процесс, в ходе которого интеллект сознания пытается представить модели разрешения всевозможных проблемных ситуаций, а не только отражать желания в виртуальном виде. Тем не менее, как частный случай, желания в виде сновидений иногда исполняются в утешение страждущего хотя бы в такой ложной форме, полученной, тем не менее, как отражение впечатлений и скрытых потребностей человека наяву, сохраняя его бытие в определенном равновесии.
Перейдем теперь к явно ошибочным или совершенно недостаточным соображениям о сне и сновидениях.
Артемидор полагал, что сновидение показывает будущее, а сон – настоящее [2, с. 32].
Сновидения являются неотъемлемой частью процесса создания информационных моделей во сне, но только образной, отражая дневные впечатления вкупе с более ранними впечатлениями и поэтому не могут показывать будущее. Сам процесс сна всегда происходит в настоящем, но при этом в нем формируются модели поведения индивида с учетом происшедших изменений, которые можно, предположительно, применить в дальнейшем наяву с пользой.
Аристотель полагал, что душа более сосредоточена на самой себе и отвлечена от забот о теле [4, с. 423-432].
Во время сна всё происходит наоборот. Интеллект сознания восстанавливает нейроны мозга, управляет функционированием внутренних органов, настраивает их на адекватную работу в дальнейшем и, отчасти, восстанавливает их.
Сновидения, по соображениям П. А. Флоренского,
|